Рабочая программа по биологии для 11 профильного класса









Рабочая программа

по биологии

для 11 класса биологического профиля


3 часа в неделю (всего 103 часа)





Авторы-составители:

учитель биологии Бегунова А.П.











Пояснительная записка

Рабочая программа для 11 класса химико-биологического профиля составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова / М.: Вентана-Граф, 2008).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень)/ А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2013.

На изучение биологии на профильном уровне отводиться 210 часов. Согласно годовому календарному учебному графику, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю, в том числе 105 часов в 10 классе и 102 часов в 11 классе (сокращение часов за счет не использования 3 часов резервного времени из 26).

Программой предусмотрено проведение: контрольных работ, лабораторных работ, практических работ.

Темы уроков в календарно-тематическом планировании конкретизированы с учетом тем параграфа учебника.

Изучение биологии в 10-11 классе (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теорий, идей и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии), о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами — физики, химии, географии.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с химией — химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств; физикой – механическое движение, законы Ньютона, сила упругости, сила трения, доза излучения и биологическая защита.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего полного общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную и для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времен. (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.


Содержание учебного предмета

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (6 час)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии –биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (30 час)

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке.

Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.

Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Демонстрации

Элементарный состав клетки

Строение молекул воды, углеводов, липидов

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Редупликация молекулы ДНК

Строение молекул РНК

Строение клетки

Строение плазматической мембраны

Строение ядра

Хромосомы

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Половые клетки

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Энергетический обмен

Биосинтез белка

Хемосинтез

Фотосинтез

Характеристика гена

Митоз

Мейоз

Развитие половых клеток у растений

Развитие половых клеток у животных

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Опыты по определению каталитической активности ферментов

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

Изучение клеток дрожжей под микроскопом

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Сравнение процессов брожения и дыхания

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

Сравнение процессов митоза и мейоза

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

ОРГАНИЗМ (56 час)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия

влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Демонстрации

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Ткани растений и животных

Способы бесполого размножения

Оплодотворение у растений и животных

Внешнее и внутреннее оплодотворение

Стадии развития зародыша позвоночного животного

Постэмбриональное развитие

Партеногенез у животных

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы

Сцепленное наследование

Неполное доминирование

Наследование, сцепленное с полом

Перекрест хромосом

Взаимодействие генов

Наследственные болезни человека

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Мутационная изменчивость

Механизм хромосомных мутаций

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление схем скрещивания

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Решение генетических задач на сцепленное наследование

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Решение генетических задач на взаимодействие генов

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Выявление изменчивости у особей одного вида

Сравнение процессов бесполого и полового размножения

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

Сравнительная характеристика пород (сортов)

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ВИД (52 час)

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Демонстрации

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Аналогичные и гомологичные органы

Рудименты и атавизмы

Доказательства эволюции органического мира

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Движущий и стабилизирующий отбор

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование

Редкие и исчезающие виды

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

Сравнение процессов экологического и географического видообразования

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции

Выявление ароморфозов у растений

Выявление идиоадаптаций у растений

Выявление ароморфозов у животных

Выявление идиоадаптаций у животных

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас

ЭКОСИСТЕМЫ (40 час)

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Фотопериодизм

Экосистема

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Трофические уровни экосистемы

Правила экологической пирамиды

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Сукцессия

Агроэкосистема

Биосфера

Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических

факторов

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные измене-

ния, наличие антропогенных изменений)

Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изме-

нения, наличие антропогенных изменений)

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере

Примерные темы экскурсий

Способы размножения растений в природе (окрестности школы)

Изменчивость организмов (окрестности школы)

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция,

племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Резервное время-26часов

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Распределение часов основного содержания по биологии в 10-11 классе, профильный уровень

(210 часов/ 207 часов согласно годовому календарному учебному графику на 2014-2015 учебный год, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю в 10 классе (105 часов) и 3 часа в неделю в 11 классе(102 часа)

Тема раздела

Класс

Часы

1.

Биология как наука. Методы биологии.

(6 часов)

10

6

11

2.

Клетка (30 часов + 10 часов из резервного времени)

10

40

11

3

Организм (56часов +3 часа из резервного времени)

10

59

11

4.

Вид (52 часа +2 часа из резервного времени)

10

11

54

5.

Экосистемы (40 часа + 5 часов из резервного времени)

10

11

48




Итого:

10

11


105

102


207


Требования к уровню достижений обучающихся

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания;


  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план 10 класс


п/п


Тема

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания

6

Контрольная работа № 1 (вводная )

2.

Клетка

40 (30 + 10 из резерва времени)

Лабораторная работа № 1-9

Практическая работа №1-3

Контрольная работа № 2,3

3.

Организм

59

Практическая работа № 1,2,3,4,5

контрольная работа № 4-7

Итого:

105 часа

Лабораторные работы -13

Практические работы -11

Контрольные работы — 7




Учебно-тематический план 11 класс


п/п


Тема

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.

Вид

54 (52+ 2 часа резервного времени)

Лабораторная работа № 1-6

Практическая работа №1-8

Контрольная работа № 1 (вводная), 2,3,4

2.

Экосистемы

45 (40+ 5 часов из резерва времени)

Лабораторная работа № 7-10

Практическая работа №9-13

Контрольная работа № 5,6,7

3.

Повторение

3 часа из резервного времени


контрольная работа № 8

Итого:

105 часа

Лабораторные работы -10

Практические работы- 13

Контрольные работы — 8


Контроль уровня обученности

Виды контроля: входной, текущий, итоговый. Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, биологический и терминологический диктанты, лабораторные, практические работы, семинары, опрос. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6.

Оценивание деятельности учащихся

Оценивание деятельности учащихся проводится согласно следующим нормам и критериям:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1) знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

2) умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

3) отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1) знание всего изученного программного материала;

2) умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

3) незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

2) умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

3) наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1) знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или если правильно выполнил менее половины работы.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Основы цитологии

  2. Основы генетики

  3. Основы экологии

  4. Портреты ученых биологов

  5. Развитие животного и растительного мира

  6. Уровни организации живой природы

Информационно – коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.

  2. Электронная библиотека по общей биологии.

2. Экранно – звуковые пособия:

Видеофильмы:

  1. Фрагментарный видеофильм по генетика

  2. Фрагментарный видеофильм по цитологии

3. Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска

  2. Видеомагнитофон

  3. Компьютер мультимедийный

  4. Мультимедийный проектор

  5. Телевизор


4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

  2. Лупы ручные

  3. Микроскопы школьные

Микропрепараты:

    1. Набор микропрепаратов по общей биологии

Интернет-ресурсы:

  1. https://fcior.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. https://interneturok.ru/ru Интернет урок


Дополнительная учебная литература для учащихся

1. Лернер Г.И. Общая биология.10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2008.

2. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010.

3. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровень. Новые задания.10-11 классы. Издание 5-е переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие.-ростовн/Д: Легион,2013- 416с.- (Готовимся к ЕГЭ)

4.Биология в схемах и таблицах/А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.-М.: Эксмо,2012.-352с.- (Наглядно и доступно)

5. .Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.


Учебная литература для учителя:

1.Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. — М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).

2. Лернер Г.И.ЕГЭ2011. Биология: сборник заданий/Г.И. Лернер.-М.:Эксмо, 2011.-304с. (ЕГЭ. Сборник заданий)

3.Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.

4. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровени: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2011- 175с.- (Готовимся к ЕГЭ)

5. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С. учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2012- 136с.- (Готовимся к ЕГЭ)

6. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ О.Л. Ващенко.-М.:Планета, 2012.-576с.- (Качество обучения)

7Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс-М.: ВАКО,2013.-112с.- (Контрольно-измерительные материалы)






Тема урока/тип

Дата проведения

Элемент содержания

Требования к уровню подготовки

Контрольно-оценочная деятельность

(вид, форма)

план

факт

общеучебные

специальные

Вид (52 часа + 2 часа резервного времени)

Зарождение эволюционных представлений.



Развитие эволюционных идей.


Определять темы и задачи курса.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять

главное и обобщать.Осуществлять самостоятельный поиск информации.

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

Входной

УО

Первые эволюционные концепции.



Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной

теории Ч.Дарвина.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

Текущий

Стр.14 задание 7

Предпосылки возникновения дарвинизма. Научная деятельность Ч.Дарвина.



Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной

теории Ч.Дарвина.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

Текущий

Стр.18-19

Задания 1-5

Эволюция культурных форм организмов.



Учение Ч.Дарвина об

эволюции.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: причины эволюции видов

Текущий

УО

П.4, вопросы

Эволюция видов в природе.



