Конспект урока ИЗО на тему «Моя любимая игрушка»


Тема урока. Моя любимая игрушка.

Цели: учить воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве,

дать элементарные сведения о декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование: цветной альбом «Дымка», предметы декоративно-

прикладного искусства, декоративный натюрморт, игрушки:

водоноска, барышня с зонтиком, кони.

Ход урока.

1. Вводная часть.

Сегодня мы будем говорить о предметах декоративно-прикладного искусства.

Слово «декор» в переводе с французского обозначает «украшение». Само слово говорит о том, что все декоративные предметы служат для украшения нашего быта и созданы народом.

Какие предметы декоративно-прикладного искусства вы знаете?

(Расписная посуда, ковры, салфетки, вышивка, панно, народные игрушки.)

Главным условием декоративно-прикладного творчества является то, что узоры этих предметов упрощены. Им придается определенный стиль. Реальные формы перерабатываются – стилизуются. Посмотрите, например, на эту вышивку. Перенося куклу на ткань, мастер передает только ее форму.

Этот натюрморт тоже декоративный. Какие признаки говорят об этом?

(Упрощены все предметы: ваза и блюдце представлены лишь формой; абрикосы показаны схематично и только в одном цвете; ваза и блюдце украшены ярким орнаментом).

Все эти сведения понадобятся нам для того, чтобы лучше понять красоту предметов, которые создавал и создает народ.

Сегодня мы с вами поговорим об игрушке, которую ласково и нежно называют – дымка.

Но прежде я вам расскажу, как красиво создают эту игрушку. Ее называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

И так каждый год. Много, много лет. Сто. Сто пятьдесят. А может, и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, — художественные мастерские дымковской игрушки.

Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками, коробки с яйцами. Молоко. Вот почти и все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, увидевший глиняный коников, сказочных, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, козу и семерых козлят. А то и дрессировщицу с собачками, веселую карусель.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Группы растений. Органы растений, их функции"

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто, но очень красиво. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой – оказалось это юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала и… поставила фигурку сушиться.

Стоит водоноска сохнет. А мастерица новую водоноску лепит. Глядишь – совсем другая: кокошник по-иному, на юбочке передник с оборками, а коромысло не на двух плечах, а на одном.

На лавке уже много глиняных влажных водоносок сохнет. Ждут обжигания в печи. Из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие.

Потто разводят на молоке мел и белят игрушки. И тут-то наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!

Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели.

Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барыням на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки…

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это все из глины, на которой ничего, кроме крапивы, не растет.

Такие игрушки служили и сейчас служат для украшения нашего жилья. И мы любуемся ими, как любуемся букетом полевых цветов.

Посмотрите на эту игрушку и скажите, какие цвета использует мастер, чтобы создать радостное настроение?

2. Упражнения.

Сегодня мы с вами уже говорили о стилизации в декоративном искусстве. Назовите эти элементы в этой игрушке.

Давайте попробуем на отдельных листочках превратить настоящий цветок в декоративный.

3. Физминутка.

4. Практическая часть.

Сегодня мы с вами тоже будем мастерами дымковской игрушки. Сегодня мы попробуем с вами создать узор для росписи игрушки. Посмотрите, все фабричные игрушки похожи по форме, но отличаются узорами. Поэтому и вы должны создать свой узор, не похожий на другие.

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО на тему «Знакомство с русским народным прикладным искусством»

(Самостоятельная работа.)

5. Заключительная часть.

(Анализ работ. Выставка детских работ.)


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: