Ф.И.О.автора: Суринская Вера Васильевна
МОУ СОШ №3 г. Надым
Учитель начальных классов
Урок по русскому языку «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Программа УМК «Школа России»
Цель:
Обобщить знания об имени прилагательном, совершенствовать навыки правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе;
развивать речь учащихся (умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, прилагательные-антонимы) развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах, доказывать свою точку зрения, принимать мнение окружающих, свойства внимания, мыслительную деятельность учащихся
( наблюдение, сравнение, делать умозаключение)
воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с заданием, сигнальные карточки, карта успешности, тест для каждого ученика, фломастеры.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Я хотела бы наш урок начать с загадки ,постарайтесь её отгадать:
Если речка голубая
Пробудилась от сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит к нам пришла . . . (весна)
Перед вами лежит задание с двумя текстами. Прочитайте про себя их и сравните.
В лесу весной.
Наступает весна. Солнце льёт на землю свои лучи. Первые цветы распустят свои головки и покажут своё лицо. Умоются водой и засияют улыбкой.
Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю свои теплые лучи. Первые цветы распустят свои пышные головки и покажут своё доброе лицо. Умоются талой водой и засияют ласковой улыбкой.
— Прочитайте 1 и 2 текст вслух.
-. Какой из двух текстов вам понравился больше? Почему? (Другие слова, более красивый текст, полный)
-Прочитайте эти слова, к какой части речи они относятся? (прилагательное)
— Подчеркните прилагательные волнистой линией. (Слайд)
II. Постановка цели урока.
— Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Все наши результаты мы представим в «Карте успешности». Работать мы будем в группах
Помогать нам будут внимание, сосредоточенность и дружелюбие.
III. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
— Весна приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте первого друга весны.
Шарада
Корень мой находится в снегу
В подставочке приставку я найду
Суффикс мой вы в чайнике встречали
Весь же я – в лесу и на поляне.
(Подснежник)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
— Почему этот цветок так называют? (Подснежник – первый весенний цветок.)
Легенда о подснежнике.
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
— А теперь запишите слово подснежник к себе в тетрадь, выделите корень.
— Нам предстоит сейчас придумать однокоренные имена прилагательные. Но прежде мы вспомним, какие слова мы называем именами прилагательными.
— А теперь вам задание, придумайте и запишите к этому слову родственные имена прилагательные.
Снеговой – снежный
IV. А теперь продолжим нашу работу по группам
— Нам предстоит вспомнить, с какой часть речи связано имя прилагательное, подобрать имя прилагательное к словам.
1 группа. Вам нужно подобрать имена прилагательные к словам
Подснежник (какой?) первый, нежный.
Берёза (какая?) кудрявая, белоствольная.
Ручей (какой?) узкий, звонкий, ………
Небо (какое?) голубое, ясное.
2 группа. Вам нужно прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.
Утром, птицы, свои, распевали, песни.
Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)
(Весенним утром счастливые птицы распевали свои чудесные песни.)
3 группа. Вам нужно подобрать к прилагательным антонимы.
-Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)
Пасмурный день – солнечный день
Холодный ветер – тёплый ветер
Огромная туча – крошечная туча.
V. Проверка. (От каждой группы выступает представитель)
— Вы все справились правильно. Молодцы. Оцените себя в «Карте успешности»
Давайте сделаем вывод.
— Так с какой частью речи связано имя прилагательное? (Слайд )
VI. Переходим к следующему заданию
— Мы должны повторить изменение прилагательных по родам, числам и вспомнить какие окончания имеют прилагательные — ж. р., — м. р.,- ср.р. и прилагательные множественного числа.
1 группа.
-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.
Зелёная, свежая…….(травка)
Ласковое, яркое……(солнце)
Звонкие, весёлые……(ручейки)
Тёплый, солнечный…….(день)
2 группа.
— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их, в прилагательных выделить окончания, определить род, число.
Травка (какая?)…., ……
Солнце (какое?)…..,…..
Ручейки (какие?)……,…..
День (какой?)……, …….
Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.
3 группа.
Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.
-На какие группы вы их разбили? (М.р, ж.р., ср.р)
Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш.
VII. Проверка.
— Проверяем 1,2 группу на слайдах
У вас должно получиться следующий ответ
Зелёная, душистая травка.
— Давайте посмотрим, какое окончание выделили?
-А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?
(Показ сигнальными карточками)
Ласковое, яркое солнце.
— Какое окончание выделили у прилагательных?
— А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?
Звонкие, весёлые ручейки.
— Какое окончание выделили у прилагательных?
— Можем мы определить род у прилагательного во множественном числе?
— А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?
Тёплый, солнечный день.
— Какое окончание выделили у прилагательных?
А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?
А теперь проверяем 3 группу.
— Посмотрите, правильно ли вы сделали.
— Какие слова отнесли в 1 группу ( ж.р.)?
-Какие окончания имеют прилагательные ж.р.
— На какой вопрос отвечают?
— Какие слова во 2 группе. Какие окончания имеют прилагательные м.р.?
— На какой вопрос отвечают?
— Какие слова во 3 группе. Какие окончания имеют прилагательные ср .р.?
— На какой вопрос отвечают?
— Вывод:
-Как изменяются имена прилагательные? От чего зависит род прилагательных?
-На какой вопрос отвечают прилагательные ж. р, ср. р, м.р.?
— Какие окончания имеют? (Слайд – газета)
Отметьте результаты своих ответов в «Карте успешности».
Физминутка. (слайд)
VIII. Переходим к следующему заданию
-А теперь мы повторим изменение имен прилагательных по падежам, вспомним падежные окончания у прилагательных.
1 группа.
Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.
И.п. (весенн…) ветер
Р.п. (весенн…) ветр…
Д.п. (весенн…) ветр…
В.п. (весенн…) ветер
Т.п. (весенн…) ветр…
П.п. о (весенн…) ветр…
2 группа.
Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.
(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.
3 группа.
Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.
Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.
С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.
Проверка
-Ребята мы с вами сделаем взаимопроверку. Поменяемся листочками. Проверим, друг друга по слайдам:1группа проверяет, 2 группа- 3 группу, 3 группа-1 группу.
Отметь свои результаты в листочке достижений.
1 группа как вы оценили результаты 2 группы?
2 группа как вы оценили результаты 3 группы?
3 группа как вы оценили результаты 1 группы?
Вывод: как ещё могут изменяться имена прилагательные? (Слайд газета)
-Как мы определяем падеж у прилагательных?(по падежу сущ.)
— Как, мы определяем окончания? (по вопросу)
Оцените себя в « Карте успешности».
Тест
Оцените свои результаты в « Карте успешности».
7. Итог работы
-Как называется наша газета?
-Расскажите всё об имени прилагательном.
-О чём в нашей газете написано?
-Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?
-Как изменяется прилагательное? От чего это зависит?
-Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
-Какими членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?
-Почему без прилагательных нельзя обойтись?
(Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна невыразительна. Наша речь становится ярче и красивее).
IX. — Дома вам предлагаю отредактировать текст о весне.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый.
Карточка №2
1 группа.
Подобрать имена прилагательные к словам:
Подснежник (какой?) …, ….,
Берёза (какая?) …., …..
Ручей (какой?) …, ….,
Небо (какое?) … , …,
Карточка №2
1 группа.
Подобрать имена прилагательные к словам:
Подснежник (какой?) …, ….,
Берёза (какая?) …., …..
Ручей (какой?) …, ….,
Небо (какое?) … , …,
Карточка №2
2 группа.
Прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.
Утром, птицы, свои, распевали, песни.
Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)
Карточка №2
2 группа.
Прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.
Утром, птицы, свои, распевали, песни.
Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)
Карточка №2
3 группа.
Подобрать к прилагательным антонимы.
Пасмурный день –
Холодный ветер –
Огромная туча –
Карточка №2
3 группа.
Подобрать к прилагательным антонимы.
Пасмурный день –
Холодный ветер –
Огромная туча –
Карточка №4
1 группа.
-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.
Зелёная, свежая ……
Ласковое, яркое ……
Звонкие, весёлые ……
Тёплый, солнечный …….
Карточка №4
1 группа.
-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.
Зелёная, свежая ……
Ласковое, яркое ……
Звонкие, весёлые ……
Тёплый, солнечный …….
Карточка №4
2 группа.
— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их. В прилагательных выделить окончания, определить род, число.
Травка (какая?)…., ……
Солнце (какое?)…..,…..
Ручейки (какие?)……,…..
День (какой?)……, …….
Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.
Карточка №4
2 группа.
— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их. В прилагательных выделить окончания, определить род, число.
Травка (какая?)…., ……
Солнце (какое?)…..,…..
Ручейки (какие?)……,…..
День (какой?)……, …….
Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.
Карточка №4
3 группа.
Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.
— Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш, ярк… солнце.
Карточка №4
3 группа.
Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.
— Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш, ярк… солнце.
Травка
солнце
день
ручейки
карточка №4
1 группа.
Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.
И.п. (весенн… ) ветер
Р.п. (весенн… ) ветр…
Д.п. (весенн… ) ветр…
В.п. (весенн… ) ветер
Т.п. (весенн… ) ветр…
П.п. о (весенн… ) ветр…
карточка №4
1 группа.
Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.
И.п. (весенн… ) ветер
Р.п. (весенн… ) ветр…
Д.п. (весенн… ) ветр…
В.п. (весенн… ) ветер
Т.п. (весенн… ) ветр…
П.п. о (весенн… ) ветр…
карточка №4
2 группа.
Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.
(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.
карточка №4
2 группа.
Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.
(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.
карточка №4
3 группа.
Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.
Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.
С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.
карточка №4
3 группа.
Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.
Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.
С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый.
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый
Карта успешности
№2 | №3 | №4 | №5 | |
|
|
|
|
|
Красный — отлично поработали
Зелёный — затруднялись в задании
Желтый – поработали плохо