Формирование ЗОЖ в современной школе


Формирование основ здорового образа жизни в современной школе

Лукичева Татьяна Анатольевна

МБОУ «СОШ № 41 г.» Белгород

Укрепление и сохранение здоровья школьников и приобщение их к здоровому образу жизни — это одна из задач современной педагогики. В настоящее время в отечественной науке существуют разнообразные подходы к определению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». В официальных документах Всемирной организации здравоохранения, под понятием «здоровье» понимается состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Французский философ Мишель Монтень утверждает: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Таким образом, каждый человек должен дорожить и сохранять свое здоровье.

Известно, что основными факторами здоровья современного школьника являются генетические факторы, экология, условия проживания, материальный достаток в семьи, медицинская помощь. Сам человек должен иметь активную позицию по отношению к собственному здоровью и прикладывать постоянные усилия для его сохранения и укрепления. Передать знания ребенку о здоровье и здоровом образе жизни учителю возможно лишь тогда, когда он сам владеет знаниями о здоровом образе жизни [5, с.3].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем [3, с.179].

Здоровый образ жизни не может появиться сам по себе, он формируется у человека в результате определенного педагогического воздействия и влияния семьи. Поэтому надо больше уделять внимание профилактической работе с обучающими в плане пропаганды здорового образа жизни и осознанного отношения учащихся к сохранению собственного здоровья.

С переходом из класса в класс ухудшается здоровье школьников. Число здоровых детей за период обучения с 1 по 8 класс уменьшается в четыре раза. Если в первом классе обучается 25% здоровых детей, то в третьем их – 19%, в девятом 9 %, а в одиннадцатом- 6 %. Обучающие страдают различными хроническими заболеваниями, повышенным давлением, нарушением осанки, наблюдается снижение зрения [4, с.4].

Одна из причин этого: нездоровый образ жизни семьи, отсутствие режима труда и отдыха, неполноценное питание. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения и отдельно каждого ребенка- это комплексная проблема системы образования и отдельно взятой школы, ее грамотного взаимодействия с семьей и др социальными институтами. Именно в школьном возрасте формируется база здоровья на всю дальнейшую жизнь и имеющие проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены.

Свежие документы:  Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида

В настоящее время особую опасность представляет гипокинезия (недостаток движения), которая влияет на работоспособность школьника, способствует росту заболеваниям, подрывает физические и духовные силы ребенка. Состояние человека зависит от многих факторов, среди которых – образ жизни. Занятие физической культурой и спортом — вот одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Спортивные занятия помогают обучающимся снять утомление после интеллектуальной деятельности, что способствует физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья

Спорт и физические упражнения не только непосредственно влияют на растущий организм ребенка, но и приобретают особо важное значение в формировании привычек здорового образа жизни. Совсем непросто привлечь детей и подростков к регулярным занятиям спортом и увлечь идеей здорового образа жизни. Старые подходы решения этих проблем, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое. Выходом из создавшей ситуации заключается в формировании у детей и подростков нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья. Необходимо изменить подходы в организации оздоровительной работы с помощью первичной профилактики- формирования у школьников знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Для того чтобы хорошо учиться и преодолевать все трудности школьной жизни, ребенок должен быть здоров. Поэтому, одна из главных проблем школьного современного образования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся осознать, что здоровье – это главная ценность человека, которую надо беречь и ценить начиная с раннего возраста. Научить ребенка жить в гармонии с собой, справляться со стрессами и учебными нагрузками, не исчерпывая при этом ресурсы своего здоровья.

Формирование основ ЗОЖ связано с духовно- нравственным воспитанием, личностным развитием воспитанника, культурой межличностного общения [1,с.38-39]. Быть здоровым- это стремление любого человека. Только духовно развитый и здоровый человек счастлив: он получает удовольствие от жизни, ценит ее, самосовершенствуется, достигая удовлетворения от учебы и работы.

Необходимо обратить внимание на следующие факторы риска у детей и подростков: малоподвижный образ жизни, ожирение, курение. Потребность у младших школьников в среднем равна 21- 24 тысяч шагов в день. Активность у школьников начальных классов значительно меньше нормы, вследствие напряженной работы или длительного пребывания в неудобной позе за партой вызывают у ребенка неприятные ощущения, которые проявляются в снижении дисциплинированности и повышении двигательной активности.

Для того чтобы предупредить или снять утомление у детей и повысить работоспособность на уроке, необходимо проводить учителю физкультурные минутки и паузы. Сочетание физической и умственной активности снимет психоэмоциональное напряжение у школьников. Для того чтобы преодолеть двигательный голод, следует соблюдать режим дня, выполнять утреннюю гимнастику, совершать пешие прогулки, принимать участие в подвижных играх на свежем воздухе, принимать посильное участие в общественно- полезном труде.

Свежие документы:  Консультация для родителей «Безопасность детей наше общее дело!»

Особо следует обратить внимание на эмоциональный аспект здорового образа жизни ребенка. Данные технологии помогают воспитанникам поддерживать эмоциональное равновесие, умение контролировать свои эмоции.


Список литературы:

  1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход к изучению и формированию образовательной среды// Педагогика 2012.№ 3

  2. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/ Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград:Учитель, 2012.

  3. Здоровьесберегающие педагогические технологии/ А.М. Митяева,-М. Академия, 2008.

  4. Педагогическая валеология/. Кукушин В.С.- М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д, 2005.

  5. Торыбаева Ж.З. О педагогических технологиях формирования здорового образа жизни школьников// Педагогика -2012. № 5

  6. Формирование здорового образа жизни.5-11 классы: классные часы/Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: