Тема урока: Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели урока:
составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
выявить основные приемы создания характеров героев;
проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;
учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,
опираясь на вопросы учителя.
Ход урока.
I. Слово учителя.
На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект — герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит Н.В.Гоголь в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека — художник Пискарев и поручик Пирогов.
Сегодня на уроке мы должны
дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,
назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,
на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».
(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)
II. Выступление групп и обсуждение вопросов:
1 этап.
Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?
Чем заменен портрет?
(Портрет героя заменен социальным портретом, т.е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)
Выступление 1 группы.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
|
Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?
(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)
2 этап.
Вопросы к классу: Как автор раскрывает характер героев?
2. Характер
Выступление 2 группы.
Пискарев а) преследование Пирогов
«не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»; |
Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
(Пискарев — человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)
3 этап.
Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?
(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)
Выступление 3 группы.
б) СОН
Что такое сны для самого художника?
(Сон — эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева
с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?… О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;
«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)
Что мы узнаем о характере героя из снов?
(Пискарев — мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
(Пирогов — человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)
Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
раскрыть …(внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу)
показать разлад …(между мечтой героя и реальной жизнью)
объяснить причину … (трагической гибели художника)
Выступление 4 группы.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…» |
Выступление 5 группы.
3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
(Автор сочувствует Пискареву, сожалеет его судьбе, над Пироговым насмехается, иронизирует, осуждает его поступки.)
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
(Пирогов — офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)
Каков язык и стиль повествования о героях?
(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)
III. Подведение итогов работы в группах.
Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:
1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);
2… (описание снов художника Пискарева);
3… (разный язык и стиль повествования)
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать … (две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях)
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).
IV. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)».
Приложение.
В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:
в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1;
в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2;
предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 — средний уровень; 3,5 — повышенный уровень);
в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.
№1
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
|
Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
2 группа.
2. Характер
Пискарев а) преследование Пирогов
|
Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
3 группа.
б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
раскрыть …
показать разлад …
объяснить причину …
4 группа.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
|
5 группа.
3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
Вывод по итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:
1 … ; 2 … ; 3 … ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …
№ 2
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов
|
Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?
2 группа. 2. Характер
Пискарев а) преследование Пирогов
|
Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
3 группа.
б) СОН
Что такое сны для самого художника?
Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере из снов?
Почему автор не «дает» снов Пирогова?
Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
раскрыть …
показать разлад …
объяснить причину …
4 группа.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
|
5 группа.
3. Отношение автора
Какие чувства передает автор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
Каков язык и стиль повествования о героях?
Зачем автор использует разный язык в рассказе о героях повести?
Вывод по итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:
1 … ; 2 … ; 3 … ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать …
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …
7