Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемчужинка»
Конспект урока ОБЖ для 1 класса на тему
«Мыло душистое и вода – наши лучшие друзья»
подготовила воспитатель
Заичко Наталья Владимировна
г.Юрга 2013
Программное содержание:
Цель:
развитие познавательной активности детей через экспериментирование с водой и мылом.
Задачи:
— закреплять знания детей о процессах умывания, о свойствах воды и мыла, о предметах личной гигиены и их назначении;
— вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению, развивать, наблюдательность, любознательность;
— воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель:
— Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Наталья Владимировна. Я предлагаю вам подойти ко мне, положить свои ладони на мои и назвать свое имя! Очень приятно! Я рада с вами познакомиться!
2. Ритуал приветствия:
Воспитатель:
— А сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на гостей и улыбнитесь им.
— Хочу познакомить вас с волшебными подушечками, которые умеют делать разные чудеса. Но для того, чтобы они произошли, надо всем вместе произнести волшебные слова, они очень простые и их легко запомнить: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!», и тихонько сесть на подушечки. Волшебные подушечки – это, то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, один говорит — все слушают, друг друга не перебивают. Вот такие правила игры.
(дети произносят волшебные слова и рассаживаются по кругу на подушечки).
3. Введение в тему занятия:
Включается аудиозапись «Журчание ручья»
— Ребята, скажите, что вы слышите? (журчание ручья)
Правильно! Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пожаловал.
(воспитатель берёт в руки надувной шар – «капельку»)
— Здравствуйте, ребята! Я – капелька.
Воспитатель:
— А кто такая капелька? Где она живет? (Ответы детей). Если нужно дополняет: в воде, туче, сугробе, кране, ручейке, луже, океане.
— Конечно, вода! Давайте вспомним, для чего нам нужна вода?
-Аня, как ты считаешь? А ты Ваня, как думаешь? Алина….
— Молодцы! А ещё вода нужна нам для того, чтобы пить, поливать, готовить, стирать.
Воспитатель показывает картинку с изображением Мойдодыра.
— Из какой сказки этот герой. (Мойдодыр)
— Давайте встанем за подушечки и вспомним слова из сказки:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Воспитатель: (показ картинок)
— Купаться и умываться любят все животные и насекомые. Показ картинки
— Как умывается кошка? (лапками и язычком). Давайте покажем.
Показ картинки
— А как умывается собака? (тоже лапками и язычком). Покажите.
— А кто знает, как умывается слон? Умнички! Показ картинки
— Слон может делать своим хоботом себе душ. Показ картинки
— Скажите, а как умываются птицы? (купаются в лужах и чистят свои пёрышки клювом).
Присаживаются на подушечки.
Капелька:
— А вы любите умываться? А как вы думаете, зачем человеку необходимо умываться? (чтобы быть чистым, опрятным, с таким человеком приятно общаться).
Если дети затрудняются, воспитатель помогает:
— Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться, ухаживать за собой. Особенно много микробов скапливается на руках, эти микробы могут стать причиной опасных заразных болезней.
— Назовите предметы, которые нам помогают быть чистыми и аккуратными?
Дети перечисляют предметы:
мыло, зубная щетка, мочалка, шампунь, расческа, зубная паста, полотенце, носовой платок.
Капелька:
— Приглашаю всех встать, покажем, как мы с вами любим умываться.
4. Оздоровительная минутка с элементами самомассажа. Е.Железнова «Музыка с мамой». Весёлая гимнастика для детей от 2 до 6 лет. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Кто умеет чисто мыться,
Кто водички не боится?
Это мы, это мы,
Посмотрите это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой
Моет личико и ушки.
И вот так, и вот так,
И вот этак, и вот так!
Умываться мы умеем,
Мы мочалкой моем шею.
И вот так, и вот так,
И вот этак, и вот так!
Кто почистит как большой
Зубы щеточкой зубной?
И вот так, и вот так,
И вот этак, и вот так!
Мы помылись, как большие.
Вот мы чистые какие!
Это мы, это мы,
Посмотрите, это мы!
Воспитатель:
— Замечательно поиграли!
— Ребята, а вы хотите побывать в «Школе юных волшебников»? Чтобы стать волшебниками, необходимо встать в круг, переодеться (Одеть воротнички) и вспомнить наши волшебные слова «1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!»
Звенит звонок.
— Школа открылась, проходите и присаживайтесь за столы, посмотрим, какой сюрприз нам приготовила капелька, открываем салфеточки. Что это? (мыло).
5. Беседа:
— Возьмите его в руки. Какое оно на ощупь? Погладьте его. (гладкое)
Прислоните к щеке. Какое мыло? (холодное).
Постучите мылом по столу. Какое оно? (твердое)
Посмотрите на мыло соседа? И на свое? Чем отличаются? Какое оно? (разноцветное).
-Давайте его поднесем к носику? Что чувствуете? Какое оно? (душистое, ароматное, запашистое, вкусное).
— Мыло в ваших руках скользкое? (нет).
— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы оно стало скользким?(намочить) Правильно, намочить. Давайте мы с вами это проверим. Но прежде чем, мы отправимся к другому столу, уберем мыло в корзинку. Спасибо!
Стоят на ковре.
Воспитатель:
— А теперь снова вспомним наши волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!».
Дети становятся вокруг стола, за которым усаживается воспитатель и проводится игра-эксперимент.
№1. Воспитатель берёт два кусочка мыла, один мочит в воде, а другой оставляет сухим, затем кусочки мыла прокатывает по клеёнке.
Воспитатель:
Какой кусок мыла лучше скользит? (мокрый). Почему? Как вы думаете? Правильно, молодцы!
Воспитатель: Волшебство продолжается…. Присаживаемся за столы.
Проводится игра-эксперимент с водой и мылом.
№ 2.
Воспитатель:
— Ребята, перед нами 2 емкости с водой. Я беру мыльную стружку и добавляю в одну емкость, перемешиваю. Что произошло?
Какая получилось вода в этой емкости? (мутная, непрозрачная, грязная, мыльная, белая).
— Сравните воду, и скажите, какая вода в этой емкости? (чистая, прозрачная). Волшебство продолжается…
№ 3.
Воспитатель берет игрушку на ниточке и опускает в емкость с чистой
водой.
Воспитатель:
— Вы видите игрушку? (да).
Затем происходит рассматривание игрушки через емкость с мутной водой.
Воспитатель:
— А теперь? (нет). А почему так плохо видно игрушку? Какая вода? (мутная).
Затем воспитатель раздает емкости с водой, трубочки и произносит слова: «1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!».
— Давайте все вместе дружно подуем в трубочки? Что произошло с водой? (бурлит, шипит, пузырится, поднимается вверх). А как вы думаете, что нужно добавить в воду, чтобы получились мыльные пузыри? (шампунь, мыло, мыльную стружку).
Воспитатель: «1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!».
№ 4. С помощью трубочки для коктейля воспитатель вдувает воздух в воду с растворённым мылом до образования пены.
— Что произошло? (образовалась мыльная пена). Хотите попробовать и вы сделать мыльную пену?
Раздает каждому ребёнку в ёмкость с чистой водой мыльную стружку и предлагает подуть в трубочки.
— Посмотрите и скажите, что у вас получилось?
— Что у тебя получилось Петя? А у тебя Вика? У тебя Сеня? (мыльная пена, мыльные пузыри). А почему получились мыльные пузыри? (мы добавили в воду мыло)
Звенит колокольчик.
Воспитатель:
— Наша «Школа юных волшебников» закрывается. Чтобы вернуться в детский сад, необходимо опять встать в круг, переодеться и вспомнить наши волшебные слова «1, 2, 3, 4, 5 мы закончили играть!»
(Снять воротнички).
Воспитатель:
— Молодцы! Вам понравилось быть волшебниками? A что вам понравилось больше всего? Скажите, ребята, какие предметы нам помогают быть чистыми? Для чего нам нужна вода?
Спасибо нашей Капельке, которая сегодня помогла нам стать настоящими маленькими волшебниками и узнать много интересного о свойствах воды и мыла. В подарок дарит вам Капелька частичку себя – это настоящие мыльные пузыри, разноцветные как радуга, ведь радуга – это символ мира. Пусть всегда будут солнце, мир, чистая вода и воздух на нашей планете! Пускай сбываются ваши самые прекрасные мечты!
Литература:
Лихаева А. Адамовская Т. Сказка о капельке «Дошкольное воспитание» // № 7. — С. 41. 2005
Встреча с Мойдодыром «Дошкольное воспитание»// № 9. — С. 56. 2004