Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
н.п. Высокий, Мурманской области
Конспект урока по обществознанию
в 8 классе
«Имею право»
подготовила:
Титова Лариса Валентиновна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №13, н. п. Высокий
Мурманская область
2013-2014 учебный год
«Имею право».
Цель: познакомить учащихся с основами государственного механизма защиты прав и свобод в Российской Федерации.
Задачи:
— сообщение знаний о путях и формах обеспечения условий реализации правового статуса личности;
— воспитание уверенности в справедливости норм права и морали;
-воспитание достойного поведения;
— формирование навыков бесконфликтного разрешения сложных жизненных ситуаций.
Интерактивные стратегии.
Разминка «Доброе утро». (по методике Шулькевич Т.А.).
Работа с таблицей «Защита прав».
Упражнение «Пирамида Джозера». (по методике Шулькевич Т.А.).
Работа в малых группах (РМГ).
Игра «Аплодисменты». (по методике Шулькевич Т.А.).
Дидактический материал.
таблица «Защита прав».
плакат «Пирамида Джозера».
плакат «Защищают права и свободы».
номера для «Пирамида Джозера».
карточки для РМГ.
Конституция РФ.
(извлечение)
Статья 45.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Начните урок с игры-разминки «Доброе утро»
Инструкция. По желанию учеников по очереди, получив в руки «микрофон», каждый имеет возможность поприветствовать свих одноклассников и рассказать о том, что его радует в это утро , что ему хочется сделать, какое у него настроение. Рассказ начинается со слов: «Доброе утро…». Обратите внимание на детей, которые пришли в школу явно без настроения.
Мозговой штурм: Кто и что может нарушить права и свободы человека?
Правам и свободам человека угрожают как природные катаклизмы, так и деятельность самого человека. Жизнь человека и окружающий его природы в его руках, и надо научиться быть ответственным перед собой и окружающим его миром. Нарушая общественные законы и закона. Одним из самых чудовищных нарушений прав и свобод человека является война. Один человек и даже государство не в силах справиться с этой бедой.
МИР
Нет, слово мир останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
В. Берестов.
Провозгласить права и свободы- это еще недостаточно. Нужно обеспечить права и свободы, защитить их.
Вопросы для обсуждения.
Как можно его защитить?
Какую опасность несет война?
Что значит «миролюбивый человек»?
Какие качества нужно воспитывать в себе каждому, чтобы жить в согласии с окружающими нас людьми и природой?
Назовите международные организации для защиты прав и свобод.
Работа с таблицей «Защита прав».
Учитель методом мозгового штурма выясняет у учащихся тех, к кому чаще всего по закону нужно обращаться за защитой прав. При этом ведется запись в первую колонку на доске. Во вторую колонку записываются затем случаи, которые подтверждают правозащитные или правоохранительные функции данных лиц:
Какие права нарушены | |
| Не правильно ставят оценки, задержал милиционер |
2 . Педагоги | Драка в школе, пропал портфель |
3.Вышестоящие организации (районо, департамент, инспекция, министр) | Нарушены права потребителя, течет крыша, не берут ребенка в школу |
4.Суд | Грубо нарушены ваши права |
5.Прокуратура | Нарушена законность |
6.Органы внутренних дел | Против вас совершено преступление |
7.Правозащитные организации (адвокатура, комитет по правам человека и др.) | У вас нет знаний для восстановления в своих правах |
8.Омбудсмены (при Президенте РФ) | Вы не смогли нигде найти защиты ваших прав |
Упражнение «Пирамида Джозера»
Расположите по степени значимости от основания до вершины пирамиды номера следующих субъектов защиты прав и свобод , используя плакат на доске.
Защищают права и свободы:
Правовое государство;
Международный суд в Страсбурге;
Крепкое здоровье, мускулы, напористость;
Комиссия и Центр по правам человека при ООН;
Правовая культура и правовая грамотность;
Справедливый суд в стране;
Счастье , любовь и понимание в семье;
Экономическая стабильность;
Волевые качества личности, активное участие в своей судьбе;
Законопослушность граждан;
Строгие порядки в тюрьмах;
Адвокаты , прокурор;
Покой , мир и общественное согласие;
Режим законности;
Хорошо обученная милиция.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.
ИНСТРУКЦИЯ.
Шаг 1. Раздайте участникам тренинга на каждую группу из 4-5 чел. Материалы для размышления. Пусть ребята в течение 5-6 мин. Подберут доказательства того места, которое они выбрали на этажах пирамиды Джозера для своего материала. Обращайте внимание на перечень субъектов защиты прав и свобод человека. В этом перечне они найдут соответствие своему материалу на карточке.
Шаг 2. По очереди выступают представители каждой группы. Организуйте метод «Раунд Робин», т. е. выступления групп следуют друг за другом, пока не исчерпаны все аргументы. Не допускайте полемики между группами. Каждый имеет право на слово.
Шаг 3. Вы можете менять в процессе обсуждения номера на плакате с пирамидой, не навязывайте участникам свое мнение. Не делайте выводов. Поблагодарите за умение демократично вести себя.
КАРТОЧКА № 1
КАТОРГА
…Колонна вновь прибывших каторжан еще долго втягивалась в распахнутые ворота острога, минуя арку, на которой было начертано: «Александровская каторжная тюрьма». Вдоль коридоров тюрьмы – обширные камеры с нарами, в несколько этажей: двери камер окованы железом. Возле печи – параша, ведра в три: На окнах камер – решетки. По диагонали камер протянуты веревки для сушки белья. На узенькой полке выстроились кружки, кошелки для еды и чайники. Стоял непереносимый на первых парах для вновь прибывших запах тюрьмы.
Жалкие парни, отверженные и забитые, лезли под нары – в слякоть и грязь, в нечистоты обитателей камеры.
А ведь они тоже были людьми! Их нежно растили матери, показывали врачам, причесывали их кудри гребешком, они бегали в школы, влюблялись, трепетали от первого поцелуя, а теперь…
Теперь из под нар выглянет лицо бывшего человека, испуганно оглядит всех и снова скроется во мрак отбросов каторги…
В. Пикуль, «Каторга»
1. какие чувства вы испытали , прочитав отрывок о нравах и порядках в тюрьмах царской России?
2. как вы считаете , может, стоило сохранить такие порядки и в сегодняшних местах заключения, чтобы страх перед тюрьмой останавливал человека, решившегося на преступление?
КАРТОЧКА № 2
АНАТОЛИЙ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ
Анатолий Бауэр – инвалид детства. Его мама Лидия Дмитриевна говорит, что врожденный артрогриппоз последствия гриппа, перенесенного во время беременности. Плюс к этому осложнения при родах. Несколько сложных операций, проведенных еще в детстве , так и не вдохнули жизнь в мышцы рук и ног. Они по прежнему бездействуют. В квартире он ползает, а на прогулку на улицу Анатолия вывозят в инвалидной коляске. Но у парня хватило сил и мужества окончить среднюю школу на пять, он начал рисовать. Сбылась его мечта работы выставлены на всеобщее обозрение. Анатолий , сжав зубами кисть, продолжает рисовать.
Как Анатолию удалось защитить свои права на свободу творчества, на индивидуальность, на достоинство, на образование?
КАРТОЧКА № 3
Р. убивал беззащитных старичков и детей с целью грабежа. Приговоренный к пожизненному заключению, он постоянно подает жалобы на нарушение его прав и свобод: то требует диетического питания, то требует фруктов, то ему хочется свиданий с родственниками.
1. Почему Р. Ограничен в своих правах и свободах?
2. Какой из перечисленных в списке на плакате факторов он игнорировал?
Используемая литература:
Конституция РФ, 1993г.
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Фалькович Т. А. , Шупина Т. И. «Изучаем Конституцию РФ», М. «Просвещение», 2009г.
Северина О.А. , Сорокина Е. Н. «Детский правозащитный университет», «Глобус» 2011г.