Учение Ч.Дарвина об

эволюции.

Анализировать, обобщать и систематизировать материал

объяснять: причины эволюции видов

Текущий

Стр.28 вопросы5-6

Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина.



Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: причины эволюции видов

Текущий

Стр.32,вопросы

Контрольная работа №1 (входная)




Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

решать задачи разной сложности по биологии

Входной

Контрольная работа №1 (входная)

Генетические основы эволюции.



Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: причины эволюции видов

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

Текущий

Стр.36, вопросы1-6

Экскурсия « Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»




Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Текущий

Экскурсия « Способы размножения растений в природе (окрестности школы)»

Экскурсия «Изменчивость организмов (окрестности школы)»



Движущие силы эволюции.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

объяснять: причины эволюции видов

Текущий

Экскурсия «Изменчивость организмов (окрестности школы)»

Лабораторная работа №1 « Выявление изменчивости у особей одного вида»



Движущие силы эволюции.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

объяснять: причины эволюции видов

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

Текущий

Лабораторная работа №1 « Выявление изменчивости у особей одного вида»

Движущие силы (факторы) эволюции.



Движущие силы эволюции.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

Текущий

УО

Стр.45вопросы


Естественный отбор. Практическая работа №1 « Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»



Формы естественного отбора.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

сравнивать искусственный и естественный отбор

и делать выводы на основе

сравнения;

Текущий

Практическая работа №1 « Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Формы естественного отбора.

Практическая работа №2 « Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»



Формы естественного отбора.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

сравнивать формы естественного отбора

и делать выводы на основе

сравнения;

Текущий

Практическая работа №2 « Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

Приспособленность организмов.



Формирование приспособленности к среде обитания.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

Текущий

П.11вопросы

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»



Формирование приспособленности к среде обитания.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

выявлять приспособления организмов к среде обитания,


Текущий

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Вид. Его критерии и структура.



Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.



Текущий

П.12, вопросы

Лабораторная работа №3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»



Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами


Текущий

Лабораторная работа №3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа №4 Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию



Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

Текущий

Лабораторная работа №4 Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

Видообразование.

Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»



Микро- и макроэволюция.

Образование новых видов. Способы видообразования.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции

сравнивать способы видообразования

и делать выводы на основе

сравнения;

Текущий

Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

Палеонтологические и биогеографические методы изучения эволюции.



Доказательства эволюции живой природы.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.


Текущий

УО

Эмбриональные и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции.



Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.


Текущий

УО

Молекулярно-биохимические, генетические и математические методы изучения эволюции.



Доказательства эволюции живой природы.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.


Текущий

УО

Направления и пути эволюции.

Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»



Микро- и макроэволюция.

Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологи-

ческого регресса.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

выявлятьароморфозы и идиоадаптации у растений

и животных,

сравнивать

пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения;

Текущий

Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»

Лабораторная работа №5 «Выявление ароморфозов у растений

Выявление идиоадаптаций у растений»




Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологи-

ческого регресса.

Основные ароморфозы в эволюции растений .

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

сравнивать

пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения;

Текущий

Лабораторная работа №5 «Выявление ароморфозов у растений

Выявление идиоадаптаций у растений»


Лабораторная работа №6 «Выявление ароморфозов у животных

Выявление идиоадаптаций у животных»



Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологи-

ческого регресса. Основные ароморфозы в эволюции животных.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

сравнивать

пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения;

Текущий

Лабораторная работа №6 «Выявление ароморфозов у животных

Выявление идиоадаптаций у животных»

Формы направленной эволюции.



Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

Текущий

Стр.102, задание3

Общие закономерности (правила) эволюции.


Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»



Микро- и макроэволюция.

Результаты эволюции.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

Текущий

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»

Контрольная работа №2 по теме «Эволюционное учение»



Результаты эволюции.

Анализировать, обобщать и систематизировать материал

объяснять: причины эволюции видов устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

Тематический


Контрольная работа №2 по теме «Эволюционное учение»

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.

Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»



Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни

Текущий

Практическая работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

Основные этапы неорганической эволюции.



Основные этапы неорганической эволюции.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

Текущий

УО

Начало органической эволюции.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях

Текущий

Вопросы п.22

Формирование надцарств организмов.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Текущий

Стр.126, вопрос1-3

Основные этапы эволюции растительного мира.



Основные ароморфозы в эволюции растений.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь раскрывать

содержание

новых понятий.

Составлять план,

Конспектировать.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

УО

Основные этапы эволюции животного мира.



Основные ароморфозы в эволюции животных.

Составлять план,

Конспектировать.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

УО

История Земли и методы ее изучения.



История Земли и методы ее изучения.

Составлять план,

Конспектировать.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

П.26, вопросы

Развитие жизни в архее и протерозое.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

Заполнить таблицу

Развитие жизни в палеозое.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

Заполнить таблицу


Развитие жизни в мезозое.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

Заполнить таблицу

Развитие жизни в кайнозое.



Этапы эволюции органического мира на Земле.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Текущий

Заполнить таблицу

Современная система органического мира.



Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

Знать особенности классификации растений и животных.

Текущий

Заполнить таблицу

Контрольная работа №3 по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»




Анализировать, обобщать и систематизировать материал


Тематический

Контрольная работа №3 по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Антропология- наука о человеке.



Гипотезы происхождения человека.


Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Текущий

П.31вопросы

Становление представлений о происхождении человека.

Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».



Гипотезы происхождения человека

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной

естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека

Текущий

Практическая работа №7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Сходство человека с животными.



Сходство человека с животными.

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Текущий

УО

Отличия человека от животных.



Отличия человека от животных.

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Текущий

УО

Движущие силы (факторы) антропогенеза.



Движущие силы (факторы) антропогенеза.

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Текущий

тестирование

Основные стадии антропогенеза.



Этапы эволюции человека

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать особенности представителей каждой стадии эволюции человека

Текущий

таблица

Основные стадии антропогенеза.



Этапы эволюции человека

Уметь находить информацию в учебных текстах и оценивать ее; исследовать несложные связи и зависимости

Характеризовать особенности представителей каждой стадии эволюции человека

Текущий

таблица

Эволюция современного человека.



Этапы эволюции человека

Составление плана текста. Использование знаковых систем (текст, таблица, схема).

Характеризовать особенности представителей каждой стадии эволюции человека

Текущий

таблица

Человеческие расы.

Практическая работа№8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»



Происхождение человеческих рас. Критика расизма и

социального дарвинизма.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: единство человеческих рас

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человеческих рас

Текущий

Практическая работа№8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Приспособленность человека к разным условиям среды.



Приспособленность человека к разным условиям среды.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

объяснять: единство человеческих рас


Текущий

П.39, вопросы

Человек как часть природы и общества.



Человек как часть природы и общества.

Анализировать, оценивать и сравнивать информацию

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

Текущий

П.40, вопросы

Контрольная работа №4 по теме «Человек- биосоциальная система»




Анализировать, обобщать и систематизировать материал

объяснять: единство человеческих рас

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека и человеческих рас

Тематический

Контрольная работа №4 по теме «Человек- биосоциальная система»


Экосистемы (40 часов)

Зарождение и развитие экологии.



Зарождение и развитие экологии.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях

Текущий

УО

Методы экологии.



Методы экологии.

Уметь находить информацию в различных источниках.

Знать основные методы экологии

Текущий

П.42, вопросы

Среда обитания организмов.



Среда обитания организмов.

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды


Текущий

УО

Экологические факторы и закономерности их действия.



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон

минимума.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

П.44, вопросы

Свет как экологический фактор.



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Фотопериодизм.

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Температура как экологический фактор.



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Влажность как экологический фактор.



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы.



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Лабораторная работа №7 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических

факторов».



Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

Лабораторная работа №7 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических

факторов».

Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условиям среды.



Биологические ритмы.

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Жизненные формы организмов.



Жизненные формы организмов.

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

УО

Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм.



Пищевые связи в экосистеме.

Уметь находить информацию в различных источниках.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

П.51вопросы

Биотические взаимодействия. Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм.



Пищевые связи в экосистеме.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала, доказывать и опровергать, разрешать коллизии, вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации.

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Текущий

П.52, вопросы

Контрольная работа №5 по теме «Организмы и среда обитания»




Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды

Тематический

Контрольная работа №5 по теме «Организмы и среда обитания»


Экологическая ниша вида.



Экологическая ниша вида.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Текущий

П.53, вопросы

Экологические характеристики вида.



Экологические характеристики вида.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Текущий

УО

Экологическая структура популяции.



Экологическая структура популяции.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

знать строение биологических объектов

вида и экосистем (структура)

Текущий

УО

Динамика популяции и ее регуляции.



Динамика популяции и ее регуляции.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

знать строение биологических объектов вида и экосистем (структура)

Текущий

УО

Сообщества организмов: структура и связи.



Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме,

Текущий

П. 57, вопросы

Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии.



Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

Текущий

проект

Лабораторная работа №8 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)»



Компоненты экосистемы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем,

выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме,

Текущий

Лабораторная работа №8 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)»

Практическая работа №9 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»



Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической

пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

Текущий

Практическая работа №9 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»

Основные показатели экосистем.



Саморегуляция в экосистеме. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

объяснять: причины саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

Текущий

Свойства биогеоценозов и динамика сообществ.



Устойчивость и динамика экосистем.

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме,

Текущий

УО

Природные экосистемы.



Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы

Уметь выделять главное при освоении содержания темы; составлять план учебного материала

выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме,

Текущий

П.61, вопросы

Лабораторная работа №9 «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные измене-

ния, наличие антропогенных изменений)»



Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

описывать экосистемы своей местности;

Текущий

Лабораторная работа №9 «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные измене-

ния, наличие антропогенных изменений)»

Антропогенные экосистемы. Практическая работа №10 « Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»



Агроэкосистемы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

сравнивать биологические объекты (экосистемы

и агроэкосистемы),

Текущий

Практическая работа №10 « Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)».

Лабораторная работа №10 « Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)



Агроэкосистемы. Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

сравнивать биологические объекты (экосистемы

и агроэкосистемы),

Текущий

Лабораторная работа №10 « Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Биоразнообразие- основа устойчивости.



Сохранение многообразия видов как основа

устойчивости биосферы.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

объяснять: причины необходимости сохранения многообразия видов

Текущий

УО

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»



Сохранение многообразия видов как основа

устойчивости биосферы.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

объяснять: причины саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

Текущий

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»

Практическая работа №11 «Решение экологических задач»




Анализировать, обобщать и систематизировать материал

решать задачи разной сложности по биологии

Текущий

Практическая работа №11 «Решение экологических задач»

Контрольная работа №6 по теме «Сообщества и экологические системы».




Анализировать, обобщать и систематизировать материал

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Контрольная работа №6 по теме «Сообщества и экологические системы».

Биосфера- живая оболочка Земли.



Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Определять темы и задачи курса.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

Текущий

УО

Закономерности существования биосферы.



Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

Объяснять причины эволюции биосферы

Текущий

УО

Практическая работа №12 « Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота»



Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

составлять схемы путей переноса веществ и энергии

Текущий

Практическая работа №12 « Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота»

Основные биомы Земли.



Особенности распреде-

ления биомассы на Земле.

Определять темы и задачи курса.

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника

Описывать экосистемы Земли

Текущий

П.66, вопросы

Человечество в биосфере Земли.



Проблема устойчивого развития биосферы.

Уметь находить извлечение различной информации из текстов, таблиц, диаграмм и др., отделение основной информации от второстепенной.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

Текущий

УО

Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Текущий

УО

Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

УО

Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

УО

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

УО

Практическая работа №13 « Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии обобщать, делать выводы

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

Практическая работа №13 « Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»

Охрана растительного и животного мира.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

Проект

Рациональное природопользование и устойчивое развитие.



Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Уметь готовить сообщения, используя различные источники информации, выступать перед аудиторией, конспектировать.

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

Текущий

УО

Сосуществование человечества и природы.


Контрольная работа №7 по теме «Биосфера- глобальная экосистема»



Эволюция биосферы.

Анализировать, обобщать и систематизировать материал

анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере


Тематический


Контрольная работа №7 по теме «Биосфера- глобальная экосистема»

Клетка.



Цитология – наука о клетке.

Анализировать, обобщать и систематизировать материал

устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

Текущий

Тестирование

Организм.



Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение.

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия

влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Анализировать, обобщать и систематизировать материал

знать строение биологических объектов:

клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов

Текущий

Тестирование

Итоговая контрольная работа по курсу общей биологии.




Анализировать, обобщать и систематизировать материал

Знать современную биологическую терминологию и символику;

решать задачи разной сложности по биологии

Итоговый

Итоговая контрольная работа по курсу общей биологии.


Свежие документы:  Урок биологии в 10 классе «Двумембранные органоиды клетки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: