Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Ленинградской Краснодарского края
План- конспект урока
Изготовление скамейки
6 класс
подготовил Богуш А. В.
учитель профильного труда.
Ст. Ленинградская
Тема: Изготовление скамейки.
Цель: Самостоятельно изготовить скамейку, используя технологические карты.
Задачи урока:
Обучающая – закрепить теоретические знания и умения при разметке и пилении древесины; учить планировать свою работу.
Коррекционно-развивающая – способствовать развитию пространственного воображения при рассмотрении графических изображений; развивать инициативу и самостоятельность, умение делать выводы, обеспечивать самоконтроль.
Воспитательная — воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, чувство ответственности за выполненную работу
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: образец изделия (скамейки), технологические карты
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материал: фанера 8мм, заготовка древесины лиственных пород.
Оборудование: верстак, линейка, столярный угольник, карандаш, ножовка, отвертка, шурупы.
Ход урока.
Организационно-подготовительная часть.
Взаимное приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня на уроке вам предстоит изготовить скамейку. Скамейка – это предмет домашней или садово-парковой мебели для сидения, обычно в виде доски, набора досок или плиты на ножках или стойках.
Этот предмет будет занимать в вашем доме особое место. Вы можете присесть на скамейку, снимая обувь. Ваша кошка будет часто на ней отдыхать, вы можете её взять на рыбалку, в поход, на речку. А тому, кто играет на гитаре, без неё просто не обойтись – она послужит подставкой под ногу. Поэтому без особых раздумий принимайтесь за дело.
Теоретическая часть.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
— Что называют пилой? (Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, резцами которого являются зубья. Они перерезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил).
— В чем заключается разметка заготовки? (Разметка заготовки заключается в нанесении на неё точек и линий, указывающих места и границы обработок).
— Какие разметочные инструменты вы знаете? (Измерительная линейка, столярный угольник, рейсмус).
2. Работа с технологическими картами. (см. приложение).
По технологической карте №1 ответьте на следующие вопросы:
— Сколько деталей и как они называются? (4 детали, крышка, 2 ножки, продольная планка).
— Из каких материалов изготовлены детали скамейки? ( Крышка и ножка из фанеры, продольная планка из древесины).
— Какая высота скамейки? (205 мм).
По технологической карте №2 составьте самостоятельно план изготовления ножек.
1.Подобрать материал.
2.Разметить заготовку.
3.Выпилить ножки с припуском на обработку.
4.Обработать заготовку наждачной шкуркой.
По технологической карте №3 составьте самостоятельно план изготовления крышки и продольной планки.
План по изготовлению крышки.
Подобрать материал.
Разметить заготовку линейкой и угольником.
Выпилить ножовкой крышку с припуском на обработку.
Зачистить крышку шлифовальной шкуркой.
План по изготовлению продольной планки.
Подобрать материал.
Разметить заготовку линейкой и угольником.
Выпилить ножовкой продольную планку с припуском на обработку.
Зачистить продольную планку шлифовальной шкуркой.
Опрос по теме «Правила безопасности при пилении».
— Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и остро заточенной). – Где должна находиться левая рука? (На расстоянии от полотна ножовки.) – Как расположить инструмент после завершения пиления? (Зубьями от себя). – Чем удаляют опилки с рабочего места? (Щеткой-сметкой).
Практическая работа.
Вводный инструктаж.
Задания:
пользуясь технологическими картами, выполните разметку заготовок деталей скамейки;
выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой;
обработайте детали шлифовальной шкуркой;
произвести сборку скамейки при помощи шурупов;
сделать окончательную зачистку изделия.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Корректировка хода практической работы.
Подведение итогов.
Рассказ учащихся о выполненной работе.
Вопросы: Показ лучших работ. Анализ допущенных ошибок. Выставление оценок.
Уборка мастерской дежурными.
Приложение 1. «Технологическая карта на изготовление скамейки»
Приложение 2. «Технологическая карта на изготовление скамейки»
Приложение 3. «Технологическая карта на изготовление скамейки»
Литература:
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. М. «Просвещение» 1984г.
Э.В. Рихвк. Мастерим из древесины. М. «Просвещение» 1988г.
Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1985г.
Бухтияров В.П. Оборудование для отделки изделий из древесины. М.,1971.