Урок по литературному чтению 4 класс «Такие похожие разные судьбы по произведениям А.Чехова «Ванька», Л.Андреева «Петька на даче», картине В.Маковского «Свидание»»


Данный урок – находится в разделе «Крутим барабан времени». Ранее дети познакомились с произведением «Петька на даче» Леонида Андреева, историческим документом – договором о Василии Рогове, в которых прослеживается судьба детей , живших в прошлое время . На уроке рассматривалось произведение «Ванька».

Этот урок является уроком — обобщения. Уроком-исследования. Урок рассчитан на привитие любви к исторической книге, развитие зрительной, моторной памяти, разных видов внимания. Дети учатся бегло и выразительно читать, отбирать нужную информацию, отвечать на поставленный вопрос, анализировать поступки героев.

Урок подводит к овладению логическими действиями сравнениями, анализа, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений.



Тема: Такие похожие разные судьбы по произведениям А.Чехова «Ванька», Л.Андреева «Петька на даче», картине В.Маковского «Свидание»

Цель:

  1. На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чувств.

  2. Учить анализировать тексты в сопоставлении судеб героев, видеть идею, смысл рассказа.

  3. Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.

  4. Развивать речь, внимание, воображение.

Планируемые результаты освоения темы:

  1. Личностные универсальные действия:

— Смыслообразование через прослеживание судьбы героев.

— Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями произведения посредством эмоционально-действенной идентификации.

— 3акладывание эстетических ценностей на основе эстетических критериев


2. Регулятивные действия:

— осознавать этапы организации учебной работы;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;


3. Познавательные универсальные действия :

— уметь устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев.

— обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.


4.Коммуникативные действия:

учитывать позицию собеседника, учитывать

настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

сотрудничать с учителем и сверстниками;

грамотно формулировать вопросы;

используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать

коммуникативные позиции собеседников;


Ход урока


1. Организационный момент

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.


2. Введение в тему урока.

— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое.


Звучит грустная музыка П.Чайковский «Старинная песенка»


Ученик.

Вот мрачно встают
Корпуса заводские,
Дымятся кирпичные
Трубы большие.
Из настежь открытых
Тяжелых ворот
Толпой невеселой
Выходит народ.
Последним бредет
Худощавый мальчонка.
Плохая – плохая
На нем одежонка!
Замучен работой
Он еле идет
И корочку хлеба
Сухого грызет
Ему эта корочка
Вместо обеда.
Н.Забила

— Что можете сказать об этом стихотворении и об этой музыке?


Эпиграф к уроку:


В детстве у меня не было детства…” А.П.Чехов


— Как вы понимаете эти слова?



Тема нашего урока «Такие похожие разные судьбы»


— Назовите, с какими произведения о жизни детей 19 века мы знакомились на уроках?

— Сегодня мы еще раз вспомним об этих произведениях еще раз и сравним судьбы главных героев.


3. Работа по теме.

1) Вступительное слово


Чтение стихотворения «Городские дети»


Городские дети, чахлые цветы,

Я люблю вас сладким домыслом мечты.

Если б этот лобик распрямил виски!

Если б в этих глазках не было тоски!

Если б эти тельца не были худы,

Сколько б в них кипело радостной вражды!

Если б эти ноги не были кривы!

Если б этим детям под ноги травы!

Городские дети, чахлые цветы!

Все же в вас таится семя красоты.

В грохоте железа, в грохоте камней

Вы – одна надежда, вы всего ясней!


— Можно ли про Ваньку и Петьку сказать, что они «городские дети», «чахлые цветы»?

— Как называется наша глава?


Работа по иллюстрации к главе


— Кто это?

— Но они совсем не похожи на «чахлые цветы»? Как вы объясните эти противоречия? (два мира)


— Сегодня мы будем работать по группам.

— Давайте вспомним правила работы в группе.

— Каждая группа выберите ответственного за свою группу.


1 группа работает с произведением А.Чехова «Ванька»

2 группа работает с произведением Леонида Андреева «Петька на даче»

3 группа работает с картиной Владимира Маковского «Свидание»


Каждая группа может помогать другой группе.



2) – Опишите главного героя. Какие они? Выборочное чтение.

Петька – с.56-58


Ванька – 9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до ста.


Мальчик – на вид лет 10-12, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись – наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться.


3) – В чем состоит «ученье» наших героев? Учат ли их ремеслу?

Петька – выполнял однообразную подсобную работу, никак не связанную с парикмахерским ремеслом.


Ванька – качал ребенка хозяев, помогал на кухне, его посылали в кабак за водкой, учили красть огурцы.


Мальчик – скорее всего работает на подсобных работах.


4) – Можно ли сказать, что Ваньке приходится намного хуже, чем Петьке? Почему?

Если сравнивать бесправность мальчиков, то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем, которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, он не доедает, недосыпает, Ваньке влетает и за собственные проступки (не так чистил селедку; заснул, укачивая хозяйского малютку), и за чужие грехи (подмастерья заставляют его красть огурцы, за что бьют опять Ваньку). С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живет.

Послушайте стихотворение о герое Чехова Ваньке

Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать
То чудо, что когда-нибудь произойдет.
Быть – может, возвратится он домой,
Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню. Деду».
Ямщик подвыпивший в своем возке
Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.



5) – Посмотрите на картину и скажите, а как живется этому мальчику? Почему мы это можем сказать? Как художник это изобразил? (встреча в темном коридоре, мальчику живется плохо, голодно. Его никто его не пожалеет, не приголубит. Тяжело материнскому сердцу, она не может ему помочь).



6) — Какие проблемы у мальчиков одинаковые? (общие проблемы у мальчиков – бесправие и скука. Их не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих).


7) – С помощью каких выразительных средств авторам удалось передать тяжелую жизнь героев? (фразами, отдельными словами, описанием внешности, описанием пейзажа. А на картине с помощью цвета, красок)


8) — Есть ли у мальчиков «то место», куда они стремятся? А чем оно их так привлекает?


9) – Какими качествами обладают мальчики? Даны листы с чертами характера определить и доказать текстом

Наблюдательный

Жадный

Сообразительный

Глупый

Добрый

Отзывчивый

Активный

Впечатлительный

Находчивый

Шустрый

Доверчивый


Ванька – наблюдательный, сообразительный, находчивый, шустрый, активный.

Петька – впечатлительный, доверчивый

(Ванька чрезвычайно наблюдательный: об этом говорит та часть письма, где он рассказывает деду о Москве, – со слов «А Москва город большой…». О наблюдательности говорит и описание поведения и характера собак Вьюна и Каштанки. О сообразительности свидетельствует как сам факт написания и отправки письма деду, так и его содержание – то, какие аргументы приводит Ванька для того, чтобы дед его забрал: Ванька уже и работу себе в деревне придумал, и рисует деду оптимистические картины совместной жизни с ним, Ванькой, и т. д. Он наблюдательный и сообразительный (вспомним рассказ о Москве), активный и находчивый (сообразил написать письмо деду, расспросил торговцев, куда опускают письма, достаточно умело убеждает деда забрать его от хозяина, определив себе работу в деревне. Он не менее впечатлителен, чем Петька (можно прочитать описание ночного деревенского пейзажа, «увиденного» глазами Ваньки), но более активный, шустрый и жизнеспособный.)



10) — Что для мальчиков было мигом, а что вечностью?


11) – Как авторы строят свои произведения? Почему?


12) Почему письмо Ваньки не дошло?


13) – В какое время написано письмо?

— А давайте представим такой поворот событий?


Сценка «Разговор двух почтальонов»

1 почтальон: — Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: — Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим.

1 почтальон: — Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: — Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: — Да ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.


Автор: — К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло до дедушки Ваньки.



4. Самостоятельная работа по группам



1 группа – напишите ответное письмо Ваньке от деда

2 группа – представьте, как может измениться жизнь Петьки

3 группа – как мама может помочь мальчику

Самостоятельная работа в группах. Проверка!


  1. Вывод


Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Что можно сказать сейчас про него, что хотите добавить?


— Какой же вывод можно сделать о жизни детей в 19 веке? художник и писатели разными средствами передали одинаковые исторические события в жизни простых людей.


Мы с вами познакомились только с несколькими произведениями писателей и художника. Но еще много писателей, поэтов, музыкантов рассказывали через свои произведения о том тяжелом времени выставка книг, картина «Тройка» Перова. Слайд с другими произведениями

Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», В.Короленко «Дети подземелья», «Купленный мальчик», А.Чехов «Ванька», «Спать хочется», Д.Мамин-Сибиряк «Вертел», «В ученье», «Спать хочется», Г.Сенкевич «Янко-музыкант», Н.Некрасов «Плач детей»


— И сейчас вы прослушаете отрывок из произведения Некрасова

Плач детей

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства

Всё живое счастливо живет,

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет.

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим, вертим, вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, всё кругом идет:

Красный нос безжалостной старухи,

Что за нами смотрит сквозь очки,

По стенам гуляющие мухи,

Стены, окна, двери, потолки, –

Всё и все! Впадая в исступленье,

Начинаем громко мы кричать:

«Погоди, ужасное круженье!

Дай нам память слабую собрать!»

Бесполезно плакать и молиться –

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит, гудит, гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы – спать.

Нам домой скорей бы воротиться,

Но зачем идем мы и туда?

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей…»


  1. Итог. Рефлексия.

— Анализируя ваши работы, мы можем сказать, что всегда нужно надеяться на лучшие изменения.

— А в нашей жизни бывают ситуации, когда кажется, что нет выхода?

— Как мы должны поступать в таких ситуациях? А если ваши знакомые, друзья, родные попадают в сложную жизненную ситуацию, ка вы себя будете вести?


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Творчество Достоевского"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: