Самоанализ занятия Окружающего мира в 3 классе.
Тема: Охрана растений
Цели:
Образовательные:
показать значимость растений в жизни человека; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия растений;
Развивающие:
обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы
Воспитывающая:
закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
Дидактическая задача занятия: создать условия для формирования УУД в условиях решения практических задач
В процессе обучения формировала универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний.
Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия
( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника,
Тип занятия: комбинированное.
Своё занятие я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.,
Поставленные задачи старалась реализовать через проблемно-деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому занятие начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки, целей.
Для актуализации знаний учащихся (подготовке восприятия нового материала) была создана проблемная ситуация с помощью экологической сказки.
На этапе самоопределения к деятельности были использованы загадки. Для этого опиралась на проблемные, частично-поисковые методы, старалась использовать жизненный опыт учащихся.
На этапе совместного открытия новых знаний была создана проблемная ситуация: учащимся предлагалось разделить слова отгадки на 2 группы (Лекарственные растения и растения, которые занесены в Красную книгу).
Физ минутка способствовала тому, чтобы учащиеся не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.
Для отработки материала, для первичного закрепления старалась применить групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Цели, которых отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в группах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла и логическое задание, что позволило выявить причины исчезновения растений и меры по охране растений.
На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели и
самостоятельно сформировали тему занятия.
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы ,но кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в группе, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.
Надо сказать, что на данном занятии были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения,).
Думаю, что был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
На занятии дети работали в группах, а это одна из необходимых форм проблемно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качеств личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Я считаю, что занятия такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго покаления.