Данные об авторе
Автор:
учитель технологии Янкова Мария Михайловна
Место работы, должность:
Учитель технологии МБОУ «Замишевская СОШ » с.Замишево, Новозыбковского р-на
Регион:
Брянская обл.
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория:
Учащийся
Класс: 5 класс
Предмет: Технология
Цель урока:
· ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;
· способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;
· способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
· обеспечить реализацию межпредметных связей;
· способствоватьвоспитанию эстетического вкуса, внимательности;
· способствоватьпривитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемая методическая литература:
учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1
Используемое оборудование:
проектор, компьютер
Используемые ЦОР:
Краткое описание:
— Знакоство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани.
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ – 4 часа
Тема: Классификация текстильных волокон.(2 час.)
I. Дидактическое обоснование урока
Цели уроков:
· ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;
· способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;
· способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
· обеспечить реализацию межпредметных связей;
· способствоватьвоспитанию эстетического вкуса, внимательности;
· способствоватьпривитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Планируемые результаты: (см. технологическую карту)
Методическое обеспечение уроков:
1. Материально-техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
— мультимедиа, компьютерный класс;
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1;
— рабочие тетради;
— презентации;
— раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, иллюстрации)
3. Материалы для контроля знаний учащихся;
— карточки-задания – приложение № 1, 2, 3;
— схемы, таблицы, словарь новых понятий – приложение № 4 — 11;
— образцы тканей;
Методы обучения: объяснительно — демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуально – групповая;
Тип уроков: комбинированный;
Вид уроков: урок усвоения и закрепления новых знаний.
II. Ход уроков.
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка присутствия учащихся;
— заполнение учителем журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— доведение до учащихся плана уроков: сообщение темы урока, целей и последовательности уроков.
2. Актуализация прежних знаний учащихся:
Повторение пройденного материала.
2.1. Проверка и оценка домашнего задания(макеты, эскизы кухни).
2.2. Устный опрос.Вопросы для повторения:
1. Какую квартиру можно считать комфортной?
2. Что такое интерьер?
3. Какие функции выполняет кухня в современной квартире?
4. Каково назначение кухни?
5. Какие требования предъявляются к кухне?
6. Какая мебель используется на кухне?
7. Что входит в минимальный набор кухонного оборудования?
8.Перечислите, какие электроприборы могут быть на кухне? Назовите их назначение.
9. От чего зависит порядок размещения мебели и оборудования на кухне?
10. Почему необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования, прядок на кухне, а также личную гигиену и какую именно?
2.3.Беседа с элементами дискуссии.
Вопросы для актуализации необходимых знаний:
1. Из чего шьют одежду?
2. Какие виды тканей вы знаете?
3. Для изготовления, каких изделий используют ткань?
4.А как вы думаете, из чего же делают материал или ткань для одежды? И где берут сырьё для производства ткани для одежды?
5. Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные?
6. Что вы можете рассказать о них?
3.Освоение нового материала. § 1-3 с. 5-9.
Объяснение материала учителем.
Мы сейчас с вами пытались выяснить, из чего же шьют одежду, и выяснили, что из материала или ткани. Также многие из вас знают названия тканей. Ткань – это материал, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Но вот вопрос, а из чего же, делают ткани, вызвал у вас затруднение.
Вопрос: Как выдумаете, какой материал мягче – ткань или бумага? (Ответы учеников).
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т. д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются.
В данное время, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения. Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода.
А как вы думаете, что же такое материаловедение? ( Ответы учащихся).
А теперь сравним ваши ответы с понятием «материаловедение» и запишем в тетрадь (учебник, стр. 5).
Материаловедение – наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов.
Вы уже знаете, что ткани широко применяются человеком, из них шьют одежду, изделия для быта, интерьера. Используют различные виды тканей, которые отличаются своим внешним видом, свойствами. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, которые называются текстильные волокна.А, как вы думаете, что такое текстильное волокно?
Ученики: Предлагают, высказывают своё мнение.
Учитель:Предлагает записать понятие «волокно и текстильное волокно»(учебник, стр. 5)
Волокно — очень тонкие, гибкие, прочное нити, сырьё для получения ткани.
Текстильное волокно – волокно для изготовления пряжи, ниток, ткани и др.
Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические (Схема 1, стр. 5, Приложение № 1. Приложение № 2 — учащиеся приклеивают в рабочие тетради, но не заполняют).
Натуральные — это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов.
Сегодня мы с вами изучим натуральныеволокнарастительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений (межпредметная связь – природоведение, биология).
Вопрос: А как выдумаете, из каких растений?
Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки? Это была крапива.
Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений — хлопка и льна.
Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде.
Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из химических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге, когда мы потеем, электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции, то вывод напрашивается один. Какую одежду лучше выбирать?
(Ученики предлагают, высказывают своё мнение).
Да вы правы, лучше из натуральных волокон. Одежда из таких волокон предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок); в жару охлаждает (лён), не электризуется.
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Волокна растительного происхождения», в которой вы познакомитесь с различными видами растений, выполните для закрепления самостоятельную работу (приложение № 1).
Закрепление знаний учащихся.
Выполнение самостоятельной работы №1.
А сейчас более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна хлопка и льна. (Можно для наглядности использовать при объяснении презентации). Далее разберём первый этап производства тканей — прядение, т.е. получение пряжи и ниток для изготовления тканей. Объяснение вводное, ознакомительное сопровождается просмотром презентаций, выполнением самостоятельной и практической работ.
Волокна хлопка.
Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.
Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.
Первичная обработка хлопка:
vСбор хлопка-сырца с полей.Из семян — коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тысяч волокон)
v Отделение волокон от семян и предварительная очистка от примесей
vСортировка по качеству:длинные волокна (20-50 мм);
короткие или пух (6-20 мм); подпушка (менее 6 мм)
v Упаковка в кипы (прессование)
Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон.
(Показывается коллекция и таблица «Первичная обработка хлопка», или слайды презентации).
Льняные волокна.
Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна — долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650
волокон.
Первичная обработка льна:
— сбор и получение льняной соломы;
— замачивание льняной соломы;
— сушка тресты;
— мятьё;
— трепание для отделения примесей.
(Показывается коллекция и таблица «Первичная обработка льна» или слайды презентации).
Сравнительная характеристика свойств растительных волокон
(приложение № 9, учащиеся вклеивают в рабочую тетрадь)
хлопок | лён | |
Длина | 6 мм- 50мм | 250-1200мм |
Толщина | тонкое волокно | тонкое и среднее волокно |
Упругость | малая | большая |
Извитость | слабо извитые | волокно прямое |
Прочность | средняя (теряет прочность под воздействием солнечного света) | Высокая ( стойкость к свету выше) |
Блеск | матовые | резкий |
Мягкость | большая | средняя |
Гладкость | волокно пушистое | волокно гладкое |
Гигроскопичность | высокая (быстро впитывает влагу и быстро высыхает) | очень высокая |
Цвет | белый, кремовый, реже бежевый, зелёный | светло-серый, тёмно-серый |
На ощупь волокна | мягкие, тёплые | жёсткие, прохладные |
Горение | горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел, ощущается запах жжёной бумаги |
Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
Этапы получения ткани:
v Прядение;
v Ткачество;
v Отделка.
Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.
Схема производства ткани:
ВОЛОКНО —— ПРЯЖА —— НИТКИ —— ТКАНЬ
Первый этап получения ткани – ПРЯДЕНИЕ(стр. 8-9).
Прядение – процесс получения пряжи, ниток.
Пряжа – нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Производство ткани — сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, обрабатывают на различных машинах: разрыхляют, очищают от мусора, грязи, примесей, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
Этапы прядения:
— Разрыхление волокон;
— Трепание;
— Чесание;
— Выравнивание (образование ровницы);
— Прядение, скручивание.
Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Виды пряжи:
— Однониточная;
— Крученная (скрученная из двух, трёх и более одиночных нитей);
— Фасонная (скрученная с образованием петель, узелков или спиралей).
На прядильных фабриках работают люди различных профессий. Основная профессия — прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкие фабрики, где из неё вырабатывают ткань. Пряжу используют не только для производства ткани, но и для изготовления пряжи для вязания, швейных ниток, тесьмы, сутажа и других текстильных изделий.
О других этапах производства ткани, мы поговорим с вами на последующих уроках.
4. Закрепление знаний учащихся.
1. Вопросы для закрепления:
1. Что изучает материаловедение?
2. Что называют волокном?
3. На какие классы делятся текстильные волокна?
4. К какому типу волокнистых растений относятся, хлопок, лён?
5. Что такое ровница?
6. Какими свойствами обладает льняное волокно и волокно хлопка (в сравнении)?
7. Что такое гигроскопичность?
8. Этапы получения ткани?
9. Для чего необходима первичная обработка сырья?
10. Какой вид льна выращивают для получения волокон?
2. Самостоятельная работа № 2:
(Приложение № 2,ответы на вопросы для закрепления)
5. Физкультминутка. (Разминка рук, плечевого пояса, упражнения для глаз).
6. Практическая работа № 1
«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». (Учебник, с. 8-9, табл. 1., Приложение № 3)
Практическая работа выполняется в рабочей тетради.
6.1 Вводный инструктаж учителя (объясняет цель и порядок выполнения практической работы, раздаёт образцы).
— Цель нашей работы:
Способствовать:
· закреплению освоенных понятий по теме уроков;
· практическому применению умений и навыков по определению вида волокон и умению находить отличительные признаки.
Отличительные признаки: | ||||
По внешнему виду | На ощупь | Толщина нитей | Вид пряжи, количество нитей | |
Хлопок |
|
|
|
|
Лён |
|
|
|
|
6.2 Самостоятельная работа учащихся.Выполнение индивидуально в рабочих тетрадях.
6.3Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной практической работы).
6.3.1 Усвоение новых знаний:
— проверка правильности использование учащимися учебно-технической документации;
— инструктирование по выполнению и оформлению задания;
6.3.2. Целевые обходы:
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
6.4. Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок;
— вскрытие причин допущенных ошибок учащихся;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
8. Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока учителем:
— Вопросы к учащимся.
Вопрос: «Что полезного для себя узнали вы на уроке?»
Вопрос:«Как вы считаете, почему в школьной программе изучаются основы материаловедения?»
Вопрос:«Как вы думаете, зачем надо знать, из каких волокон изготовлена ткань?»
Вопрос:«Пригодятся ли вам в будущей жизни эти знания по материаловедению?»
— Сообщение учителя о достижении целей урока;
— Объективная оценка работы учащихся на уроках; выставление оценок; в классный журнал и в дневники учащихся;
— Сообщение о теме следующих уроков;
— Задание учащимся на подготовку к следующим урокам.
Домашнее задание. § 1, тетрадь, принести лоскутки различных тканей, картон, ножницы