ТЕМА: «Место и роль художественного движения на уроках музыки»
“Музыкальное движение” — метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу — метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно-творческой работы. Этот метод создали последовательницы Айседоры Дункан.
Айседора Дункан, одна из наиболее ярких представительниц пластического танца в стиле “модерн” начала 20 века, была убеждена и учила, что никакое образование не может быть полным без танца, поскольку движение столь же важно, как и речь, а “искусство есть выражение жизни”. Именно Айседора положила начало ныне всеми поддержанной трактовке танца как физически здорового и интеллектуально обогащающего занятия.
Развитие индивидуальности в диалоге с природой, культурой и людьми отвечает современным задачам эстетического воспитания, делает программу актуальной.
Занимаясь пластическим танцем, ребенок знакомится с шедеврами танцевального, музыкального, художественного искусства. Накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений различных видов искусства и развитие ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ на них является необходимым условием формирования основ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ детей.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ детей формируются в опоре на развитие ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о КРАСОТЕ движения, звука, линии, цвета, формы. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ.
Учитывая состояние здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным сегодня рождается здоровыми не более 5% детей, а у школьников старших классов (по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего – «высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования В.Г.Кинелева «Вестник образования», 2/9, с.106). музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников. Впервые для первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных «зажимов». Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина , указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.
Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для учеников. Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой. На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые приходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в слуховом сознании средств в музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений. Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ обучения
Развить творческую личность (развитие творческого мышления и творческой активности как обогащение возможностей, заложенных в человеке). Воспитать чувство Прекрасного через познание естественной природы движения.
Целью занятий также является формирование у детей знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения, можно создать танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности ребенка, нравственной направленности его сознания. Образовательные – обучить навыкам музыкально-двигательного движения. Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу; музыкально-двигательную память.
Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку.
Цель занятий — гармонически развить тело, используя физические упражнения, дать необходимые двигательные навыки, научить сознательному отношению к своим движениям, увлечь, заинтересовать, пробудить желание двигаться, раскрепостить детей.
Дети имеют разную физическую и психическую подготовку. Некоторым сразу все дается, другим надо долго все объяснять. Изначально дети имеют разное двигательное развитие. На первом этапе общими и необходимыми двигательными навыками для детей с разной двигательной подготовкой являются координация движений, ориентация в пространстве, чувство ритма, гибкость, ловкость и выносливость.
Не секрет, что дети сейчас в массе своей мало двигаются, мало гуляют, больше сидят дома перед телевизором и компьютером. Современные дети мало координированы. Что такое координация? Это согласованная деятельность различных органов и систем организма, обусловленная сочетанием процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы. Если человек координирован, то и движения у него гармоничны. Гармония движения — это согласованность положения тела и его мышечного действия с преодолеваемым сопротивлением. Когда есть гармония движения, то наши движения приобретают красоту и выразительность.
«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Все виды деятельности на уроке направляются на личностное становление ребенка, а не на то, что бы наполнить его знаниями, умениями, навыками. Главное — сформировать в нем мотив к самосовершенствованию.
Хочу отметить, что хотя в силу небольшого количества времени не всегда удается подходить индивидуально к каждому ребенку. Но музыка, это один из немногих школьных предметов, который помогает найти свое место в жизни, сохранить искренность, доверие друг к другу, открытость миру, жизни. А такой стиль работы помогает ребенку обратить внимание внутрь себя, в глубину своих размышлений, создает все условия для того, чтобы каждый ребенок развивался творчески в гармонии с самим собой и миром.
Применение на уроках музыки приёмов художественного движения способствуют созданию на занятиях атмосферы увлечённости, атмосфере радости и веселья когда дети занимаются художественным движением не по принуждению, а потому, что это интересно самому ребёнку.
урок по музыке
2 класс
II четверть
Тема: Обобщающий урок.
«О чем говорит музыка. Изобразительность в музыке.»
Цели: 1. Обобщить и закрепить изученное по теме.
2.Научиться через музыку видеть картины природы.
3. Научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своём
воображении.
Задачи: 1. Побудить детей к творчеству
2. Вызвать эмоциональный отклик учащихся
3. Развивать музыкальные способности и знания
учащихся
Выход в зал под марш – художественное упражнение «Маршировочка»
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка что-то выражает или изображает. Скажите, что может выражать и изображать музыка?
Дети: Характер человека; спокойных и непосед; дождь; гром; звонок; стук колес поезда и т.д.
Мир, в котором мы живем, полон звуков.
И троллейбус, и трамвай
Затянули песню…
Ты им тоже подпевай –
Станет жизнь чудесней!
Вслушайся – весь мир поет –
Шорох, свист и щебет…
Музыка во всем живет –
Мир ее волшебен.
У. – Вы любите сказки?
Дети: — Да!
У. – Сейчас прозвучит знакомая для вас музыка.
А вы должны определить по ритму, характеру и интонациям – кто бы это мог быть?
Слушание: «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Дети отвечают.
У. — Давайте мы превратимся в Щелкунчиков и изобразим его шествие!
(Вспомним – как он выглядит, двигается, что это заколдованный принц в виде деревянного солдата, который колет орехи.)
Показать игрушку — как он выглядит.
Дети с учителем под музыку выполняют художественное упражнение «Щелкунчик».
У.- Для того, чтобы расколдовать принца нам необходимо выполнить задания.
1. Нам сейчас предстоит забраться на волшебную лесенку под названием – МЕЛОДИЯ.
Загадка:
На листочке на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Как называются знаки, которыми записывается музыка?
Дети:- Ноты
2. Задание детям: расставить по порядку на «лесенке» названия нот.
У.:- Молодцы! У нас получилась мелодия.
Лена на скрипочке играет мелодию. Рассказывает о голосе скрипке.
У.:-
Скворцы скворчат,
Жуки жужжат,
Собаки громко лают
Сверчки сверчат
А львы рычат.
Их голоса все знают.
У каждого голоса и инструмента есть своя окраска – тембр.
(На аккордеоне проиграть мелодию и сравнить с звучанием скрипки).
3. Как называют человека, который играет на скрипке, на аккордеоне, рояле, балалайке?
Дети: — музыкант.
Распевание: упражнение «Футбольный мяч», попевка «Андрей воробей», «Вот иду я вверх – вот иду я вниз» сольминизация с дирижёром.
4. Пение песни: — Ф. Филиппенко «Весёлый музыкант» с имитацией игры на инструментах.
-Какое у вас настроение?
Ответы детей
-А какой характер был у песни?
Дети:- Мажорный.
У.- Почему вы так думаете?
Ответы детей:- мелодия быстрая, плясовая, весёлая, радостная.
У.:- На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка может рисовать картины природы, времена года. Давайте послушаем, а что нам рисует эта музыка?
Слушаем фрагмент музыки Э. Грига «Утро»
У.:- Какие краски использовал композитор? Какая была динамика звука?
Дети высказывают свои впечатления.
Вместе с учителем дети рисуют «Утро» Э. Грига с помощью художественного движения.
У.:- какое за окном сейчас время года?
Д.:- Зима.
У.:- А как вы узнали?
Описание детьми красок зимы.
У.:- Да, природа великий художник! Не даром художники, поэты, музыканты стараются в своём творчестве использовать звуки, краски природы.
— А какой зимний праздник приближается?
Дети:- Новый год!
У.:- А где же наш Щелкунчик? Ведь скоро Новогодняя ёлка!
Выходит Принц.
У: — Произошло чудо. Мы с вами все задания выполнили правильно.
Принц предлагает повеселиться и потанцевать.
Все встают в хоровод и исполняют песню Попатенко «Новогодняя ёлка».
У.:- Все сегодня отличились
Каждый, каждый молодец
Но звенит звонок весёлый
Уроку нашему конец!