МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 села Казаки
Елецкого района Липецкой области
Шамрина Татьяна Александровна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 2 с. Казаки Елецкого района Липецкой области
Методическая разработка урока «Античная расписная керамика» в 7 классе по программе В. Кузина
Цель урока:
познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров, особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи.
Задачи:
-дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
-совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;
-продолжить формирование познавательного интереса к истории Древней Греции, специальных умений обучающихся (работа с картой, ответы на вопросы по содержанию урока, объяснение значения понятий, составление описания предметов быта, произведений искусства);
-развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Оборудование:
таблицы “Виды греческой керамики”, “Древнегреческий орнамент”, “Краснофигурная и чернофигурная керамика”, «Жизнь в Афинах», «Акрополь», «Одежда древних греков».
карта “Греция в V веке до н. э.”
ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация.
силуэтные заготовки древнегреческих сосудов из картона и бумаги, использованные стержни ручек (для процарапывания).
ПЛАН УРОКА
1. Орг. момент.
2.Подготовка к изучению нового материала.
— Беседа об истории Древней Греции, географическом расположении Греции.
3.Изучение нового материала.
-Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз.
-Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.
4.Практическая работа.
-Постановка художественной задачи.
-Практическое выполнение задачи.
-Выставка работ обучающихся.
-Самоанализ деятельности обучающихся.
5. Подведение итогов урока.
-Беседа.
-Рефлексия.
6.Выставление отметок.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
—Здравствуйте, ребята, садитесь. Мир искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают восхищение. Где мы ощущаем величие древней культуры. Это Древняя Греция, страна, искусство которой оказало особенно большое влияние на современную жизнь.
Тема урока: «Античная расписная керамика» (слайд 1).
2.Подготовка к изучению нового материала.
-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, узнаем много нового и интересного об античных греческих вазах, выполним практическое задание.
Итак, Греция! (слайд 2) (Звучит музыка)
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас:
и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
В них прославляли богов и царей,
Мудрость и славу отважных людей.
Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена.
Древние греки называли свою страну Элладой, а себя — эллинами. Исторические сведения будут неполными без знаний географического положения этой удивительной страны (слайд 3).
— На какой материк нам нужно переместиться? (Евразия.)
-На каком полуострове расположена Древняя Греция? (На Балканском полуострове.)
— Какие географические объекты помогут нам уточнить местоположение Древней Греции? (Моря – Эгейское, Ионическое, Критское.)
— В какой части Греции находится город Афины? (Аттика.)
-Итак, мы в конечной точке нашего путешествия.
3. Изучение нового материала.
-Древние греки верили в разных богов и изображали их в виде людей. Своим богам древние греки создавали памятники, в честь них называли города (слайд 4).
Так, например, знаменитый город богини Афины, который являлся крупнейшим политическим и культурным центром Эллады.
Афиняне гордились своим городом. “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав.
И я предлагаю вам в этом убедиться.
Перед вами заранее была поставлена задача: самостоятельно подготовить рассказ-путешествие по одному из трёх районов города Афины (Агора, Акрополь, Керамик).
На доске записаны новые слова, значение которых вы должны объяснить после мини-экскурсии.
А) Сердце Афин – главная площадь Агора (слайд 5). Здесь всегда было шумно и людно, так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои, выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали. Когда покупки были сделаны, рабы относили их домой, а богатые афиняне оставались с друзьями в портиках. В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот — орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, дороги, храмы, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно.
Б) Следующей достопримечательностью был Акрополь (слайд 6) – общественный и культурный центр Афин, который располагался на холме с крутыми и обрывистыми склонами.
Его вершину украшала бронзовая статуя богини Афины. В дни всенародных торжеств сюда поднималась нарядная толпа афинян. Моряки, подплывая к порту Пирей, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья. Недалеко были расположены главные храмы (слайд 7) — храм богини победы Ники, храм богини Афины-Парфенон. Посещение Афины и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.
В) Керамик (слайд 8)– район гончарных мастерских, известный далеко за пределами Эллады своими великолепными расписными вазами. Внешний же вид Керамика вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг. Там было очень тесно, грязно и неуютно, так как жителям некогда было наводить порядок на улицах (слайд 9). Именно здесь, в этом районе, жили и трудились искусные гончары и живописцы, которые создавали великолепные вазы. Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Мастер придавал форму вазе на гончарном круге. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью, которую принято называть «чёрным лаком». Гончары Керамика использовали лак, изготовленный по собственному рецепту, он не тускнел от времени и всегда блестел. Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например, роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свой труд, работали намного лучше рабов.
-А теперь давайте попробуем объяснить значение новых слов, прозвучавших в нашей мини-экскурсии (слайд 11).
—От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Что означает это слово? (Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.)
—Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Маленьким ребенком он делал из нее первый глоток. Керамика украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на Олимпийских играх.
Качество ваз вызывает удивление и восхищение.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Изящные гидрии (слайд 12 ) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Объемистые кратеры (слайд 13) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков.
Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики ( слайд 14) – чаши для питья.
Киафы — ковши для разливания вина (слайд 15).
Высокие, удлиненные лекифы (слайд 16) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.
Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: громадные глиняные бочки для хранения зерна «пифосы» (слайд 17).
и «амфоры» (слайд 18) для хранения оливкового масла, меда, вина.
Росписи на вазах (слайд 19) – это настоящая энциклопедия культуры и быта Древней Греции.
Самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.
На сосудах начала VI века до н.э. всё чаще появляются сюжетные композиции с изображением человеческих фигур (слайд 20-21). Сюжетами для росписей служили сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов, весёлый пир.
Форма, размеры, роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
(Рисунок)На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Давайте вспомним, что такое орнамент? (Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначался для украшения различных предметов, архитектурных сооружений.)
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из пальмовых листьев – пальметта . Любили греки изображать бутон лотоса, волну.
Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной линии.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)В качестве физкультминутки используем воздушное рисование (1 упр. правой рукой нарисуем меандр. 2 упр. меандр нарисуем головой, а теперь возьмите за руку соседа по ряду и вместе нарисуем волну. Отдохнули, улыбнулись, а теперь продолжим работу.
Главную часть сосуда занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображались мифологические и бытовые сцены. По ним мы можем иметь представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде.
Рассмотрим на таблицах, как изображали древние греки одежду.
Сообщение ученика.
Нижней одеждой служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин (рисунок 1) и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин (рисунок 2), которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии.
С Востока в Грецию пришла верхняя одежда – гиматий (рисунок 3), прямоугольной, продолговатойформы плащ. Он прикрывал все тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку.
Короткий гиматий греки называли хламидой (рисунок 4), ее носили молодые аристократы, ездившие верхом.
Обувь древних греков – сандалии (рисунок 5) и кожаные башмаки (рисунок 6), которые часто подшивали мехом для тепла. Многие ходили босиком почти все время, особенно дома.
Пешие воины (рисунок 7) – надевали кирасу из кожи и бронзы, бронзовые поножи, которые защищали ноги ниже колена. Воин имел длинное копье и короткий железный меч. Щиты были большими и круглыми, чтобы защитить тело от шеи до колен. Афиняне помечали свои щиты буквой “А” или знаком своей семьи. Шлемы воинов (рисунок 8) ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос.
А теперь немного о древнегреческих прическах. У женщин (рисунок 10) волосы были длинными, обычно зачесанными наверх. В моде были волнистые и кудрявые волосы, прическа удерживалась лентами, шарфами, сетками. А у мужчин (рисунок 11) волосы могли быть длинными и короткими, иногда перевязанными вокруг головы лентою. Некоторые мужчины носили бороды.
— В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара (слайд 22). Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга? (Ответы учащихся.)
-Правильно. В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого «чёрного лака»
Первый стиль росписи вазы называется чернофигурным, так как фоном вазы служил естественный цвет глины, а рисунок наносился черным лаком. (слайд 23)
Вторая ваза – в краснофигурном стиле. Так как черным лаком покрывали всю поверхность вазы, оставляя естественный глиняный цвет для рисунка. Затем птичьим пером или тонкой кистью наносили линии, передающие складки одежды, черты лица. (слайд 24)
4.Практическая работа. (слайд 25)
-Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами и вам их нужно расписать.
Графическая роспись вазы в черонфигурном стиле, а краснофифигурный стиль выполняем в технике граттаж. Это групповая работа. (вы можете помогать друг другу).
К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:
1. Название сосуда.
2. Стиль росписи (краснофигурный, чернофигурный).
3. Композиция (вид орнамента, сюжет).
-Сели поудобнее и приготовились к творческой работе, которая потребует от вас фантазии, мастерства и усердия. А поможет вам в этом музыка национального греческого танца «Сертаки» (слайд 26-27).
5.Подведение итогов урока.
Экспресс-выставка «Античная керамика». (По мере выполнения работ, сосуды вывешиваются на доску)
-Вижу, многие ребята уже справились с заданием. Пожалуйста, расскажите о своем сосуде.
-Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.
(Стихотворение «Античные вазы» О. Тарутина читают ученики)
1.Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
2.Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
3… То вазы-гиганты, то карлики вазы,
и каждая ваза — с рисунком-рассказом!
… Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот — Одиссей, подающий советы.
А это — кентавры…А это…А это…
4. Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Культура Древней Греции не утратила свой интерес у современного поколения.
Древнегреческая расписная керамика занимает достойное место в главных музеях России – Государственном музее изобразительных искусств имени А.А.Пушкина в Москве (слайд28)
и музее Эрмитаже в Санкт-Петербурге (где имеется большой отдел, посвящённый греческой античной вазописи).
-Теперь подведём итог нашему уроку и ответим на вопросы викторины:
— Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды.)
— Какие стили росписей ваз вам известны? (Чернофигурными и краснофигурными.)
— Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы.)
— Какие виды орнаментов использовали?
-Молодцы, ответили на вопросы правильно, а значит вы были внимательны в течение всего урока.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
-На уроке мне больше всего запомнилось…
-На уроке мне больше всего понравилось…
Выставление отметок.
Литература.
1. Герои Древнего мира / Пересказ К. Сторр; Пер. с англ. – М.: Дом, 1993.
2. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Пересказ В. Смирновой. – М.: Детская литература, 1988.
3. Древние Египет и Греция / Пер. с франц. – М., 1997.
4. Конышева И. Наш рукотворный мир: Учебник по трудовому обучению. – М., 2001.
5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1975.
6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1980.
7. Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. История Древнего мира для школьников старших классов. Греция и Рим. В 2-х томах. Т. 1. – М., 1995.
8. Пич С., Миллард Э. Греки / Пер. с англ. – М., 1994.
9. Уколова В., Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
10. Успенский В., Успенский Л. Мифы Древней Греции. – Л.: Детская литература, 1989.
11. История Древнего мира/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
12. Мировая художественная культура: учеб. для 10 кл. общеобраз. учреждений/ Г.И. Данилова
13. История искусства/ CD 2003 г.
14. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/ CD 2009 г
15. Мировая художественная культура/ CD 2003 г.