Конспект урока ОБЖ на тему «Чудеса закаливания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»

г.Шарыпово Красноярского края












Конспект урока ОБЖ на тему «Чудеса закаливания»









подготовила воспитатель

Савушкина Любовь Вячеславовна














г.Шарыпово

2013 год

Большинство людей подразумевают под закаливанием приобретение устойчивости к холоду. Однако такая точка зрения узкая. Понятие закаливание холодом сродни понятию «закалка» стали – обработка металла, передающая ему крепость и гибкость. Нечто подобное происходит и с закаленным человеком.

Закаливающие процедуры обеспечивают крепкое здоровье и хорошую приспосабливаемость организма к любым условиям – к холоду, жаре, физическим, а так же умственным и эмоциональным нагрузкам. Закаленный ребенок приобретет не только устойчивость в ОРВИ, но и станет лучше спать, будет всегда в хорошем психическом и физическом тонусе, у него выровняется характер, настроение, возрастет выносливость и работоспособность. Разумеется, закаливание требует осторожности.

Постепенность – основное правило закаливания. Лучше начинать с температур, не намного отличающихся от комфортных, приятных и привычных. Проводить закаливающие процедуры не чаще одного раза в день.

Следующее правило – регулярность. Положительные изменения в организме происходят только при условии систематического проведения процедур, когда достигнутый результат постоянно подкрепляется ежедневными воздействиями (организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение производится ежедневно по 5 минут, а не в течение 10 минут через день). В противном случае все усилия будут сведены на нет. Например, проведение закаливающих процедур проходит в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращают. И закаленность организма у детей исчезает через 5-7 дней. Обычно начинают закаливание с отдельной части тела, как правило наименее тренированной – горло, шея, стопы.

Ходьба босиком, это самый простой, доступный и эффективный способ закаливания. Чем больше ребенок будет ходить босиком, тем лучше. Стопа – одна из самых «нетренированных» в терморегуляции частей тела, поскольку постоянно облачена в носки, колготки или обувь. Именно поэтому переохлаждение стоп у ребенка всегда приводит к заболеванию. На подошве расположены проекционные зоны всех органов и систем, поэтому при воздействии на эти зоны происходит стимуляция организма в целом и укрепляются своды стоп и ее связок. Это одна из ежедневных закаливающих процедур в детском саду. Начинаем ходить босиком при температуре пола не ниже + 18 градусов. В начале ходят в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводят ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах и эффект закаливания усиливается при применении массажеров для стоп ног – это и ребристая доска, пуговичные, массажные коврики, пробковые дорожки. При этом проводятся различные упражнения: ходьба на месте, топтание, покачивание вперед-назад на стопе, перекаты с носка на пятку и т.д. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия, ведь мышцы стопы будут постоянно работать.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ваши действия в случае возникновения пожара"

Более эффективными закаливающими средствами выступают контрастные водные воздействия, т.к. теплопроводимость воды в двадцать восемь раз выше тепропроводимости воздуха, а значит, теплоотдача организма во время процедуры больше и результат его тренировки лучше. Для данного вида закаливания относятся контрастные ванночки для ног. Температура воды в ванночках должна быть 18 и 36 градусов. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (36 градусов) 7-8 секунд. Потом он переходит на 3-4 секунды в ванночку с прохладной водой (18 градусов). Затем процедура повторяется, после чего ноги протирают досуха и делается массаж пальчиков ног и стоп самим ребенком. В массаж стоп входят – растирание, пощипывание, похлапывание.

Еще одним из эффективных видов закаливания в дошкольном учреждении является — хождение по солевым дорожкам. Положительный эффект заключается в том, что соль раздражает топу ребенка, богатую нервными окончаниями. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть разогрета.

В детском саду проводится и такой вид закаливание водой как контрастное обтирание. По силе воздействия и закаливающему эффекту оно превосходит простое обтирание. Для него используются ворсистые рукавички. Процедуру можно превратить в игру. Под названием «Волшебные рукавички». Сначала растирают руку ребенка одной рукавичкой, смоченной в холодной воде, затем другой, смоченной в горячей воде, а после растирают сухим полотенцем до покраснения. Потом такую же процедуру проводят со второй рукой. Данный вид обтирания проводит для ног и туловища. Закаливая таким образом детей, температуру воды постепенно доводят – горячей до 40-42 градусов, а холодную – до 4-6 градусов. Для усиления воздействия, контрастное обтирание проводится с настоями трав и наилучший охлаждающий, это настой мяты.

Еще один вид закаливания водой, самый любимый детьми в детском саду – это плавание в бассейне. Полезные свойства плавания, его оздоравливающее воздействие на детский организм очень велико. Даже если вода теплая закаливание все равно происходит, так как в организме тренируются механизмы теплопродукции и теплоотдачи.

Гармонически развиваются все группы мышц (конечностей, туловища, шей). Происходит укрепление позвоночника, формирование правильной осанки.

Развивается сила, выносливость, быстрота, координация движений.

Увеличивается содержание в крови гормона роста, что способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца, легких и т.д.

Улучшается состояние дыхательной системы (увеличивается объем легких, грудной клетки, укрепляются дыхательные мышцы).

Формируется правильный тип дыхания (короткий глубокий вдох и длительный интенсивный выдох).

Свежие документы:  Конспект урока по ОБЖ "ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ" 10 класс

Тренируются связки голеностопных суставов и стоп, вестибулярный аппарат, сердечно — сосудистая система, укрепляется сердечная мышца, активизируется кровоток.

Повышается как умственная, так и физическая выносливость, сопротивляемость иммунной системы.

Закаливание носоглотки детей – это непременный атрибут распорядка дня в детском саду. Данный вид закаливания проводится в любое время года, а не только в опасное для здоровья – холодное. Для процедуры берется кипяченая вода из настоя трав ромашки, шалфея. Первые 3-4 дня температура настоя 36-37 градусов, затем каждые 2-3 дня температуру понижают на 1 градус, пока она не станет комнатной (20-22 градуса). Полоскание проводится два раза в день – утром и вечером.

Закаливание воздухом – неоценимый метод оздоровления. Он очень необходим детям, ведь потребность в кислороде у детей в двое больше, чем у взрослых. Зимой при отсутствии сильного ветра и средних температурах (до 20 градусов мороза) дети гуляют не менее 2 часов в день. В теплую погоду – чем больше, тем лучше.

Еще одна преграда для недугов – это гелиотерапия, закаливание солнечными ваннами, особенно в теплый период времени. Воздействие солнца (как и свежего воздуха) заменить ничем нельзя. Ультрофиолетовое излучение, которое воздействует на организм при принятии солнечных ванн, очень полезно. В результате : укрепляется центральная нервная система; стимулируются обменные процессы; вырабатывается иммунитет; под воздействием лучей образуется очень необходимый растущему организму витамин Д, который способствует правильному развитию костной ткани. Самое подходящее время для солнечных ванн – это с 9 до 13 часов и с 16 до 18 часов. Именно в это время в составе солнечных лучей преобладает ультрофиолетовое излучение, а остальное – инфрокрасное, несущее только тепло. Солнечные ванны принимаем и в облачную (пасмурную) погоду, поскольку ультрофиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака. Эффективно закаливание проводим с чередованием: сначала пребывание на солнце, потом нахождение в тени, затем опять на солнце. Частый отдых в относительной прохладе снижает нагрузку на организм, предохраняет от перенасыщение солнечной радиацией и закаляет его.

Немаловажную роль для укрепления организма детей в детском саду, имеет правильное пробуждение после тихого часа. Очень полезна гимнастика – потягивание. Она тонизирует организм, повышает силу и эластичность сухожилий, связок, мышц, способствует его быстрому разогреванию, усилению кровообращения.

Мы проснулись, улыбнулись,

Потянулись, потянулись.

Положили тут ладошку

И живот потрем немножко

А теперь на грудь ладошку-

И потрем ее немножко.

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ «Чтобы быть здоровыми»

И за ушками потрем

И у глазика потрем,

Пальчики потрем немножко,

А потом – хлоп, хлоп в ладошки.

Кыш, простуда, уходи!

Больше к нам не приходи!


В своей работе используем много комплексов для потягиваний, например:

потягивание лежа на спине — руки вверх, потянуться всем телом 2-3 раза; руки в низ, вдоль туловища, потянуться 2-3 раза; руки под голову в замок, выгнуться, потянуться 2-3 раза.

После каждого потягивания выполняем упражнения на расслабление. После того, как дети поднялись, проводится массаж ушной раковины. Массаж мягко тонизирует весь организм, нормализует деятельность многих органов и систем. Этот несложный массаж избавит и от образования серных пробок, улучшит слух. В массаж входит – растирание ушной раковины пальцами (с верху в низ к мочке), скручивание ушной раковины (выполняется мягко несколько раз), потягивание обеих ушных раковин (в низ, в бок), завести ладоши за уши, загибать их, начиная с мизинца, всеми пальцами поочередно, затем прижимаем уши к голове и резко отпускаем их. Детям такие игры доставляют удовольствие и в тоже время приносят пользу для укрепления организма.

Таким образом, закаливающие мероприятия, систематически проводимые с детьми в детском саду, закаливают организм ребенка и способствуют снижению роста заболеваемости.

































Список используемой литературы:



1.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — М. : Творческий

Центр, 2008.


2.Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики. — Волгоград. : Учитель, 2011.



3.Проценко Т.А. Оздоравливающие игры для малышей.- М. : АСТ – Пресс, 2008.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: