Бежевец Юлия Борисовна,
МБОУ «Муриковская СОШ»
Шаховского района Московской области,
учитель ИЗО и МХК.
Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе В.С. Кузина.
Тема: «Декоративный цветок Борецкой росписи».
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели для детей: познакомится с новым народным промыслом – Борецкой росписью;
для учителя: закрепить графические умения и навыки; активизировать мышление, фантазию детей; учить любоваться красотой.
Задачи: развитие художественного вкуса, наблюдательности; развитие творческих способностей; межпредметная связь (география, история).
Оборудование: для учащихся — альбом, линейка, карандаш, ластик, тетрадь, ручка; для учителя – конспект урока, компьютер, проектор, презентация по теме урока, доска, мел, наглядные пособия, нарисованные учителем.
Ход урока.
Организация класса, проверка готовности к уроку.
Повторение пройденного материала на прошлых уроках в виде игры. У учителя в руках «цветик-восьмицветик» по числу учеников в классе (8 человек). Педагог проходит по классу, и учащиеся вытягивают любой лепесток, а серединка остается у учителя, и он вместе с ними играет. Учитель предупреждает детей, что на задних сторонах лепестков имеются конвертики, их открывать не надо (это следующее задание).
Учитель.
Задание № 1.
Поднимите лепестки, те, у кого цвет входит в состав основных цветов.
Задание № 2.
Поднимите лепестки, те, у кого цвета входят в «ахроматические цвета».
Задание № 3.
Поднимите лепестки, те, у кого цвета входят в «хроматические цвета».
Задание № 4.
Поднимите лепестки, те, у кого, если смешать эти цвета, то получится зеленый.
Задание № 5.
Поднимите лепестки, те, у кого, если смешать эти цвета, то получится фиолетовый цвет.
Задание № 6.
Поднимите лепестки, те, у кого, если смешать эти цвета, то получится оранжевый цвет.
Задание № 7.
У вас у каждого на лепестке есть конвертик, откройте его и посмотрите, что там внутри. Там лежат вопросы. У всех они разные и вы должны ответить на них. (Учащиеся отвечают).
(Вопросы по пройденным темам в 5 классе: 1. Теплые цвета – это…. ; 2. Холодные цвета – это….. ; 3. Каким бывает зеленый цвет? 4. Контрастные цвета – это ….. 5. Пейзаж – это ….. 6. Какие бывают пейзажи? 7. Что может включать в себя пейзаж? 8. Три основных цвета – это…. )
Введение в тему урока.
Учитель. Вы наверно задумались, а почему мы сейчас играли с вами с цветком? В начальной школе вы рисовали множество цветов. А сегодня мы будем рисовать цветок необычным способом — Борецкой росписью.
Итак, тема урока: «Декоративный цветок Борецкой росписи». Цели урока: выполнить рисунок декоративного цветка Борецкой росписью.
Знакомство с народным промыслом рассчитано на два урока, на сегодняшнем уроке вы выполните работу карандашом, а на следующем уроке вы доделаете её в красках.
Давайте сделаем с вами небольшое путешествие в Архангельскую область, на север России.
Борецкая роспись — северный русский народный художественный промысел на реке Северная Двина в Архангельской области России. Существует с 18 века. (Учащиеся записывают в тетрадях название промысла и век).
Вопрос. Как вы думаете, на чем рисовали мастера? (Материалом северных мастеров было дерево).
Вопрос. Подумайте и скажите, что могли расписывать мастера? (Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода).
Мотивами композиции могли служить жанровые сценки из жизни: чаепитие, гуляния.
Основные элементы: птицы, конь, древо, тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.
Вопрос. Откуда могли быть взяты элементы и мотивы? Из природы, мастера промысла все упростили, т.е. сделали стилизацию того или иного элемента.
Борецкая роспись относится к линии северорусских видов росписи. Также на севере России есть и другие росписи, и их объединяют общим названием – северодвинская роспись. Посмотрите на эти красивые расписные изделия. Это мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская росписи.
Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины белизной фона. Узоры преимущественно растительные и геометрические. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный (основной цвет), зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. (Записывают в тетрадях).
Другой значительной особенностью росписи является ее композиция – она повторяет композицию иконостаса православного храма. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.
Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи — Древо жизни, т.е. «начало всех начал», плодородие. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных).
А сейчас я вам зачитаю легенду о возникновении борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Вероятно, среди тех переселенцев были художники иконописцы, художники миниатюрной живописи и рукописных книг, которые и создали роспись.
Вот такая прекрасная легенда о Борецкой росписи.
Физкультурная минутка. Учитель руками рисует в воздухе пейзаж, а ученики повторяют за ним. Рисуют рамку для картины, линию горизонта, солнце, река, убегающая вдаль, на переднем плане березка и цветы, мысленно покрывают лаком свою работу.
Практическая работа. Учитель.
Итак, вы познакомились с промыслом, увидели много интересных мотивов росписи, а теперь приступим к рисованию декоративного цветка.
Лист располагаем горизонтально.
Сделаем с помощью линейки рамочку в 1 см. от краёв листа.
Не нажимая на карандаш, проводим ось симметрии посередине листа, наметим верх, низ цветка и по бокам отметим, где он будет располагаться по композиции.
От оси наметим две ветки и 3 круга: вверху и два по бокам.
Далее идет проработка деталей: подрисовываются листья, прорисовываются цветы, рисуются ягодки.
Итоги урока. Делается просмотр работ, обговариваются ошибки ребят, которые надо доделать на следующем уроке. Небольшой опрос учащихся по теме урока. Выставление оценок за ответы и работу на уроке.
Второй урок по теме.
Тема: «Декоративный цветок Борецкой росписи».
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели для детей: закрепить знания о Борецкой росписи;
для учителя: закрепить живописные умения и навыки; активизировать мышление, фантазию детей; учить любоваться красотой.
Задачи: развитие художественного вкуса, наблюдательности; развитие творческих способностей.
Оборудование: для учащихся – альбом, карандаш, ластик; для учителя – конспект урока, компьютер, проектор, презентация по теме урока, доска, мел, наглядные пособия нарисованные учителем.
Ход урока.
Организация класса, проверка готовности к уроку.
Повторение пройденного материала на прошлом уроке по презентации.
Практическая работа. Делается просмотр работ, обговариваются ошибки ребят, которые были на прошлом уроке. Далее выполняется работа в цвете. Напоминание детям: наиболее часто используемые цвета в росписи: красный (основной цвет), зеленый, коричневый, оранжевый, желтый.
Итоги урока. Делается просмотр работ. Выставление оценок.