Конспект урока для 5 класса «Парные глаголы. Способы образования видовых пар»


Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Зайнуллина Людмила Васильевна

Бескольская средняя школа-гимназия Кызылжарского района


Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар (5 класс).

Урок изучения нового материала.

Цель: знать особенности глагольного вида, уметь образовывать видовые пары, использовать их в речи и на письме.

Задачи:


образовательная: научиться различать совершенный и несовершенный вид глагола; познакомиться с четырьмя основными средствами образования глагольных видов: приставки, чередование суффиксов, ударение, замена корней;  


воспитательная: обеспечить условия для уважительного отношения к окружающим;


развивающая: развить умение систематизировать полученные ранее знания, применять их на практике.


Ход урока

Организационный момент. Игра на сплочение «Что нового?».

Ученики должны, внимательно изучив друг друга в течение 1 минуты, сказать, что нового по сравнению с вчерашним днем появилось в каждом из одноклассников. По завершении игры дети должны придти к выводу, что нужно быть внимательнее по отношению друг к другу.

Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами вспомнили, что такое инфинитив и отработали правило написания –тся, -ться. Давайте вспомним еще раз правописание мягкого знака в инфинитиве.

— Работа со светофором (ученики слушают словосочетание и поднимают карточку красного цвета, если в глаголе нет мягкого знака, зеленую – мягкий знак есть).

Пар расстилается, быстро мчаться, свет разливается, долго купаться, лес умывается, не успела оглянуться, вышла прогуляться.

  1. Вызов.

На интерактивной доске две иллюстрации.

— Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.

— Можете ли вы связать эти рисунки с вашим домашним заданием? (Дети отвечают, что на картинках и в д/з использованы глаголы совершенного/несовершенного вида). Работа в парах ( 1-2 минуты).



Рис. 1

Рис. 2

— Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? (Он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут.) А на втором рисунке? ( Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье.)

— Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? (лексическое значение). (Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом)).

— А грамматически они различаются? (видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить)).

— Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? (Правильно, приставка по-).

— Есть ли еще какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить, кроме грамматического значения совершенного вида? (Нет. Значит, это видовая пара).

Какова тема сегодняшнего урока? Какую цель можем перед собой поставить?

Осмысление. Работа в группах (7-8 минут). Использование светофора (при готовности/неготовности).

Далее происходит совместное обсуждение. Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека, выработать алгоритм определения видовой пары (доказывают, что 2 предложенных глагола являются видовой парой или не являются).

Делать – сделать, опускались – опустились, разрезать – разрезать (ударение), класть – положить (сделать акцент на эту видовую пару).

С) Презентация (10 минут). Прикрепляют на доску, выбирают наиболее приемлемый алгоритм по совместно выработанным критериям.

Закрепление. Работа в парах, взаимопроврка по ключам.

Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида (эти глаголы должны составлять видовую пару).

1) Я быстро решаю задачи по геометрии.

2) Бабушка часто рассказывала свои сказки.

3) Он иногда заканчивает сочинения раньше других.

4) Мы всегда телеграфируем родным перед приездом.

5) Я долго делаю работу по дому.

6) Она обычно кладёт всё на свои места.

7) Тут часто пробегали спортсмены.

Работа с электронным тренажером «Фраза»

Стадия рефлексии «Дерево пожеланий» (обратная связь). Ученики на стикерах в форме яблок пишут свое мнение по уроку и пишут пожелание самому себе. (Например: урок мне понравился или не понравился, потому, что…, я хочу пожелать себе быть внимательнее, активнее).

Домашнее задание. Выполнить упражнение по учебнику, либо написать мини-рассказ ( 6-7 предложений) с использованием глаголов одного вида на тему : «Весенний день».                                


 

                                                                        







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: