Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока
по теме
«Движение – это жизнь»
Автор: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Консультант: Матвеева Надежда Григорьевна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
г. Лахденпохья
Республика Карелия
2012 г.
Город: Лахденпохья
ОУ: МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Учитель: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
Консультант: Матвеева Надежда Григорьевна,
учитель физики
Класс: 4
Предмет: математика — физика
Тема учебного занятия: Движение – это жизнь.
Продолжительность учебного занятия: 40 мин.
Тип учебного занятия: нестандартный урок
Цель урока: Знакомство с относительностью движения.
Образовательные:
Закрепить знание соотношения величин «скорость», «время», «расстояние».
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные компетентности: умение работать самостоятельно, в парах, в группе;
Осуществлять компетентностный подход: понимание жизненной важности изучаемой темы.
Развивающие:
Осуществлять метапредметные связи, осуществлять пропедевтику к изучению физики.
Расширить понятие о движении.
Оборудование:
— мультимедиапроектор, ПК, интерактивная доска.
— учебники «Физика 7 класс»
— тексты с задачами
— демонстрационные предметы:
Автомобиль – модель, макеты зданий, деревьев, глобус с прикреплённым человечком из конструктора «Лего», секундомеры – 3, рулетка -1, линейка -1, мячик
— выставка книг по теме: Движение – это жизнь
Ход учебного занятия:
Организационный этап – 1 мин.
Цель этапа: Ввести учащихся в урок, настроить на работу.
методы | формы | УУД | ||
знания | умения | словесный | фронтальный | Регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу |
Организация внимания и внутренней готовности
| Умение организовываться | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…
|
Подготовка к работе.
|
Этап подготовки к работе на основном этапе – 2 мин.
Цель этапа: Учить формулировать тему урока.
методы | формы | УУД | ||
знания | умения | Словес ный | Фрон таль ная | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению |
| Учатся формулировать тему урока | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Тему урока вы должны отгадать. Подсказки: то, что на 3 слайде написано, 1. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты. 2. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни! Итак, тема сегодняшнего урока – “ Движение – это жизнь”. (Слайд № 3) |
Ученики пытаются сформулировать тему урока
|
Этап усвоения новых знаний – 10 мин.
Цель этапа: Расширить понятие о движении, познакомить с относительностью движения.
методы | формы | УУД | ||
знания | умения | Частично- поисковый Исследовательский Беседа Работа с книгой Работа с картой Наглядный Практический | Индивидуальная Фронтальная Групповая Работа в парах | Коммуникативные, Личностные |
относительность движения, механическое движение
| Умение, пользуясь таблицей, учебником, демострациями, практическими опытами добывать знания, делать предположения и выводы.
| |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Давайте прочитаем, как в словаре русского языка объясняется, что такое движение. (Слайд № 4) |
Ученик читает: «Движение – это изменение положения предмета или его частей, перемещение, состояние – противоположное покою» (Словарь русского языка – АН – М, 1985) | |||
— Но мы сегодня не случайно проводим урок в кабинете физики. Как вы думаете, почему? — Тема «Движение» изучается в 7 классе по предмету, который называется физика. Поговорим о движении с точки зрения физики. 2.Проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 5) | Ученики предполагают, выдвигают гипотезы. (Коммуникативные УУД, Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу) | |||
3. Относительность движения: Если машина далеко, то мы не можем понять, движется она или нет. Чтобы понять движется машина или нет, мы должны пронаблюдать, как меняется её положение относительно столбов, домов, деревьев. (Слайд № 6) 4. Демонстрация с машинкой: на столе учителя расставлены модели домов. — Что происходит с машиной? — В каком состоянии находятся дома. — Как доказать, что машина движется, меняет своё положение относительно домов? Т.Е. в физике движение любого тела – предмета рассматривается с изменением положения относительно других тел – предметов. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения
Мимо домов ученик продвигает модель машины. — Она движется.
