Методическая система «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Исилькульский лицей»

г. Исилькуля Омской области











Статья «Методическая система

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»








подготовила

учитель технологии

Рябикова Татьяна Владимировна









г. Исилькуль
2014




Методическая система

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»


Образовательная область «Технология» — основная практико-ориентированная область знаний в школе, знакомящая школьников с различными сферами общественного производства. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. Важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная задача сегодняшнего дня, на ее решение направлена методическая система педагога «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся».

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться,  умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, развивать креативные способности учащихся?

        Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

С целью анализа развития творческих способностей учащихся было проведено исследование в 5-6 классах. Диагностика творческих способностей учащихся (Приложение 1) показала, что из 16 учащихся 5-х классов высокий уровень творчества у 5 учащихся, средний – у 5, низкий – у 6; из 25 учащихся 6-х классов высокий уровень творчества имеют 6 учащихся, средний – 11, низкий – 8. Для определения степени выраженности креативности как качества личности использована диагностика Г.Девиса (Приложение 2). Результаты  теста: на начало учебного года только у 15 % тестируемых учащихся 5 классов и у 22% — 6-х классов наблюдается склонность к творчеству.

Методика представляет собой опросник, содержащий 21 суждение. Необходимо отметить суждения, с которыми согласен (+), либо не согласен (-) ученик.










Результаты теста представлены на диаграмме

Рисунок 1. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса

среди учащихся 5-х классов

Рисунок 2. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса

среди учащихся 6-х классов

Наблюдения  и анализ за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников является:

— недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала;

— отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения;

— отсутствие практической значимости изучаемого материала;

— недостаточность научной дополнительной литературы по предмету.

А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют реализовать эти задачи. Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.

  Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Исходя из выше сказанного, сформулирована цель работы: организация проектно – исследовательской деятельности для развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

— выявить уровень развития творческих способностей и интереса к проектно- исследовательской деятельности;

-развивать творческие способности обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности;

— осуществлять мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на развитие творческих способностей обучающихся.

Исходя из поставленных задач, определены следующие направления работы:

1. Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся через художественную обработку материалов, овладение навыками и приёмами работы в приготовлении пищи и обработке ткани.

2. Повышение эффективности урока, развитие мотивации через использование ИКТ.

3. Развитие творческой и познавательной активности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Основная форма обучения в технологии – это учебно-практическая деятельность учащихся, на нее отводится 75% учебного времени. Несмотря на такое преимущество практической деятельности, теоретические знания таже необходимы. Для их актуализации используются и традиционные методы: рассказ, беседу, устный и письменный инструктаж, демонстрации, виртуальные экскурсии и т.д. Большинство дидактических средств, используемых на уроке, изготовлены самостоятельно: карточки, инструкционные карты, наглядные пособия по обработке ткани (поузловая обработка, готовые швейные изделия), активно используются разнообразные методы контроля и самоконтроля – устный и письменный опрос, тестовые задания, кроссворды, карточки–задания.

Работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. На уроках создаются проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Особая роль в развитии творческих способностей отводится использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Использование практико-ориентированных технологий нацелено на формирование медиа- и информационно-технологической компетентности, что является наиболее значимым, поскольку информация формирует материальную сферу жизнедеятельности человека, определяет его социокультурную жизнь, служит основным средством реализации межличностных отношений и проявления профессиональных качеств квалифицированных специалистов.

ИКТ-технология

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ — компетентности, в том числе:

— способности к сотрудничеству и коммуникации;

— к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний;

— способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю использование ИКТ в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. Освоение ИКТ-компентентности в рамках предмета «Технология» содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД (универсальных учебных действий). Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимися в различных предметах.

Применение информационных технологий на уроках технологии мотивировано тем, что они:

• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;

• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

• позволяют индивидуализировать процесс обучения;

• активизируют познавательную деятельность учащихся;

• развивают творческий потенциал учащихся.

Как правило, учителя технологии являются страстными пропагандистами разных видов рукоделия, декоративно-прикладного искусства и дизайна, многие из которых становятся их хобби. И я не исключение. В наше благодатное время цифровой техники и Интернета учителя технологии становятся членами сетевых сообществ, активными блогерами, где происходит обмен информацией, мастер-классами, фотографиями, результатами своих успехов в прикладных искусствах. Так же собираются видеосюжеты с мастер-классами. При подготовке к уроку всё это используется как материал для создания мультимедийных презентаций, при помощи которых складывается общее впечатление о том или ином виде прикладного искусства, технологическом процессе, оживляется ход урока, пробуждается интерес учащихся к предмету. Презентации создаю самостоятельно при подготовке к урокам или использую готовые, опубликованные в открытом доступе, но всегда дорабатываю по своему усмотрению. Использую презентации по всем разделам программы. Чертежи для изготовления учебных работ по технологии занимают особое место. И главное требование к ним – последовательность выполнения, качество изображения. Обычно учитель изображает его на классной доске, а учащиеся чертят за ним. Лучше один раз выполнить аккуратный чертёж на слайдах презентации, чем каждый раз тратить время на уроке. Презентации к урокам готовят и обучающиеся. Ирина Василик не только подготовила презентацию «Макраме», «Плетение фенечек нитками и лентами», но помогает мне во время урока, консультируя одноклассниц.

Веду свой блог- блог учителя технологии. Я зарегистрирована на сайтах «Сеть творческих учителей», «Непрерывная подготовка учителей», «Страна мастеров», «Laveinternet», Вернисаж «Педагогическая газета», «Педагогический мир», «1 сентября», «Cultnet», «Южный полюс», «Звезды нового века» и активно участвую вместе с членами кружка «Золушка» в телекоммуникационных конкурсах. Мы принимаем участие в различных Интернет-фестивалях и конкурсах: Интернет-фестиваль учителей технологии и изобразительного искусства «ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО –2012». Тема: «Художественно-прикладное творчество народов России: вчера и сегодня». Организатор: предметное сетевое сообщество «Уроки творчества: искусство и технология в школе» образовательного портала «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru. при поддержке Microsoft.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • Тренажёр

  • Контроль за умениями, навыками учащихся

  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Формы использования информационно-коммуникативных технологий:

  • Использование готовых ЦОРов.

Учебное электронное издание «Технология» предназначено для применения в учебном процессе с целью предоставления учителю материалов по курсу «Технология». Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия.

Диск «Технология. Технический и обслуживающий труд».

Диск содержит дидактико-методические материалы для учителя и учащихся (пособия, курсы, опорные схемы и таблицы, систему слайдов презентаций) по технологии технического и обслуживающего труда и профориентации. Важно подчеркнуть, что представленные материалы в электронной версии позволяют заменить традиционные школьные наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки и т.д.), используя компьютер для ознакомления и изучения соответствующего материала по предмету или вариативным курсам. Кроме того, использование электронных учебных и занимательных заданий, тестов, различных других дидактических материалов позволит повысить индивидуальную работу учащихся. Они будут способствовать выработке учащимися самостоятельности, развитию качеств личности (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), освоению навыков работы с компьютером. Использование учащимися данного диска с предложенными материалами в домашних условиях явится значительным шагом в совершенствовании технологической подготовки и профессиональной ориентации подрастающего поколения, закономерным процессом развития школы будущего.

  • Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Здесь создаются и презентации.

Но подходить к их созданию необходимо серьёзно, когда это действительно необходимо. Например, при защите творческих учебных проектов, изучении большого объема информации за короткое время в режиме ознакомления.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

Использование данной технологии позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке.

  2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

  3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

Применение этого приложения помогло решить мне большую проблему на уроках по конструированию. Построение чертежей вызывает у учениц много трудностей, а при наличии технических недостатков (плохая доска, недостаточное освещение доски) эти трудности усугубляются. Моё изобретение — построение чертежей в Power Point с применением анимации практически свело эту проблему к нулю. Значительно упростилась задача по построению чертежей на доске: не нужно каждому классу заново чертить, объясняя построение. Все линии, точки и обозначения появляются на экране поэтапно и с той частотой, с которой каждый ученик успеет выполнить данную работу.

На уроках технологии и изобразительного искусства человек познает внутренний мир, раскрывает прекрасные грани своей души. Интернет-фестиваль «ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО-2012» является открытым мероприятием и направлен на развитие творческой активности педагогов. Итоги конкурса подводились по отдельным номинациям. Зарегистрированным участникам было предложено несколько номинаций.

Первая номинация. Творческая визитка «Чудеса в нашей мастерской». Мы представили свой коллектив – команду «Капельки» посредством программы Microsoft Publisher.

Вторая номинация. Детский конкурс «Веселый лоскуток». Ученики под руководством педагога должны были создать изделия по теме фестиваля и представить через созданный фото- или видеоролик. Свои работы девочки решили выполнить в технике декупаж, т.к. эта техника очень популярна у нас в лицее. Но декупаж нельзя отнести к исконно русскому творчеству. И мы решили связать народный промысел Гжель с декупажем. Отчет представили в виде видеоролика, выполненного в программе Windows Movie Maker 2003. Часы выполнила Пурвиньш Яна, а декоративную тарелку с элементами росписи — Курникова Анастасия.

Третья номинация. Конкурс для учителей «Волшебный сундучок». Нужно было представить урок, внеклассное мероприятие. Презентация к мероприятию не должна быть набором иллюстраций, а содержать ИКТ-приемы показа с использованием анимации, триггеров, гиперссылок. Я разработала и представила урок «Символика орнаментов в русских народных вышивках». Урок технология + краеведение. Тема рассчитана на 4 урока. На первом уроке провела виртуальную экскурсию по историческому залу Исилькульского историко-краеведческого музея. Заострила внимание на вышитые экспонаты, в частности, на полотенцах. Дети вспоминают об обрядах, связанных с использованием полотенец. Знакомятся с символикой знаков и символов — оберегов в вышивке. На втором уроке девочки составили схемы вышивок с использованием знаков и символов-оберегов на листах в клеточку. Вышить полотенце — это очень большая по объему работа, поэтому я предлагаю шестиклассницам выполнить обереговую вышивку или кривульку. Подготовила инструкционную карту по изготовлению «Кривульки». Отчет по уроку выполнила в программе Microsoft Research AutoCollage.

Четвертая номинация. Виртуальный отчет по дистанционным урокам. Итоги работы детей. Все участники конкурса тоже должны разработать урок или внеклассное мероприятие. Вот несколько предложенных на выбор тем: «Ажурное кружево из металла», «Матрешки», «Пропильная резьба», «Конструирование саночек», «Вятская сундучковая роспись», «Мой новогодний сувенир». Представить необходимо было не только изделие, но и процесс создания предмета ДПИ командой в ходе СОТВОРЧЕСТВА. Отчет дистанционного конкурса «Волшебный сундучок» представить в формате программы Microsoft Research Auto Collage. Мы выбрали занятие кружка по теме «Мой новогодний сувенир». Кружковцы изготовили символ года – змеек.

Пятая номинация. «Подарок фестивалю «Мой сувенир». Нужно было представить оригинальные изделия, художественно оформленные, в традиционном для республики (края, области) стиле, которые отображают национальные или местные особенности. Свой подарок фестивалю «Одуванчики» мы выполнили в технике — объемная аппликация из соломки. Подарок может быть оформлен в любом формате информационных технологий. Свой фильм мы выполнили, используя программу «Киностудия Windows Live 2010», где подробно показали последовательность выполнения объемной аппликации из соломки «Одуванчики». Все материалы, размещенные в библиотеку фестиваля, были открытыми к обсуждению самим автором, где он давал краткое описание занятия, указывал положительные и особо удачные моменты. В ходе представления материалов необходимо было принимать активное участие в обсуждении всех открытых материалов коллег. По ходу обсуждения авторы прислушивались к отзывам коллег и давали свои комментарии. Ресурсы после положительной экспертной оценки получают прописку в библиотеках сообщества «Уроки творчества: искусство и технология в школе».

За участие в фестивале мы получили дипломы призеров и свидетельства о регистрации электронных ресурсов. Общаясь с коллегами, я узнала о новых техниках ДПИ. Изучив и освоив техники «Пейп-арт» и «Крези-вул, мои девочки успешно выступили на региональном этапе олимпиады и на НПК «Поиск» и «Профессиональные технологии». Я, освоив программы Windows Movie Maker 2003 и Киностудия Windows Live 2010», для своих родных приготовила сюрприз – фильм к юбилею мужа, а сейчас готовлю фильм о внучке Марьяне. Девочки тоже готовили фильмы для своих родных. Теперь я выполняю презентации с использованием анимации, триггеров и гиперссылок.

Международный фестиваль культуры и искусства «Cultnet» предлагает всем желающим продемонстрировать свои достижения в искусстве и творчестве. https://cultnet.ru/ В этом конкуре участвую, причем не только в качестве конкурсанта, но и члена жюри. Весь коллектив может принять участие в оценке работ конкурса. Обсуждать, спорить и отдать свой голос за самые достойные, самые лучшие работы. Выставляю свои работы на «Вернисаж. Педагогической газеты».

Принимаем участие в международных фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Звезды нового века» в различных конкурсах. Кукленко Кристина стала победителем VI конкурса ДПИ. Яна Пурвиньш, выполнив декоративные тарелки в технике декупаж с видами г. Исилькуль, изменяя литературное сопровождение, приняла участие в различных конкурсах и конференциях:

— в интернет-конкурсе детских виртуальных экскурсий «Мир вокруг нас» заняла 3 место в номинации «Земля — вот наша малая Родина»;

-в межрегиональном историко-литературном конкурсе «Моя Сибирь» заняла 1 место в номинации «Моя малая Родина»

Сегодня к учителю предъявляют высокие требования. У меня есть стремление и желание соответствовать современным требованиям. Для этого есть огромный простор для выбора способов, средств и приемов организации уроков технологии и внеурочной деятельности. Участие в Интернет-конкурсах и фестивалях стимулирует учителя (как морально так и материально) для освоения новых технологий ДПИ с использованием информационных технологий.

За время участия в конкурсах и фестивалях, я заметила, что дети стали более активными, коммуникабельными, у них повысился познавательный интерес. После того как девочки написали тесты и выполнили практическое задание на муниципальном этапе олимпиады, они не разошлись по домам, а пошли в лицей и дождались моего возвращения. Меня ждет сюрприз. Девочки приготовили чаепитие, а пока меня ждали, «подлечили» с помощью скотча журналы «Бурда моден», сделали генеральную уборку.

Если раньше я предлагала девочкам темы для исследовательских работ, то сейчас они выдвигают свои идеи. Большую помощь мне оказала Гааг Юлия, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Она подняла престиж моего предмета в нашей школе на такую высокую планку. И девочки стараются эту планку держать. В детском коллективе сложились доброжелательные отношения, но, тем не менее, каждый желает проявить лидерские качества.

Для развития творческих способностей учащихся используются различные методы учебного познания:

— Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.

— Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

— Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).

— Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

— Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

— Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

— Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.

— Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

— Метод проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Темы проектов усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становится их выполнение. При выборе темы проекта обязательно учитывается посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественная и личная значимость, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии. Дети учатся оформлять  объекты труда  с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного  искусства, решать творческие и изобретательские задачи.

Проекты выполняются как индивидуальные, так и групповые. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Проектирование — деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.

Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.

Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.

Исследовательская работа обучающихся как обязательное условие любого проекта заключается в поиске информации.

Учебный проект — это специально организованный педагогом и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся самостоятельно работать с информационными источниками: находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, учатся проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.

Таким образом, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой — средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Каждый проект — это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Одна из причин внимания к новому методу — проблема мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Новое поколение и новые реалии жизни требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений — проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.

В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Именно в этих условиях особенно актуально развитие умения учащихся к самообразованию, работать в группах, делиться знаниями с товарищами.

Создание полноценной обучающей и развивающей среды ведет к получению стабильно высоких результатов (качество знаний по предмету «Технология» составляет 100%).

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся открывают кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Помимо учебной деятельности несколько лет мной ведётся кружок «Золушка», который охватывает большой спектр видов декоративно-прикладного творчества. На занятиях кружка «Золушка» учу учащихся образному языку декоративно-прикладного искусства, развиваю их творческие способности с помощью различных видов женского рукоделия: бисероплетения, вышивки, соломоплетения. Особенно удачны творческие проекты «Платье для выпускного бала с отделкой в технике фриволите», «Пейпе-арт», «Платье и аксессуары в технике «Крези-вул», «Бабочки Омской области (бисероплетение)», «Платье к Новому году».

Содержание занятий направлено на передачу знаний, умений и навыков для формирования возможности проявить себя и добиться успеха. Я стараюсь познакомить воспитанниц с большим количеством разных техник, а они имеют возможность выбирать понравившуюся и отрабатывать навыки, доводя выполнение проекта до нужного результата. Они приобретают умение самостоятельно трудиться. Готовый результат оказывает на девочек глубокое эмоциональное воздействие, у них происходит углубление эстетических представлений, формирование ряда специальных навыков культуры труда. Эти знания дают основу для формирования профессиональной базы и таких качеств личности, которые потребуются выпускникам школы, каким бы видом деятельности они ни занимались. Ежегодно выпускники выбирают профессии, связанные с технологией: 3 человека обучаются в «Омском институте сервиса», 2 — окончили Омский техникум легкой промышленности.

Результат моей работы – это результаты моих учеников. Успешное участие в областных выставках и конкурсах, в традиционной ежегодной городской выставке декоративно-прикладного творчества «Добрым людям на загляденье» — тот показатель, который говорит о востребованности этого вида деятельности.

      Организация исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения поставленных задач. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

      Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

       В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Посредством метода проектов удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учёта человеческих факторов созидания создаёт предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно-ориентированного обучения.

Исследовательская деятельность — вид творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

В учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач работы учителя – применение знаний, полученных на уроке, на практике.

Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, учителю необходимо формировать исследовательскую культуру каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

Если педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Этапы работы над проектом:

1.Погружение в проект (формулирование проблемы, постановка цели).

2.Планирование (обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности).

3.Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и операций) (проведение исследования, поиск информации).

4.Обобщение результатов и выводов.

5.Презентация результатов (защита проекта) (обсуждение, ответы на вопросы).

6. Оценка и рефлексия (анализ достижения цели).

      Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению».

Защита проекта – одно из трех заданий на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии. И поэтому особое внимание я уделяю подготовке проекта.

Школьный тур олимпиады позволяет увидеть идею проекта, оценить творческий потенциал ученика и спланировать дальнейшую работу над проектом. Вместе с учеником мы тщательно отрабатываем презентацию проекта, куда входит содержание выступления, качественный эстетичный вид изделия, компьютерная поддержка презентации, а также провожу занятия по обучению учащихся публичному выступлению.

На уроках и во внеурочное время, работая с различными источниками: книгами, журналами и Интернет-ресурсами, — девочки узнают о чем-то подробнее. Так возникают идеи разработки проектов по оформлению интерьера квартиры, кабинета. Готовясь к праздникам, предлагаю девочкам сделать своими руками эксклюзивные подарки в технике декупаж, бисероплетения, соломоплетения. Иногда тему проекта подсказывает сама жизнь: день рождения родных и близких, заказ администрации школы на пошив ламбрекена или администрации города (на выполнение декоративных тарелок в технике декупаж для культурно-спортивного праздника «Королева спорта» Исилькуль-2009.

Техника декупаж очень популярна у нас в лицее. Девочки выполняют декоративные тарелки по различной тематике. Большую помощь мне оказывает рабочий лицея Сацук Александр Андреевич в изготовлении шкатулок самых разнообразных форм.

Ежегодно в знак памяти о Пушкинском 19 октября у нас проходит лицейский бал. На этом балу принято быть в вечерних платьях, а так как сейчас платье стоит дорого, девочки шьют вечерние наряды самостоятельно.

За последние годы Исилькуль очень сильно изменился. Гости, приезжающие к нам из ближнего и дальнего зарубежья, не всегда узнают наш город. Гости, уезжая, хотят оставить себе на память частичку родины. И мы решили дарить своим гостям декоративные тарелки с видами Исилькуля.

На региональном туре олимпиады были представлены следующие проекты: «Шкатулки», выполненные в технике декупаж, «Нейл-арт» (роспись акриловыми красками на ногтях), декоративные тарелки в технике декупаж для культурно-спортивного праздника «Королева спорта» Исилькуль-2009», «Вышивки в интерьере»,

проект по озеленению пришкольного участка — создание «Альпийской горки», ламбрекен для кабинета технологии, «Бабочки Омской области», платья для школьного хореографического коллектива, выполненные в технике батик, проект «Разностилевая одежда в гардеробе старшеклассницы».

Для заключительного тура олимпиады мы подготовили следующие проекты: «Подарки, изготовленные своими руками» (в технике декупаж), проект «Золотой петушок» (соломоплетение). Проект «Штора для примерочной кабины» представлен на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии 2010 года и стал призером. Штора украшена вышивкой. По цветовой гамме она сочетается с мебелью и является наглядным пособием при обучении различным способам вышивки крестиком: на ткани на удаляемой канве, на канве, имитация вышивки с помощью декупажа. В 2011 году на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии Гааг Юлия защищала проект «Платье для выпускного бала c декоративной отделкой, выполненной в технике фриволите» и стала победителем.

Результатом системной работы с учащимися лицея являются ежегодные победы в олимпиадах по технологии на муниципальном, региональном и заключительном этапах.


Учебный год

Муниципальный этап

Региональный этап

Заключительный этап

участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

2007-08

5

3





2008-09

7

4

3

3

2

1

2009-10

11

9

5

3

1

1

2010-11

9

7

1


1

1

2011-12

9

6

3




2012-13

11

9

5

2



Мы впервые приняли участие в областном интерактивном проекте «Волшебный наперсток». Это новый вид проекта. Совместно с учителем литературы Натальей Николаевной Акуленко предложили девочкам 5-8 классов принять участие в нем. Заинтересованность проявили несколько человек, так появилась команда. Придумали название и девиз команды. Распределили роли между участниками команды по выполнению проекта: одни писали стихи, другие чертили схемы, рисовали эскизы и шили изделия в лоскутной технике. Он проводился в год учителя под девизом: «Подарок любимому учителю». В итоге наша команда «Сударушки» стала победителем и получила диплом I степени.

Повторная диагностика творческих способностей учащихся показала, что из 16 учащихся 5-х классов высокий уровень творчества у 7 учащихся (повысился у 2 человек), средний – у 6 (повысился у 1), низкий – у 3 (повысился у 3); из 25 учащихся 6-х классов высокий уровень творчества имеют 8 учащихся (повысился у 2 человек), средний – 10 (повысился у 1 человека), низкий – 8 (повысился у 1). Повторное исследование креативности показало, что произошло увеличение количества учащихся, способных к творчеству: в 5 классах с 15% увеличилось до 30%, в 6 классах с 22% до 35%.


Рисунок 3. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса

среди учащихся 5-х классов


 

Рисунок 4. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса

среди учащихся 6-х классов

О результативности работы в рамках данной системы свидетельствуют следующие показатели:

— легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить;

— при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения, дети становятся коммуникабельными;

— открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика, ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса;

— позитивна динамика достижений учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады: 2010-2011 учебный год – три победителя, 2011-2012 учебный год – два победителя и один призёр; 2012-2013 учебный год – 13 призеров; достижения учащихся в региональном этапе Всероссийской олимпиады: 2010-2011 учебный год – два победителя, 2012-2013 учебный год – один победитель; достижения учащихся в заключительном этапе Всероссийской олимпиады в 2010-2011 учебном году – победитель (первый победитель по предмету «Технология. Обслуживаюший труд» в истории Омской области);

— за три года учащимися разработано более 100 проектов, наблюдается повышение качества проектных работ, возрастает сложность мультимедиа-презентаций, работы носят исследовательский характер;

— успешно реализованы социально значимые проекты: «Сценические платья, выполненные в технике батик, для школьного хореографического коллектива», «Альпийская горка», «Бабочки Омской области», ставшие традиционными проекты на празднике города, на Всероссийском фестивале русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый»;

— участвуя в Интернет-фестивалях и конкурсах, освоили компьютерные программы Microsoft Publisher, Windows Movie Maker 2003, Microsoft Research Auto Collage, Киностудия Windows Live 2010 для создания видеороликов, автоколлажей, буклетов; выполнили проекты «Создание видеоролика «Гжель+Декупаж»», «Создание видеоролика «Одуванчик» — подарок фестивалю», «Новогодний сувенир «змейка».

— приняли участие в Интернет-конкурсе детских виртуальных экскурсий «Мир вокруг нас», Интернет-фестивале «Добрых рук мастерство-2012», Международном фестивале детского творчества «Звезды нового века», детском творческом Интернет-фестивале «Южный Полюс». Расширение границ общения (в т.ч. посредством информационных технологий) способствует социализации личности, помогает в развитии творческих граней личности.

Опыт деятельности по развитию творческих способностей был представлен на заседаниях районного методического объединения учителей, Областном педагогическом марафоне, «Одиннадцатых Чередовских чтениях». Я являюсь членом интернет-сообщества «Уроки творчества: искусство и технология» на сайте «Сеть творческих учителей» www.russisch-fuer-kinder.de, www.it-n.ru.

Мой опыт обобщен и опубликован в электронном периодическом издании «Педагогический мир» (Pedmir.ru).

Могу с уверенностью сказать, что поставленной цели в работе я добиваюсь, задачи продолжаю успешно решать. Создание полноценной обучающей и развивающей среды ведет к получению стабильно высоких результатов (качество знаний по предмету «Технология» составляет 100%). Стабильно высокие результаты получены и во внеурочной деятельности. Разнообразные приемы и методы работы с детьми, ежедневный поиск новых техник, применение современных технологий, саморазвитие учителя – залог успеха детей. Организованная разноплановая совместная деятельность детей и учителя нравственно обогащает детей и взрослых. Результаты своей работы я увидела. Девочки не только сами любят предмет, но и прививают другим любовь и уважение к предмету, что благотворно влияет и на развитие творческих способностей, и на становление личности, формирование ее лучших черт и качеств.

За годы работы в школе у учителя сложилось свое педагогическое кредо: гордость учителя – в учениках.

Приложение 1.


Диагностика творческих способностей учащихся (с 11 лет)


I. Разминочный блок
1. Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 мин.). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребенок записывает и свои слова.

Высокий уровень развития способности — 9 и более слов.
Средний уровень — 7, 8 слов.
Низкий уровень — 6 и менее слов.

2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р-И-С-Н-К.

 Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).

Экран оценки результатов задания

 

Возраст детей

Уровни

высокий

средний

низкий

11 лет

4 и более

3

0 — 2

12 лет

5 и более

4

0 — 3

13 лет

6 и более

5

0 — 4


3. Из трех скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно).
Ткет ткач ткани на платки Тане. 
Топоры остры до поры, до поры остры топоры. 
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не дорыла.

Быстро, чисто — 2 балла. 
С погрешностями — 1 балл.

II блок. Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).

Если бы я строил детский городок, то:

построил такой городок, которого нет нигде —2

построил городок по предложенному типовому проекту-0

построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1

Если я приглашаю друзей на свой день рожденья, то:

пишу сценарий и готовлю сюрпризы — 2

говорю им время и надеюсь на родителей — 0

участвую в приготовлении блюд для гостей — 1

На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:

простой — 0

сложный — 1

оригинальный -2

Когда я чем-то сильно очарован, то:

пишу стихи -2

просто любуюсь объектом очарования -1

чувствую умиротворенность -0

Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:

читаю много дополнительной литературы -2

подбираю материал попроще -1

надеюсь на помощь учителя -0

Для меня в общении самое главное:

возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное -2

поделиться своими бедами с друзьями — 1

просто провести время -0

Если бы я стал ученым, то:

ездил часто за границу -0

написал бы много полезных книг -1

совершил бы открытия на пользу всему человечеству — 2

Из трех тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:

которая Вам удобна -0

о которой Вам рассказывали знакомые -1

которая является неизвестной тропинкой -2

Мне хочется, чтобы в школе:

все учились в меру своих возможностей -1

все были дружными — 0

узнавали как можно больше нового -2

Произнесите громко, отчетливо три скороговорки:

Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.


III блок. 
Согласны ли Вы с высказываниями великих людей? Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен -0
б) не согласен — 2
в) не готов оценить данное высказывание – 1
1. «Идеи могут быть обезврежены только идеями». (О. Бальзак)
2. «Разум человека сильнее его кулаков». (Ф. Рабле)
3. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке». (И. Тимирязев)
4. «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений». (Д. Оруэлл)
5. «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник». (И. Крылов)
6. «Льстят тем, кого боятся». (А. Чехов)
7. «Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды». (Р. Тагор)
8. «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». (В. Гете)
9. «Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
(Л. Толстой) 
10. «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро) 
11. «Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума». (В. Белинский)

IV блок. Способность преобразовывать структуру объекта 22—24.

В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существуют между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа (Правильный выбор — 2 балла).

Море — бассейн.

Река — труба.

Река — душ.

Река — лужа.

Река — вода.

Возрождение — победитель.

Подъем — гора.

Подъем — предводитель.

Подъем — утешитель.

Подъем — герой.

Пчела — мед.

Собака — шерсть.

Кабан — клыки.

Коза — молоко.

Лошадь — хвост.

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор — 2 балла).

Больница — лечение.
Институт.

профессор;

преподавание;

обучение;

учреждение;

студент.

Муха — паутина.
Рыба.

паук;

треска;

сеть;

удочка;

плавание.

Смех — печальный.
Горе.

легкий;

клоун;

апатия;

радостный;

мрачный.


V блок. Словесные ассоциативные способности.

Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.


Стимульный материал

Наиболее типичные ответы (для оценки)

28

Бурный, хрустальный, ласка

Фонтан

29

Терпение, самолет, идея

Испытатель

30

Пустая, мозг, садовая

Голова

31

Купить, душа, крутой

Подарок

32

Сердце, Вася, пойти

Именины

33

Случайный, дом, тайный

Свидание

34

Рыжий, морда, хитрый

Лиса

35

Надежда, соваться, сплошной

Огонь

36

Сразу, истоки, счастье

Находить

37

Слабый, подход, монолит

Звания

38

Дуб, нутро, машина

Бюрократ

39

Море, много, особа

Лень

40

Светлый, идиот, крылья

Мечта

41

Карман, песок, юноша

Часы

42

Собака, сила, колесо

Жизнь

43

Змей, красный, печать

Бумага

44

Цветы, изумруд, крыша

Ваза


Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали — ответы на слова-стимулы.
За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные — 1 балл.
Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).
1. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.
2. Вы купались в реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.
3. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла, но Вы узнали, что 2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия?
4. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?
Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
Отсутствие ответа -0 
Тривиальный ответ — 1
Оригинальный ответ — 2
Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (на обратной стороне карточки).

Велосипедная спица.

Зубная щетка.

Полиэтиленовая бутылка.


VI. Блок (контрольный)
Да — 2 балла, 
трудно сказать — 1, 
нет — 0.

Мне приятно ощущать чувство новизны.

Мне удается представить то, чего не бывает в действительности.

Хорошо ориентируюсь в трудных ситуациях.

Часто ощущаю прилив творческих сил.

Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.

Оригинальные идеи часто посещают меня.

Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.

Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.

Я научился распознавать причины своих неудач.

Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей.

Я верю в свои способности и возможности.

Результат диагностики определяется следующим образом:

более 2/3 выполненных заданий с баллом — 2 (высокий уровень творчества);

не менее 0,5 выполненных заданий с баллом — 2 (средний уровень творчества);

менее 0,5 — низкий.



Приложение 2.


Опросник креативности личности Девиса (для подростков)


Цель: определить выраженность креативности как качества личности.


Инструкция: Отметь галочкой суждения, с которыми ты согласен.

Суждения:

Я думаю, что я аккуратен.

Я люблю знать, что делается в других классах школы.

Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.

Я люблю быть лучшим в чем-либо.

Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себя.

Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

В детстве я не был особенно популярен среди сверстников.

Я иногда поступаю по-детски.

Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

Если даже я уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

Я часто скучаю.

Я буду значимым и известным, когда вырасту.

Я люблю смотреть на красивые вещи.

Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.


Обработка результатов: креативность (способность к творчеству) присуща личности в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19, и в случае ответов (-) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.


+

2 — беспокойство о других

1 – принятие беспорядка

4 – желание выделиться

3 – рискованность

6 – недовольство собой

5 – альтруизм

7 – полный любопытства

11 – любовь к одиночной работе

8 – не популярен

13 – независимость

9 – регресс на детство

14 – деловые ошибки

10 – отбрасывание давления

15 – никогда не скучает

12 – самодостаточность

18 – активность

16 – чувство предназначенности

20 — стремление к риску

17 – чувство красоты

21 – потребность в активности

19 – стремление экспериментировать


Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это – еще нереализованные возможности. Главная проблема – помочь в реализации, т.к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и т.д.) Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегая острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.





Источники информации


1.https://tvoi-mir.unibel.by/ru/print.aspx?guid=4855 Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

2.https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/oprosnik-kreativnosti-devisa

Опросник креативности личности Девиса (для подростков0


Свежие документы:  План - конспект урока по технологии на тему: «Полупроводниковый диод» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: