Разработка темы
«Решение тригонометрических уравнений»
в итоговом повторении в 11 классе,
при подготовке к экзаменам.
Цель уроков:
Повторить и систематизировать раннее изученный материал по решению простейших тригонометрических уравнений.
Повторить методы решения уравнений.
Решить сложные уравнения , встречающиеся на ЕГЭ.
Проверить усвоение материала.
1 урок: «Повторение теоретического материала и решение простейших уравнений» (используя компьютерную презентацию).
2-3 уроки: «Семинар по решению одного уравнения несколькими способами».
4-5 уроки: Решение более сложных уравнений, предложенными способами.
6 урок: Контрольное тестирование по теме, с использованием компьютерной программы.
Урок №1: «Повторение теоретического материала и решение простейших уравнений»
Цель:
Повторить и систематизировать раннее изученный материал по решению простейших тригонометрических уравнений.
Решение уравнений, с выбором ответов.
Воспитывать умение применять полученные знания.
Ход урока:
Решение уравнений вида .
Решение уравнений вида
Решение уравнений вида и
Итог урока.
Решение сложных уравнений сводится к решению простейших уравнений:
.
и
Вспомним, как они решаются.
Решение простейших тригонометрических уравнений вида:
.
где
Частные случаи:
Решить уравнения:
Ответ: .
Ответ: .
Ответ: .
Решите самостоятельно и найдите правильный ответ(найти соответствие):
Уравнение | № ответа | Ответ | |
1 | a | ||
2 | b | ||
3 | c | ||
4 | d | ||
5 | e |
2.Решение простейших тригонометрических уравнений вида:
, где
если , то
Частные случаи:
Решить уравнения:
1.
Ответ: .
2.
Ответ: .
3.
Ответ: .
Решите самостоятельно и найдите правильный ответ (найти соответствие):
Уравнение | № ответа | Ответ | |
| a | ||
| b | корней нет | |
| c | ||
| d | ||
| e |
3.Решение простейших тригонометрических уравнений вида:
Решить уравнения:
1.
Ответ: .
2.
Ответ: .
3.
Ответ: .
Решите самостоятельно и найдите правильный ответ (найти соответствие)
Уравнение | № ответа | Ответ | |
| a | ||
| b | ||
| c | ||
| d |
Решение простейшего тригонометрического уравнения вида:
решение аналогичное предыдущему случаю.
4.Итог урока:
Сегодня на уроке мы повторили решение простейших тригонометрических уравнений. На следующем уроке будем повторять методы решения тригонометрических уравнений, для этого класс разбивается на 7 небольших групп, каждая из которых покажет выбранный метод решения уравнения:
.
Можно обращаться за консультацией.
Дома повторить пункты № 9,11, учебник под редакцией А.Н.Колмогорова, стр. 93-106, учебник под редакцией А.Г.Мордковича.
Уроки №2-3: «Семинар по решению одного уравнения несколькими способами»
Класс делится на небольшие группы по 2-3 человека, заранее они получают задания по одному из методов решения уравнений, а затем на уроке показывают своё решение. Остальные учащиеся записывают решение и задают интересующие их вопросы, на которые отвечает данная группа.
ЦЕЛИ УРОКА:
систематизировать знания учащихся по теме;
показать различные методы решения тригонометрического уравнения на примере одного уравнения;
воспитание у учащихся культуры мышления;
формирование умений строить логическую цепочку рассуждений;
показать красоту решения уравнений.
ПЛАН УРОКА:
Решение тригонометрических уравнений различными способами;
Используя формул половинного угла;
Используя формулы приведения
Приведение к однородному квадратному уравнению;
Введение вспомогательного угла;
Используя формулы понижение степени;
Используя универсальные подстановки;
Решение уравнения возведением в квадрат;
Итог урока.
ХОД УРОКА :
1. Постановка целей урока и конечного результата (каждая группа объясняет свое решение, используя кодоскоп, отвечает на возникшие вопросы).
1.
Используя формул половинного угла.
;
;
;
; или разделим на ;
, ; ;
, . , ;
, .
Ответ: , ; , .
2.
Используя формулы приведения
;
из суммы делаем произведение
;
;
;
;
;
, ;
, ;
, ; , ;
, . , .
Ответ: , ; , .
3.
Приведение к однородному квадратному уравнению.
;
;
;
; (верно при любых )
;
; или ;
; , .
, .
Оба корня удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: , ; , .
4.
введение вспомогательного угла
;
;
;
;
, ;
, ;
если , то
, ;
, ;
если , то
, ;
, ;
, .
Второй способ:
разделим на :
;
;
;
, ;
, или , .
Ответ: , ; , .
5.
Используя формулы понижение степени:
;
Проверка ОДЗ: ;
;
;
.
Возведем уравнение в квадрат:
, умножим на 2;
;
;
;
;
; или ;
, ; , ;
, ; , .
Если -нечетное, , то ;
-1=1 – неверно .
Если -нечетное, , то ;
;
-1=1 – неверно.
Если k – чётное, , то ,
следовательно ,
1=1 верно
если n – чётное, ,то ,
следовательно ,
1=1 верно.
Ответ: , ; , .
6.
Используя универсальные подстановки:
; ; , при .
Применение этой подстановки требует большой осторожности! Следует проверить, а не является ли серия корней , корнями данного уравнения (иначе будет потеря корней). Это делается путем подстановки в первоначальное уравнение.
;
Если , , то ;
;
;
– неверно.
Следовательно , не является корнем уравнения.
Выполним подстановку:
, пусть ;
;
;
;
; или ;
; ;
, ; , ;
, . , .
Ответ: , ; , .
7.
Решим уравнение возведением в квадрат. Надо быть аккуратными – могут появиться лишние корни.
;
;
;
;
;
, ;
, .
Проверка корней:
Если ; ;
;
1=1 – верно;
; ;
;
1=1 – верно;
; ;
;
-1=1 – неверно;
; ;
-1=1 – неверно;
Ответ: , ; , .
ИТОГ УРОКА:
Сегодня на уроке мы с вами решили одно уравнение семью способами и это ещё не предел методов решения. При решении уравнений вы можете использовать один из предложенных способов, самое главное каждое уравнение имеет решение и его надо найти!
оценивается работа каждого учащегося, подчеркивается самостоятельность, грамотность при выполнении заданий, взаимопомощь, активность.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
Решите уравнение всеми предложенными способами и попытайтесь найти ещё хотя бы один другой способ решения.
Уроки №4-5: «Решение более сложных уравнений, предложенными способами»
ЦЕЛИ УРОКА:
обобщить полученные знания;
научить нахождению чужих ошибок и не делать своих;
показать красоту решения тригонометрических уравнений.
ПЛАН УРОКА:
Разбор ошибок (с использованием кодоскопа);
Решение тригонометрических уравнений различными способами;
Решение уравнений разложением на множители;
Решение с помощью замены переменных;
Решение однородных уравнений;
Решение уравнений методом преобразования суммы или разности тригонометрических выражений в произведения;
Преобразование произведения в сумму;
Введение вспомогательного угла;
Решение линейных уравнений;
Уравнения, решающие оценкой значений левой и правой частей;
Комбинированные уравнения из заданий ЕГЭ.
Итог урока.
1. Разбор ошибок (с использованием кодоскопа)
1. sinx=0.5
x=(-1)narcsin0.5+2n,
x=(-1)n + ,.
2. cos3x=0.5
3x=arccos0.5+2n, ,
3x= +2 n, ,
x= .
3. sin4x=2
4sinx=2,
<p