Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мстёрская средняя общеобразовательная школа
Вязниковского района» Владимирской области
Статья
Развитие исследовательских компетенций учащихся 5-11 классов
на уроках истории и во внеурочной деятельности средствами краеведения
подготовила
учитель истории
Зеленцова Светлана Николаевна
п. Мстёра
2014
Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, компетентностной личности. Выпускник школы, придя в мир взрослых, должен быть разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Всему этому может научить школьника исследовательская деятельность.
Формирование исследовательских компетенций школьников – одно из главных направлений развития общего образования на современном этапе.
Под компетенцией нужно понимать определенный перечень вопросов, в которых человек обладает большими по сравнению с другими знаниями, умениями, опытом действий.
Исследовательские компетенции учащихся можно разделить на три составляющих:
1) «Знания» – это знание основных терминов исследования: объект, цели, задачи, актуальность, методы, этапы, виды представления результатов, критерии оценки.
2) «Способности к исследованиям, умения и навыки» — выделить проблему, определить объект, сформулировать цель, задачи, составить план, подобрать источники, анализировать, обобщать, делать выводы.
3) «Опыт исследовательской деятельности» — работа с различными источниками информации, организация соцопроса, анкетирования, интервью, обработка результатов исследования, нахождение практического значения.
Мной накоплен определенный опыт развития исследовательских компетенций школьников. Особенностью опыта является то, что развитие исследовательских компетенций обеспечивается через интеграцию учебной и внеурочной деятельности средствами исторического краеведения.
Реализацию поставленной цели осуществляю через:
1. Создание комфортной образовательно-воспитательной среды.
2. Обновление содержания исторического и краеведческого образования.
В 2009-2013 годы модернизирована школьная образовательно-воспитательная среда. Кабинет истории, оснащенный современной компьютерной техникой, интерактивной доской, электронной информационной базой и школьный историко-краеведческий музей стали ресурсным центром, обеспечивающим успешность развития исследовательской деятельности школьников.
В процессе развития исследовательских компетенций можно выделить три этапа:
1. Подготовительный — 5 – 6 классы — Формирование основ практических навыков научной организации труда.
2. Развивающий — 7 – 8 классы — Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности.
3. Завершающий — 9 – 11 классы — Развитие умений и навыков исследовательской деятельности.
На подготовительном этапе на уроках истории учимся работать с учебной литературой (пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать доклад), сравнивать и описывать исторические события, исторические источники. В рамках музейной деятельности учимся сравнивать и описывать экспонаты школьного музея.
На развивающем этапе использую проблемный метод. Он, в первую очередь, направлен на формирование у школьников способности определить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Развиваются умения и навыки составления плана, тезисов, анкет, интервьюирования, анализа, обобщения. Вовлечение учащихся в экскурсионную деятельность на этом этапе способствует развитию интереса, кругозора, информационной компетентности школьников.
Завершающий этап, осуществляемый во внеурочное время, направлен на развитие у учащихся навыков индивидуальной исследовательской работы. Ученик должен уметь выделить проблему, определить объект, сформулировать цель, задачи, составить план, подобрать источники, анализировать, обрабатывать результаты исследования, находить практическое значение, презентовать итоги работы.
Индивидуальная исследовательская деятельность – это индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный результат и индивидуальный успех.
Для проведения индивидуального исследования разработаны алгоритмы действий.
1. Этапы исследования:
I этап. Выбор темы.
II этап. Знакомство с опубликованной литературой по данной проблеме.
III этап. Составление плана.
IV этап. Изучение краеведческого материала, написание тезисов, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
V этап. Оформление результатов работы.
VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции (школьной, районной, областной, всероссийской).
2. Структура исследования:
I. Введение
1. Цели и задачи исследовательской работы.
2. Методы исследования.
3. Виды источников.
4. Актуальность выбранной темы.
II. Основная часть.
III. Заключение
IV. Примечания
V. Список использованной литературы
VI. Приложения
Например, в исследовательской работе «Мстёрская кудесница» Иванова В., в основном содержании выделила подпункты:
1. По страницам жизни.
2. У истоков мастерства.
3. Шедевры творчества.
4. Хранительница искусства.
5. Окно в мир.
Традиционно исследовательская работа оформляется в текстовом варианте (на бумажном и электронном носителях), дополняется иллюстративным рядом, презентацией и тезисами к докладу.
Объектами краеведческих исследований моих учеников стали:
1. Родословная семьи. («За веру пострадавший»)
2.Знаменитые земляки (Герой России И.И. Голубев, партизан С. Дмитриев, художники – В. Ф. Некосов, Т.М. Шульпина, Л.А.Демидова, океанолог – Т.А. Демидова)
3. Юннатское движение во Мстере
4. Офенство
5. Православная культура мстерян (Богоявленский монастырь, Казанский храм).
Творческие работы учащихся были представлены на районном конкурсе исследовательских работ «Отечество» и заслужили высокую оценку:
Бурдин С. «Казанский храм села Акиншино: истоки и возрождение» (2м)
Гришанков Д. «История юннатского движения п. Мстера» (2м)
Зеленцова А. «Офенство в истории Мстеры» (3м), «Памятник природы регионального значения — парк Голышевка» (1м), «Богоявленский монастырь: история и возрождение» (1м)
Евдокимов Н. «Юность опаленная войной» (1м)
Иванова В. «Мстерская кудесница» (1м)
Иванова Н. «Мстерянка исследующая материки и океаны» (1м)
Гаврилова Татьяна «Самородок земли мстерской» (1м)
Хохлова Валентина «Есть женщины в русских селеньях» (2м)
Иконникова Алина «За веру пострадавший» (1м)
Объединяющим элементом большинства работ стал период развития в годы Великой Отечественой войны.
Фрагменты исследовательских работ школьников.
«Есть женщины в русских селеньях»
Автор: Хохлова В., ученица 10 класса
«Обратила мастерица свое творческое внимание и на историческую тему. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Лидия Александровна Демидова в 2005 году создает цикл выставочных работ:
«22 июня» 22 июня 1941 года по всей стране молодежь праздновала выпускные. Ребята пели и танцевали, и никому не могло прийти в голову, что на рассвете начнется страшная война – мирная жизнь людей была прервана нападением нацистской Германии на СССР.
Композиционное решение работы двухплановое. На первом плане изображен праздник: безмятежное гулянье, радость людей, верящих в светлое будущее. Но война подкралась незаметно и оставила темный отпечаток на втором плане работы, вдалеке – города, объятые алыми языками пламени, налеты вражеской авиации, оставляющие за собой черные столпы дыма. В роли связующего элемента в сюжете работы выступает живописный, свежий пейзаж – тонко прописанные деревца. В этой работе художница показала внезапность прихода войны, «прерванный» праздник.
«Мать» Пять лет страха, ужаса, смерти, тенью пали на нашу Родину. Лидия Александровна запечатлела на этой шкатулке женщин-матерей, объединенных одинаковым для каждой чувством – любовью к своему ребенку. Сотни бессонных ночей, болящие от слез глаза, желание уберечь и спасти свое чадо от ужасов войны характеризуют чувства матери. Блеклый, серо-зеленый колорит работы соответствует настроению, которое она несет.
«С победой». Всеобъемлющая радость, счастье людей сопровождают эту работу. Яркий, оживший пейзаж передает ее настроение. И только на последнем плане изображена одинокая, плачущая фигура. Фигура матери, не дождавшейся с фронта сына, фигура женщины, потерявшей любимого мужа. Горе тяжелой шалью укрыло ее плечи, заставив их поникнуть. Таков праздник Победы – рука об руку, рядом с ним идут радость долгожданного возвращения мирной жизни и слезы потерь.»
Демидова Л.А. «С Победой», 2005 г. |
Фрагмент исследовательской работы «Самородок земли мстерской»
Автор: Гаврилова Т., ученица 8 класса
«Ведущее место в творчестве художника занимает историческая тема. Им написаны миниатюры «Владимирцы провожают Александра Невского в Орду» (1970), «Побоище на реке Воже» (1980), «Битва на реке Пьяне» (1980), «Переяславская рада» (1980) и другие. Особенно хочется отметить ларец «Александр Невский» (1985). Работа над росписью ларца доступна лишь немногим мастерам, она сложна и творчески трудоемка. В своем произведении В.Ф. Некосов сумел показать Александра Невского не только великим полководцем, но и тонким, умным политиком-дипломатом.
К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне В.Ф. Некосов создает диптих из 2-х круглых шкатулок «1941год», «Май 1945 года». На первой — жена, провожает мужа на фронт. Это образы отца и матери Владислава Федоровича. Солдат — уходит в неизвестную даль, за его спиной остается Москва. И вторая композиция — Победа, май с цветущей яблоней и вишней. И маленький мальчуган (сам автор), бегущий за руку с мамой навстречу Победе. Пролетающий рядом журавль — образ не вернувшегося с поля боя отца, погибшего под Смоленском, завершает композицию»
Диптих «1941» — «Май 1945»
Фрагмент исследовательской работы
«Сад юннатов посёлка Мстёра: история и современность»
Автор: Гришанков Д., ученик 9 класса
«Мальчишки и девчонки 30-х: фантазеры и мечтатели, движимые целью превратить пустырь в цветущий сад, проявляли большой энтузиазм и патриотизм. Кто они первые юннаты? Как сложилась их судьба?
В альбоме Кочетовой В.М. есть фотография 1939г. На ней изображены мальчики в саду после работы. На основании повествования Валентины Мефодьевны я составил её описание.
1 ряд – Леша Скворцов, Сережа Дмитриев, Володя Альбицкий.
2 ряд – Саша Купчихин, Вена Сорокин, Миша Тихомиров, Федя Захаров.
В годы Великой Отечественной войны все они встали на защиту своей Родины. Летчик Скворцов погиб под г. Калинином, подпольщик Дмитриев расстрелян в тюрьме г. Шепетовка. Героически погибли: В. Альбицкий, С. Купчихин, М. Тихомиров, Ф. Захаров. Дошел до Берлина и вернулся с победой лишь В. Сорокин. Он станет Заслуженным врачем СССР и приведет в сад своих детей и внуков.
Сама Валентина Мефодьевна стойко перенесет трудности блокадного Ленинграда, а вернувшись в родную Мстеру, станет учителем и передаст юннатские традиции своим ученикам.
Я считаю, что сад для первых юннатов стал не только школой трудолюбия. Здесь ребята учились стойко преодолевать трудности, формировали выносливость, волю. Для них, вставших на защиту Родину в суровые годы войны, сад стал школой мужества»
1939 г.
В саду после работы.
Из архива
Кочетовой В.М.,,
Заслуженного учителя
Фрагмент исследовательской работы
«Юность опаленная войной»
Автор: Евдокимов Н., ученик 9 класса
Война.
«Мне 20 лет.… И вдруг война
Обрушилась, как вихрь пустынный,
Умчав нас в дальние края».
Так напишет Сергей в одном из своих фронтовых стихов.
О деятельности Сергея Дмитриева в 1941 – 1943 гг. повествуют: Анастасия Парадеева, которая познакомилась с Сергеем в немецкой тюрьме (письмо от 20.11.1945г.); А.З. Одуха – командир соединения партизанских отрядов; Председатель Исполкома Райсовета г. Славута Адамчук (1951г.) и В.М. Кочетова, которая вела переписку с учащимися школы г. Шепетовки (они ухаживали за могилой Сергея). Используя эти источники, я смог составить рассказ о деятельности Сергея Григорьевича на оккупированной фашистами территории.
Война застала Сергея в Каменец-Подольской области на Украине. В одном из жестоких боев он был ранен. Жители Славуты подобрали его, истекающего кровью, подлечили и помогли связаться с подпольной организацией врача Ф.М. Михайлова. По заданию этой организации работал преподавателем в школе под фамилией Дмитриенко, а затем на немецкой бирже труда. Он спасал советских девушек от угона в Германию, организовывал побеги пленным воинам, обеспечивая их поддельными паспортами.
Однажды Дмитриенко подготовил 8 паспортов для пленных офицеров, которые должны были бежать из лагеря. Но было много подленьких людишек, продававшихся за кусок хлеба. Такой оказалась уборщица биржи. Она проследила, куда Сергей спрятал паспорта, и доложила в гестапо. Сергей Дмитриев арестован и посажен в тюрьму в городе Шепетовке.
Условия в тюрьме были ужасные: лежали на цементном полу, питались мякиной. Ежедневно водили на допрос, подвергали жестоким пыткам, сильно били. Сергею выбили зубы, сломали три ребра. Как пишет Анастасия Парадеева: «он был крепок и мужественен. С допросов шел, пошатываясь, глаза его задорно блестели, а сам он пел русские песни». Из здорового, жизнерадостного юноши Сергей Дмитриев за несколько месяцев пребывания в тюрьме превратился в скелет, обтянутый кожей.
Изучив копию письма А. Парадеевой от 20.11.1945г., я узнал, как она познакомилась с Сергеем и получила адрес матери. 8 февраля 1943г. Анастасия была арестована. Парадеева А. с подругами сидела в камере 8, а в соседней — 9-й находился С. Дмитриев. Возвращаясь с прогулки, она случайно познакомилась с ним и стала тайно обмениваться с ним записками, завернутыми в форме папирос. Через несколько таких «папирос» Сергей рассказал ей о себе, дал адрес матери и попросил сообщить во Мстёру о нем, если он не выживет в тюрьме. Переписка продолжалась полмесяца. Вскоре девушку угнали в Германию.
Подпольщики готовили ему побег, но осуществить это не удалось. Его камера усиленно охранялась. В апреле 1943г., когда ожила вся природа и ярко светило солнце, Сергей был расстрелян. Из тюрьмы он передал последнее письмо родным, через женщину, которая выходила его после ранения (В.М. Кочетова помнит только ее имя – Мария Игнатьевна).
Последнее письмо из тюрьмы,
написанное перед расстрелом, 21 апреля 1943 года
«Наступило чудесное время – весна.
Ожила вся природа, весело щебечут птички. Ох, как я люблю это замечательное время года, особенно сейчас, когда я вижу сияние солнца только сквозь тюремную решётку.
Как я люблю природу! Мне хотелось бы обнять весь свет, но… решётка не пускает. Дорогие мои! Завтра вам всем так же приветливо будет улыбаться природа, а меня поведут на расстрел. А как хочется жить! Жить! Ведь так мало ещё я сделал.
Милая мама, тебе будет страшно тяжело переносить такое известие, но помни одно: твой сын не трус и не предатель, он погиб за ваше счастье».
Прочитав это письмо, хочется сказать: «Дорогая, Мария Петровна, вашим сыном можно гордиться!» Он смело ждал пули, а печалился лишь об одном, что мало еще сделал.
В памяти народной.
О трагедии в Шепетовке во Мстёре узнали спустя годы. Анастасия Парадеева из шепетовской тюрьмы была угнана в Германию и только после освобождения, возвращения на родину, она смогла выполнить обещание, данное в плену Сергею Дмитриеву: «передать его сыновний привет и сообщить, что он будет расстрелян». Анастасия посоветовала родным отправить запрос в Райисполком Каменец-Подольской области. Ответ пришел 7 августа 1951г., где подтверждались факты жизни и деятельности С. Дмитриева по заданию подпольной организации Михайлова на оккупированной немцами территории.
В 1962г. в Мстёрской средней школе №11 решили оформить стенд «Вечная слава героям – выпускникам школы». 8 «Б» класс с В.М. Кочетовой подготовил материал о С.Г. Дмитриеве. Ребятами и были сделаны копии писем, документов, хранящихся у матери Сергея. Из класса нам удалось встретиться с Н.К. Шуваловой (Исаевой), С.И. Беловой (Лукичевой), Н.Н. Тонковой (Масловой), Т.В. Сивяковой (Мордасовой), которые письменно подтвердили подлинность имеющихся копий.
Бывшие ученицы рассказали мне о том, что их отряд носил имя Сергея Дмитриева. Они часто встречались с его матерью, которая дважды ездила на Украину, на могилу сына. Он похоронен в братской могиле города Шепетовки. В семейном архиве В.М. Кочетовой найдена фотография, выполненная во время одной из таких поездок. Ежегодно, при жизни Марии Петровны Дмитриевой, ей предоставлялось почетное право первой возложить цветы к обелиску погибшему солдату во время проведения мстёрского митинга, посвященного Дню Победы.
Собранный материал о жизни и деятельности С.Г. Дмитриева я с ребятами краеведческого отряда «Истоки» оформил в нескольких экземплярах. Один экземпляр находится в музее Мстерской средней общеобразовательной школы и используется на уроках истории, внеклассных мероприятиях, другой экземпляр передан на хранение в Мстёрский художественный музей.
Проведенная исследовательская работа позволяет мне сделать следующие выводы:
Сергей был целеустремленный, трудолюбивый, честный, выносливый юноша. В трудное для страны время он становится мужественным и решительным воином, отдавшим жизнь ради защиты Отечества. Для моего поколения он должен стать примером того, как надо жить, работать и любить свою Родину, чтобы стать настоящим патриотом и гражданином.
Работа над исследовательскими компетенциями учащихся – это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором сосредоточены усилия учащихся и педагога.
В результате школьник развивается, как исследователь, который умеет самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Материалы, по истории края, собранные юными исследователями используются мной на уроке истории в процессе изучения и усвоения программного материала, во внеклассной работе, при проведении классных часов, экскурсий в школьном музее.
Использованная литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Вербум-М, 2001
3. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001
4. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. — М.: Просвещение, 1974.