Данный урок – находится в разделе «Крутим барабан времени». Ранее дети познакомились с произведением «Петька на даче» Леонида Андреева, историческим документом – договором о Василии Рогове, в которых прослеживается судьба детей , живших в прошлое время . На уроке рассматривалось произведение «Ванька».
Этот урок является уроком — обобщения. Уроком-исследования. Урок рассчитан на привитие любви к исторической книге, развитие зрительной, моторной памяти, разных видов внимания. Дети учатся бегло и выразительно читать, отбирать нужную информацию, отвечать на поставленный вопрос, анализировать поступки героев.
Урок подводит к овладению логическими действиями сравнениями, анализа, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений.
Тема: Такие похожие разные судьбы по произведениям А.Чехова «Ванька», Л.Андреева «Петька на даче», картине В.Маковского «Свидание»
Цель:
На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чувств.
Учить анализировать тексты в сопоставлении судеб героев, видеть идею, смысл рассказа.
Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
Развивать речь, внимание, воображение.
Планируемые результаты освоения темы:
Личностные универсальные действия:
— Смыслообразование через прослеживание судьбы героев.
— Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями произведения посредством эмоционально-действенной идентификации.
— 3акладывание эстетических ценностей на основе эстетических критериев
2. Регулятивные действия:
— осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
3. Познавательные универсальные действия :
— уметь устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев.
— обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
4.Коммуникативные действия:
– учитывать позицию собеседника, учитывать
настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать
коммуникативные позиции собеседников;
Ход урока
1. Организационный момент
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока.
— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое.
Звучит грустная музыка П.Чайковский «Старинная песенка»
Ученик.
Вот мрачно встают
Корпуса заводские,
Дымятся кирпичные
Трубы большие.
Из настежь открытых
Тяжелых ворот
Толпой невеселой
Выходит народ.
Последним бредет
Худощавый мальчонка.
Плохая – плохая
На нем одежонка!
Замучен работой
Он еле идет
И корочку хлеба
Сухого грызет
Ему эта корочка
Вместо обеда.
Н.Забила
— Что можете сказать об этом стихотворении и об этой музыке?
Эпиграф к уроку:
“В детстве у меня не было детства…” А.П.Чехов
— Как вы понимаете эти слова?
Тема нашего урока «Такие похожие разные судьбы»
— Назовите, с какими произведения о жизни детей 19 века мы знакомились на уроках?
— Сегодня мы еще раз вспомним об этих произведениях еще раз и сравним судьбы главных героев.
3. Работа по теме.
1) Вступительное слово
Чтение стихотворения «Городские дети»
Городские дети, чахлые цветы,
Я люблю вас сладким домыслом мечты.
Если б этот лобик распрямил виски!
Если б в этих глазках не было тоски!
Если б эти тельца не были худы,
Сколько б в них кипело радостной вражды!
Если б эти ноги не были кривы!
Если б этим детям под ноги травы!
Городские дети, чахлые цветы!
Все же в вас таится семя красоты.
В грохоте железа, в грохоте камней
Вы – одна надежда, вы всего ясней!
— Можно ли про Ваньку и Петьку сказать, что они «городские дети», «чахлые цветы»?
— Как называется наша глава?
Работа по иллюстрации к главе
— Кто это?
— Но они совсем не похожи на «чахлые цветы»? Как вы объясните эти противоречия? (два мира)
— Сегодня мы будем работать по группам.
— Давайте вспомним правила работы в группе.
— Каждая группа выберите ответственного за свою группу.
1 группа работает с произведением А.Чехова «Ванька»
2 группа работает с произведением Леонида Андреева «Петька на даче»
3 группа работает с картиной Владимира Маковского «Свидание»
Каждая группа может помогать другой группе.
2) – Опишите главного героя. Какие они? Выборочное чтение.
Петька – с.56-58
Ванька – 9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до ста.
Мальчик – на вид лет 10-12, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись – наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться.
3) – В чем состоит «ученье» наших героев? Учат ли их ремеслу?
Петька – выполнял однообразную подсобную работу, никак не связанную с парикмахерским ремеслом.
Ванька – качал ребенка хозяев, помогал на кухне, его посылали в кабак за водкой, учили красть огурцы.
Мальчик – скорее всего работает на подсобных работах.
4) – Можно ли сказать, что Ваньке приходится намного хуже, чем Петьке? Почему?
Если сравнивать бесправность мальчиков, то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем, которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, он не доедает, недосыпает, Ваньке влетает и за собственные проступки (не так чистил селедку; заснул, укачивая хозяйского малютку), и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть огурцы, за что бьют опять Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живет.
Послушайте стихотворение о герое Чехова Ваньке
Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.
Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда-нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.
И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.
А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.
5) – Посмотрите на картину и скажите, а как живется этому мальчику? Почему мы это можем сказать? Как художник это изобразил? (встреча в темном коридоре, мальчику живется плохо, голодно. Его никто его не пожалеет, не приголубит. Тяжело материнскому сердцу, она не может ему помочь).
6) — Какие проблемы у мальчиков одинаковые? (общие проблемы у мальчиков – бесправие и скука. Их не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих).
7) – С помощью каких выразительных средств авторам удалось передать тяжелую жизнь героев? (фразами, отдельными словами, описанием внешности, описанием пейзажа. А на картине с помощью цвета, красок)
8) — Есть ли у мальчиков «то место», куда они стремятся? А чем оно их так привлекает?
9) – Какими качествами обладают мальчики? Даны листы с чертами характера определить и доказать текстом
Наблюдательный
Жадный
Сообразительный
Глупый
Добрый
Отзывчивый
Активный
Впечатлительный
Находчивый
Шустрый
Доверчивый
Ванька – наблюдательный, сообразительный, находчивый, шустрый, активный.
Петька – впечатлительный, доверчивый
(Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма, где он рассказывает деду о Москве, – со слов «А Москва город большой…». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание – то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал: Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины совместной жизни с ним, Ванькой, и т. д. Он наблюдательный и сообразительный (вспомним рассказ о Москве), активный и находчивый (сообразил написать письмо деду, расспросил торговцев, куда опускают письма, достаточно умело убеждает деда забрать его от хозяина, определив себе работу в деревне. Он не менее впечатлителен, чем Петька (можно прочитать описание ночного деревенского пейзажа, «увиденного» глазами Ваньки), но более активный, шустрый и жизнеспособный.)
10) — Что для мальчиков было мигом, а что вечностью?
11) – Как авторы строят свои произведения? Почему?
12) Почему письмо Ваньки не дошло?
13) – В какое время написано письмо?
— А давайте представим такой поворот событий?
Сценка «Разговор двух почтальонов»
1 почтальон: — Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: — Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим.
1 почтальон: — Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: — Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: — Да ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
Автор: — К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло до дедушки Ваньки.
4. Самостоятельная работа по группам
1 группа – напишите ответное письмо Ваньке от деда
2 группа – представьте, как может измениться жизнь Петьки
3 группа – как мама может помочь мальчику
Самостоятельная работа в группах. Проверка!
Вывод
— Вернемся к эпиграфу нашего урока.
— Что можно сказать сейчас про него, что хотите добавить?
— Какой же вывод можно сделать о жизни детей в 19 веке? художник и писатели разными средствами передали одинаковые исторические события в жизни простых людей.
— Мы с вами познакомились только с несколькими произведениями писателей и художника. Но еще много писателей, поэтов, музыкантов рассказывали через свои произведения о том тяжелом времени выставка книг, картина «Тройка» Перова. Слайд с другими произведениями
Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», В.Короленко «Дети подземелья», «Купленный мальчик», А.Чехов «Ванька», «Спать хочется», Д.Мамин-Сибиряк «Вертел», «В ученье», «Спать хочется», Г.Сенкевич «Янко-музыкант», Н.Некрасов «Плач детей»
— И сейчас вы прослушаете отрывок из произведения Некрасова
Плач детей
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим, вертим, вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, –
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
«Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться –
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит, гудит, гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
Нам домой скорей бы воротиться,
Но зачем идем мы и туда?
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»
Итог. Рефлексия.
— Анализируя ваши работы, мы можем сказать, что всегда нужно надеяться на лучшие изменения.
— А в нашей жизни бывают ситуации, когда кажется, что нет выхода?
— Как мы должны поступать в таких ситуациях? А если ваши знакомые, друзья, родные попадают в сложную жизненную ситуацию, ка вы себя будете вести?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!