МОУ СОШ № 11
с углубленным изучением отдельных предметов
Ставропольского края
Курского муниципального района
станицы Галюгаевской
Занятие № 1 по факультативному курсу
«Я – исследователь» (ФГОС)
1 класс
«Исследование. Что такое исследование?»
Автор:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 11 с УИОП
Носова Ольга Михайловна
Тема: «Исследование. Что такое исследование?»
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «исследование», «наблюдательность»,
Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное»,
Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран.
Ход занятия.
Организация класса.
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и приветствуют учителя и друг друга.
Сообщение темы и цели занятия.(слайд 2)
— Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать за окружающим нас миром. Очень много интересного мы не замечаем вокруг. Порой мы проходим мимо и не задумываемся над происходящим вокруг.
(ребята садятся за парты)
Актуализация знаний.
— И так, чему мы сегодня с вами будем учиться?
— Как вы можете объяснить, что такое исследование?
— Что значит «исследовать предмет»?
— Давайте подведём итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование».
— Кто сможет обобщить ?
Вывод: Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.(слайд 3)
— Где и когда человеку необходимы эти умения?
— Когда человек может проводить исследование?
— Какие могут быть исследования?
— Кто проводит научные исследования?
— Может ли простой человек что-то исследовать?
— Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?
— Какие качества нужны человеку, чтобы стать настоящим исследователем?
(детям можно предложить список качеств человека, из которого они выберут те, которые характеризуют исследователя)
— Какое самое главное качество исследователя?
— Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод: Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления. (слайд 4)
— Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?
-Хотите стать наблюдателем?
Практические задания.
Задание1.(слайд5)
Рассмотрите рисунки попробуйте найти 10 отличий.
Задание 2.(слайд 6)
Посчитайте сколько треугольников и четырёхугольников на чертеже.
Задание 3. (слайд 7)
Какие предметы изображены на рисунке? Назови.
Как составить план для исследования
— Ребята, а вы когда-нибудь пробовали наблюдать за окружающими объектами?
-За кем вы наблюдали?
-Как вы считаете, с чего нужно строить свои наблюдения?
Давайте составим план исследования.
План
Выбрать объект
Наблюдать за ним
Спросить об этом предмете у родителей или учителя
Найти материал в энциклопедии
Итог занятия.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Чему мы учились?
— Хотелось бы продолжить исследовать окружающие нас предметы?
Домашнее задание
Выбрать и пронаблюдать за домашним животным, подготовить рассказ о своем наблюдении