Как провести первое родительское собрание?
Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.
Цель собрания — определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудничества школы и родителей класса.
Необходимое время — 1,5 часа.
Организация:
собрание проводится в закреплённом за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.
Используется приём «Визитка» — на табличке каждого родителя подписывается маркером имя и отчество, ниже — фамилия и имя ребёнка.
Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.
Оформление:
газета «Портрет класса», эпиграфы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовлены видеомагнитофон с видеозаписями класса на линейке «День знаний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по количеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15×20 см).
Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педагогической и медико-социальной служб школы.
Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информацию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, консультируется у специалистов — психолога, социального педагога, врача.
Процесс:
Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся класса — ребята расставляют столы и стулья, оформляют класс, встречают родителей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.
Звучит тихая музыка, родители знакомятся с информацией, оформленной в классе.
• В назначенное время классный руководитель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет условные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.
Знакомство
Оно начинается с того, что классный руководитель рассказывает о себе.
Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. Потребность в этой информации велика, и лучший вариант — получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного руководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.
Затем классный руководитель предлагает познакомиться со всеми присутствующими.
Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверняка рассматривали, возможно, ребёнок делился первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фото, а вы, уважаемые родители, назовите себя, представьтесь».
Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.
Классный руководитель разъясняет особенности школы, рассказывает о традициях, укладе, режиме деятельности, ожидаемых результатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащихся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет — визитку школы).
Можно использовать приём «Микроэкскурсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.
Ориентир
Это второй этап собрания. Классный руководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.
Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».
Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микрогруппы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.
Классный руководитель обращает внимание, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходимой информацией (или предлагает записать): что, где, когда будет происходить.
Педагог договаривается с родителями о регулярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.
Комментарий. Классный руководитель говорит о важности того, чтобы на встречах присутствовал кто-то из семьи ребёнка, даже если родители не могут в этот день прийти, пусть придёт бабушка, тётя или старший брат. Важно, чтобы «ниточка понимания», общей информированности не прерывалась, тянулась от встречи к встрече.
Далее слово предоставляется руководителю психолого-педагогической медико-социальной службы, который объясняет смысл деятельности службы и раздаёт информацию, где указано время индивидуальных консультаций специалистов.
Планы и перспективы
Этот этап начинается с демонстрации видеозаписей класса в уже состоявшихся делах. Далее в быстром темпе демонстрируются материалы, отражающие жизнь класса за прошедший период, и кратко комментируют их (газета «Портрет класса», эпиграф к родительскому собранию, лучшее сочинение, лучшая тетрадь, правила жизни класса и т.д.).
Работа в микрогруппах (но других). 5 минут
Обсуждение вопросов:
— Какие проблемы вы хотели бы обсудить и решить на собраниях в этом году?
— С кем из учителей вы хотели бы встретиться на собрании для более близкого знакомства?
— В организации и обогащении содержания каких дел готовы поучаствовать родители?
Выслушивая мнение каждой группы, классный руководитель фиксирует основное на доске. Стремится, чтобы каждый родитель увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности классного коллектива.
Для дальнейшей продуктивной работы классный руководитель предлагает выбрать родительский комитет. Подробно рассказывает о его функциях и указывает срок деятельности (год или полгода). Предлагает назвать от микрогрупп кандидатов. Может быть использован приём «Старый знакомый»: классный руководитель предлагает в первый состав родительского комитета родителей, чьи старшие дети уже учились в школе. После выборов участникам родительского комитета предлагается ещё раз назвать свои фамилию, имя, отчество и телефон для связи.
Итоги
Классный руководитель просит всех расположиться в общем кругу и предлагает высказаться каждому, отвечая на вопрос: «Мои радости, беспокойства, предложения новому классу и классному руководителю».
5