— Дома находятся в состоянии покоя. — Машина движется, меняет своё положение относительно домов, удаляясь от дома № 1 и приближаясь к дому № 5.
| |||
5. Работа над определением «механического движения» : Учебник с. 30 в рамке определение: Изменеиие с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением. — Какое слово самое важное? (Слайд № 6) | Работа в парах Познавательные УУД
— Относительно
| |||
6. Использование опыта учеников: — Скажите, вы сейчас движетесь? Давайте представим себя на планете Земля. — Демонстрация с глобусом. К глобусу прикрепляю человечка из конструктора «Лего», вызываю ученика, прошу вращать глобус. –Какой делаем вывод? — Значит, относительно Солнца мы движемся! — А относительно Земли? (Слайд № 7) 7. Встаньте! Подвигайтесь по классу — Физминутка! Под музыку! — Что мы выполняли во время физминутки? — Зачем нужно двигаться человеку? — Животным? |
— Относительно шкафов, окон мы находимся в состоянии покоя.
Ученик вращает глобус с человечком.
— Земля вращается, т. е. движется!
— Человечек оставался в состоянии покоя относительно Земли
Ученики выполняют движения, которые показывает учитель под музыку. — Движения. Мы двигались относительно окон, парт, шкафов — Чтобы быть здоровым!
— Чтобы выжить, найти пищу, спастись от хищника. | |||
8. Примеры механического движения: 1. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета 2. Колебания маятника: показ 3. Течение воды: показ 4. Перемещение воздуха (ветер): «создать ветер» — помахать тетрадью (Слайд № 8, 9) |
«Создают ветер» | |||
III. Этап закрепления, повторения знаний: 10 мин. | ||||
9. Повторение: Какие величины движения вы знаете из математики? (Слайд № 10) — Тест на нахождение V, T, S – выход в интернет – показ на интерактивной доске. (Слайд № 11) Взаимосвязь скорости, времени, расстояния Если связи с интернетом не будет, можно использовать карточки с формулами: s = v . t v = s : t t = s : v
10. Слайд № 12: Почему за разное время перемещаются вокруг Земли эти тела? — Что называется скоростью? (Слайд № 13) 11. Работа в парах: стр. 37 (Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. — М.: Просвещение, 2001). Прчитайте, как называется таблица. (Слайд № 14) — В физике основной единицей скорости является м/с. Задания:
| -Движение характеризуется тремя величинами: скорость, время, расстояние.
Ученики вставляют в формулу пропущенные буквы V, S, T.
— Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время. — Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость. — Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
— Разные скорости движения.
— Расстояние, пройденное за единицу времени
Таблица «Средние скорости движения некоторых тел, скорость звука, радиоволн и света»
-У улитки – 1 мм/с (Слайд № ) — У света и радиоволны – 300 000 000 м/с
— В 4 раза
30 км/с | |||
12.Индивидуальная работа: На партах карточки с задачами. Загадка 1-ая: (Слайд № 15) Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес, Накорми его бензином, на копыта дай резину, И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.) (Слайд № 16) Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч = …с? (216000 м) Загадка 2-ая: (Слайд № 17) Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится. Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд. Хороша, как чудо света! Что ж летит, ответь? (Ракета.) (Слайд № 18 )Задача. Ракета движется со скоростью 7 000 м/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с) Загадка 3-я: (Слайд № 19) Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, Трамваю не угнаться за этой тараторкой. В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.) (Слайд № 20) Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч) Нужно ли записывать решение задачи? | Личностные УУД: учебно – познавтельный интерес к учебному материалу, повышение мотивации
Автомобиль Решение: 2ч = 7200 с 30 х 7200 = 216000 (м) – расстояние
Ракета
280.000 : 7000 = 40 (с) – время
— Мотоцикл
— 100 км/ч — Нет. | |||
13. Работа в группах:10 мин. Задание 1 группе: С помощью рулетки измерить расстояние в метрах от одной стены до другой. При помощи секундомера замерить, сколько времени потребовалость, чтобы пройти этот путь. Найти скорость движения. Записать. Задание 2 группе: Проведите опыт: с одинаковой высоты одновременно отпустите лист бумаги и скомканный лист. Чья скорость падения больше? Попробуйте определить время падения листа, затем скомканного листка по отдельности. Задание 3 группе: Измерьте ширину шага кого – нибудь из учеников. Сосчитайте, сколько шагов нужно пройти от окна до двери около доски. Вычислите, какое расстояние между окном и дверью. Задание 4 группе: Найти материал о Ломоносове Михаиле Васильевиче в энциклопедии. Задание 5 группе: Найти в интернете материал о Галилео Галилее. — Отчёты групп о работе. 3 мин. 1, 3 группы получают карточку с задачей, решает, относят консультанту – учителю физики, приглашённому на урок. 2 группа, демонстрируя опыт с листком бумаги, объясняет, почему скомканный лист падает быстрее. Если ребята испытывают затруднения, то учитель физики – консультант, помогает ребятам. (У скомканного листка площадь сопротивления меньше, чем у не скомканного, и он падает быстрее). 4 группа: (Слайд № 21) — 2012 год – год Российской истории. Михайло Васильевич Ломоносов — Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича 8 ноября 1711г в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, … обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. В XVIII в. в русский язык ввел слово “физика”, когда издал в переводе с немецкого первый в России учебник физики. 5 группа: Из интернета или энциклопедии: Галилео Галилей — итальянский физик, астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах в городах Пизе, Падуе, был придворным математиком герцога во Флоренции. Дал ответ на вопрос “Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?”. Он писал: “Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца”. IV. Итог урока: 2 мин. — Ответы на проблемный вопрос: Что такое движение с точки зрения физики? (Слайд № 22) V. Рефлексия деятельности: 2 мин. На доске прикреплены три дороги. Выбрать дорогу с понравившейся надписью, прикрепить смайлик. (Слайд № 23) (Слайд № 24) Спасибо за работу! (Слайд № 25) Литература, интернет – ресурсы. |
Литература:
1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6—7 классах. — М: Просвещение, 1974.
2. Горев А. Занимательные опыты по физике. — М.: Просвещение, 1985.
3. Истомина Н. Б. Математика — Учебник 4 класс – М: Просвещение, 2009
4. Кабардин О.Ф., Кабардина СИ., Орлов В.А. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7—11 классах. — М.: Просвещение, 1995.
5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. — М.: Просвещение, 2001.
Интернет – ресурсы:
http://files.school—collection.edu.ru/dlrstore/3a6fd403-ca56-4831-8584-f345ac365563/%5BNS—MATH_3-98-116%5D_%5BIM_109%5D.html — Тест на нахождение V, T, S
http://astro.uni—altai.ru/pub/article.html?id=5 — Краткая биография Михайло Васильевича Ломоносова
http://to—name.ru/biography/galileo—galilej.htm — Краткая биография Галилео Галилея
http://gifanimation.ru/images/planety_new/76.gif — Машина вращается вокруг Земли
http://gifanimation.ru/images/derevo_new/cascate0.gif — водопад
http://900igr.net/datai/obg/Avtomobil/0032-045-Esli—est—tebe-14-let—kupi—bolshoj—velosiped.gif — машина
http://miranimacii.ru/_ph/23/1/427450658.jpg — корабль
http://www.anglaisfacile.com/cgi2/myexam/images/22085.gif -человек
http://miranimacii.ru/_ph/23/2/960928597.gif — велосипед
http://gifanimation.ru/images/predmetyi_new/BALL4.GIF — мяч
http://gifanimation.ru/images/raznoe_new/SPIRAL2.GIF — лабиринт
http://gifanimation.ru/images/koshki_new/animals093.gif — тигр
http://animaciigif.ru/_ph/34/2/685297609.gif -самолёт
http://gifanimation.ru/images/planety_new/109-1.gif — планета Земля
http://video—tub—ru.yandex.net/i?id=89107316-06-12&n=2 — фото Юрия Гагарина
http://900igr.net/datas/astronomija/Planety-1/0002-002-Planety—Solnechnoj—sistemy.jpg — Солнечная система
http://gifanimation.ru/images/pticy_new/ptisa048.gif — птица
http://img01.chitalnya.ru/upload2/778/579335187096148736.gif — машина движется относительно елей
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Rocket.gif — ракета
http://www.vsyaanimaciya.ru/_ph/127/2/38773453.gif — мотоцикл
http://gifanimation.ru/images/lica_new/36_2_25.gif -смайлик с рукой
http://gifanimation.ru/images/lica_new/36_12_3.gif -смайлик в шляпе