Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна
Раздел «Добукварный период. «Давайте знакомиться».
Целевые установки урока
а) Раскрытие содержания понятия «общение с книгой» на основе практической деятельности ученика почтению-рассматриванию книг;
б) расширение круга детского чтения, знание авторови названий их произведений;
в) формирование основ читательской культуры;
г) развитие воображения, связной речи, обогащение словарного запаса ученика.
Подведение ученика к теме «Книжки — мои друзья ».
Отгадай загадку: «Не дерево, а с листочками. Нет языка, а рассказывает». (Книжка.)
Как ты догадался?(«Листочки» — это книжные листы, «рассказывает» —когда книгу читают.)
Наш сегодняшний урок посвящён книге. Прочитай на «доске» тему «Книжки — мои друзья».
Формирование представлений о том, что значит общение с книгой.
Почему книги названы друзьями? Когда люди становятся друзьями? (Когда они знакомятся, начинаютобщаться: играют, рассказывают друг другу что-нибудьинтересное, делают что-то сообща, вместе трудятся.)
А скнигами разве играют? (Нет, книги читают, и они какбудто что-то рассказывают.)
Значит, книги становятся друзьями, когда с ниминачинают общаться.
Выяснение имеющегося у ребенка опыта общения скнигой.
Тыможешь сказать о себе: «Книги — мои друзья»?
Ты общаешься с книгами? Есть ли увас дома книги и какие?
Назови твои самые любимые книги.
Работа на с. 8. Определение учебных задач урока.
Открой «Азбуку», найди на с. 8, где записана тема урока. Хочешь прочитать её?
Прочитай значки на полях «Азбуки». Чему мыбудем продолжать учиться?
Какой значок тебе незнаком?Он означает «Читаем со взрослым». Ты хочешь, чтобы я тебе почитала?
Обучение основам чтения-рассматривания книг.
Учитель заранее готовит выставку детских книг, иллюстрации и текстовые отрывки из которых представлены в «Азбуке»:
«Айболит» К. Чуковского, «Мохнатаяазбука» Б. Заходера, сборник потешек, например, «Детямна потеху».
Работа по вопросам «Азбуки» выстраивается в руслеметодики чтения-рассматривания: ученик рассматривает иллюстрации, прочитывает соответствующие текстовые
отрывки к ним, определяет название произведения и автора (если книга знакома), находит соответствующую книгу на выставке и подтверждает правильность своего ответа,
рассматривая обложку, постраничные иллюстрации.
(Если произведение К. Чуковского большинство учащихся знают и без труда находят эту книгу на выставке, тодля выбора книги Б. Заходера требуется помощь учителя).
Это стихотворение сочинил писатель Борис Заходер. Почему он дал своему герою такое необычное имя?(Непонятно, кто это: забавный человечек или зверюшка.
В русском языке не нашлось для него подходящего слова,поэтому автор и назвал его Ктототам.)
После чтения слов Петрушки учитель даёт ребёнку подсказку, из какой книжки он мог появиться.
Петрушка любит забавлять, потешать детей.
Читается одна из потешек, например:
Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Сел он задом наперёд и поехал в огород.
Самостоятельное чтение-рассматривание книг учеником.
Вся последующая работа проводится уже на материале детских книг. Рассматриваются отдельные страницы,читаются и заучиваются текстовые отрывки. Но перед этим формулируется правило по культуре общения с книгой: обращаться бережно, аккуратно,не мять, не рвать и т. п.
Работа на с. 9.
Работа носит аналогичный характер и направлена назакрепление полученных учеником представлений о содержании общения с книгой и одновременно на побуждение
к такому общению.
Акцент при ответе на вопрос: «Как можно подружитьсяс книгой?» делается на том, что её можно брать в руки,рассматривать, пробовать читать вместе со взрослыми или
самим. При ответе на вопрос: «Для чего мы читаем книги?» нужно раскрыть разные аспекты значимости чтения:чтобы узнавать много интересного и полезного, получать
удовольствие от слушания и чтения, находить себе друзей
среди литературных героев.
Чтение-рассматривание книги С. Михалкова «ДядяСтёпа» используется для ответа на вопрос по восприятиюстихотворного отрывка: «За что любили дядю Стёпу милиционера ребята со всех дворов?»
Знакомство с содержанием русской народной сказки«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» может бытьосуществлено через пересказ её основных эпизодов, еслираньше читал эту сказку, и дополнить элементами инсценирования.
Подведение итогов. Установка на дальнейшее чтение-рассматривание книг.
— На уроке у нас не так много времени для общенияс книгой. Но это можно сделать в свободное время.
Общаться с книгой лучше всего дома. Постарайся найти время для общения с интересной книгой из вашейдомашней библиотеки. Самую любимую книгу можешь
принести в класс, чтобы мы тоже познакомились с ней.