Конспект урока на тему «Обобщение знаний об имени прилагательном»

  1. Ф.И.О.автора: Суринская Вера Васильевна

  2. МОУ СОШ №3 г. Надым

  3. Учитель начальных классов

Урок по русскому языку «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Программа УМК «Школа России»

Цель:

  1. Обобщить знания об имени прилагательном, совершенствовать навыки правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе;

  2. развивать речь учащихся (умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, прилагательные-антонимы) развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах, доказывать свою точку зрения, принимать мнение окружающих, свойства внимания, мыслительную деятельность учащихся

( наблюдение, сравнение, делать умозаключение)

  1. воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с заданием, сигнальные карточки, карта успешности, тест для каждого ученика, фломастеры.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Я хотела бы наш урок начать с загадки ,постарайтесь её отгадать:

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла . . . (весна)

  • Перед вами лежит задание с двумя текстами. Прочитайте про себя их и сравните.

В лесу весной.

Наступает весна. Солнце льёт на землю свои лучи. Первые цветы распустят свои головки и покажут своё лицо. Умоются водой и засияют улыбкой.

Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю свои теплые лучи. Первые цветы распустят свои пышные головки и покажут своё доброе лицо. Умоются талой водой и засияют ласковой улыбкой.

— Прочитайте 1 и 2 текст вслух.

-. Какой из двух текстов вам понравился больше? Почему? (Другие слова, более красивый текст, полный)

-Прочитайте эти слова, к какой части речи они относятся? (прилагательное)

— Подчеркните прилагательные волнистой линией. (Слайд)

II. Постановка цели урока.

— Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Все наши результаты мы представим в «Карте успешности». Работать мы будем в группах

Помогать нам будут внимание, сосредоточенность и дружелюбие.

III. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

— Весна приходит не одна, а со своими друзьями. Отгадайте первого друга весны.

Шарада

Корень мой находится в снегу

В подставочке приставку я найду

Суффикс мой вы в чайнике встречали

Весь же я – в лесу и на поляне.

(Подснежник)

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Почему этот цветок так называют? (Подснежник – первый весенний цветок.)

Легенда о подснежнике.

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

— А теперь запишите слово подснежник к себе в тетрадь, выделите корень.

— Нам предстоит сейчас придумать однокоренные имена прилагательные. Но прежде мы вспомним, какие слова мы называем именами прилагательными.

— А теперь вам задание, придумайте и запишите к этому слову родственные имена прилагательные.

Снеговой – снежный

IV. А теперь продолжим нашу работу по группам

— Нам предстоит вспомнить, с какой часть речи связано имя прилагательное, подобрать имя прилагательное к словам.

1 группа. Вам нужно подобрать имена прилагательные к словам

Подснежник (какой?) первый, нежный.

Берёза (какая?) кудрявая, белоствольная.

Ручей (какой?) узкий, звонкий, ………

Небо (какое?) голубое, ясное.

2 группа. Вам нужно прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.

Утром, птицы, свои, распевали, песни.

Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)

(Весенним утром счастливые птицы распевали свои чудесные песни.)

3 группа. Вам нужно подобрать к прилагательным антонимы.

-Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)

Пасмурный день – солнечный день

Холодный ветер – тёплый ветер

Огромная туча – крошечная туча.

V. Проверка. (От каждой группы выступает представитель)

— Вы все справились правильно. Молодцы. Оцените себя в «Карте успешности»

Давайте сделаем вывод.

— Так с какой частью речи связано имя прилагательное? (Слайд )

VI. Переходим к следующему заданию

— Мы должны повторить изменение прилагательных по родам, числам и вспомнить какие окончания имеют прилагательные — ж. р., — м. р.,- ср.р. и прилагательные множественного числа.

1 группа.

-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.

Зелёная, свежая…….(травка)

Ласковое, яркое……(солнце)

Звонкие, весёлые……(ручейки)

Тёплый, солнечный…….(день)

2 группа.

— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их, в прилагательных выделить окончания, определить род, число.

Травка (какая?)…., ……

Солнце (какое?)…..,…..

Ручейки (какие?)……,…..

День (какой?)……, …….

Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.

3 группа.

Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.

-На какие группы вы их разбили? (М.р, ж.р., ср.р)

Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш.

VII. Проверка.

— Проверяем 1,2 группу на слайдах

У вас должно получиться следующий ответ

Зелёная, душистая травка.

— Давайте посмотрим, какое окончание выделили?

-А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?

(Показ сигнальными карточками)

Ласковое, яркое солнце.

— Какое окончание выделили у прилагательных?

— А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?

Звонкие, весёлые ручейки.

— Какое окончание выделили у прилагательных?

— Можем мы определить род у прилагательного во множественном числе?

— А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?

Тёплый, солнечный день.

— Какое окончание выделили у прилагательных?

А теперь покажите карточкой, какое число и какой род вы определили?

А теперь проверяем 3 группу.

— Посмотрите, правильно ли вы сделали.

— Какие слова отнесли в 1 группу ( ж.р.)?

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р.

— На какой вопрос отвечают?

— Какие слова во 2 группе. Какие окончания имеют прилагательные м.р.?

— На какой вопрос отвечают?

— Какие слова во 3 группе. Какие окончания имеют прилагательные ср .р.?

— На какой вопрос отвечают?

— Вывод:

-Как изменяются имена прилагательные? От чего зависит род прилагательных?

-На какой вопрос отвечают прилагательные ж. р, ср. р, м.р.?

— Какие окончания имеют? (Слайд – газета)

Отметьте результаты своих ответов в «Карте успешности».

Физминутка. (слайд)

VIII. Переходим к следующему заданию

-А теперь мы повторим изменение имен прилагательных по падежам, вспомним падежные окончания у прилагательных.

1 группа.

Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.

И.п. (весенн…) ветер

Р.п. (весенн…) ветр…

Д.п. (весенн…) ветр…

В.п. (весенн…) ветер

Т.п. (весенн…) ветр…

П.п. о (весенн…) ветр…

2 группа.

Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.

(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.

3 группа.

Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.

Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.

С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.

Проверка

-Ребята мы с вами сделаем взаимопроверку. Поменяемся листочками. Проверим, друг друга по слайдам:1группа проверяет, 2 группа- 3 группу, 3 группа-1 группу.

Отметь свои результаты в листочке достижений.

1 группа как вы оценили результаты 2 группы?

2 группа как вы оценили результаты 3 группы?

3 группа как вы оценили результаты 1 группы?

Вывод: как ещё могут изменяться имена прилагательные? (Слайд газета)

-Как мы определяем падеж у прилагательных?(по падежу сущ.)

— Как, мы определяем окончания? (по вопросу)

Оцените себя в « Карте успешности».



Тест

Оцените свои результаты в « Карте успешности».

7. Итог работы

-Как называется наша газета?

-Расскажите всё об имени прилагательном.

-О чём в нашей газете написано?

-Что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает?

-Как изменяется прилагательное? От чего это зависит?

-Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

-Какими членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

-Почему без прилагательных нельзя обойтись?

(Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна невыразительна. Наша речь становится ярче и красивее).

IX. — Дома вам предлагаю отредактировать текст о весне.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый.

Карточка №2

1 группа.

Подобрать имена прилагательные к словам:

Подснежник (какой?) …, ….,

Берёза (какая?) …., …..

Ручей (какой?) …, ….,

Небо (какое?) … , …,

Карточка №2

1 группа.

Подобрать имена прилагательные к словам:

Подснежник (какой?) …, ….,

Берёза (какая?) …., …..

Ручей (какой?) …, ….,

Небо (какое?) … , …,

Карточка №2

2 группа.

Прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.

Утром, птицы, свои, распевали, песни.

Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)

Карточка №2

2 группа.

Прочитать слова, составить из них предложение, дополнить именами прилагательными.

Утром, птицы, свои, распевали, песни.

Слова для справок: (весенним, счастливые, чудесные)

Карточка №2

3 группа.

Подобрать к прилагательным антонимы.

Пасмурный день –

Холодный ветер –

Огромная туча –

Карточка №2

3 группа.

Подобрать к прилагательным антонимы.

Пасмурный день –

Холодный ветер –

Огромная туча –

Карточка №4

1 группа.

-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.

Зелёная, свежая ……

Ласковое, яркое ……

Звонкие, весёлые ……

Тёплый, солнечный …….

Карточка №4

1 группа.

-Подобрать к прилагательным имена существительные, определить род, число. Выделить окончания.

Зелёная, свежая ……

Ласковое, яркое ……

Звонкие, весёлые ……

Тёплый, солнечный …….

Карточка №4

2 группа.

— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их. В прилагательных выделить окончания, определить род, число.

Травка (какая?)…., ……

Солнце (какое?)…..,…..

Ручейки (какие?)……,…..

День (какой?)……, …….

Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.

Карточка №4

2 группа.

— Определить род число имен существительных подобрать имена прилагательные к каждому существительному, изменить их. В прилагательных выделить окончания, определить род, число.

Травка (какая?)…., ……

Солнце (какое?)…..,…..

Ручейки (какие?)……,…..

День (какой?)……, …….

Слова для справок: зелёный, свежий, звонкий, теплый.

Карточка №4

3 группа.

Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.

— Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш, ярк… солнце.

Карточка №4

3 группа.

Словосочетания записать в 3 столбика , определить род, число, выделить окончания.

— Звонк … капель, весенн… небо, прозрачн… вода, весёл… ручеёк, душист… ландыш, ярк… солнце.

Травка

солнце

день

ручейки

карточка №4

1 группа.

Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.

И.п. (весенн… ) ветер

Р.п. (весенн… ) ветр…

Д.п. (весенн… ) ветр…

В.п. (весенн… ) ветер

Т.п. (весенн… ) ветр…

П.п. о (весенн… ) ветр…

карточка №4

1 группа.

Напишите правильные падежные окончания прилагательного весенний.

И.п. (весенн… ) ветер

Р.п. (весенн… ) ветр…

Д.п. (весенн… ) ветр…

В.п. (весенн… ) ветер

Т.п. (весенн… ) ветр…

П.п. о (весенн… ) ветр…

карточка №4

2 группа.

Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.

(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.

карточка №4

2 группа.

Определить падеж у существительного, задавать вопрос от существительного к прилагательному, изменить окончание прилагательного по вопросу.

(лесной) поляне, к (старому) пню, от (быстрый) речки, из- под (талый) снега, на ( весенний) аллею, над ( бескрайний) полем.

карточка №4

3 группа.

Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.

Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.

С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.

карточка №4

3 группа.

Определить падежи выделенных существительных, задать вопрос к прилагательному, вставить окончание.

Ранн… весен… утром приятно бродить по лесу, дышать чист… свеж… воздухом.

С ранн… утра и до позд… ночи слышится чудесн… пение лесн…. птиц.

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый.

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Д/З . Работа с деформированным текстом. Вставить подходящие имена прилагательные, определить род, число, падеж.

Хороша … весна в лесу! Ярко светит … Солнце, … облака украшают … небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, пушистые, говорливый

Карта успешности

1

2

3

4

5








Красный — отлично поработали

Зелёный — затруднялись в задании

Желтый – поработали плохо















Свежие документы:  Как устранять пробелы в навыках правописания слабомотивированных обучающихся

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: