Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение № 216
«Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово
«Секреты здоровья»
подготовила воспитатель
Шитикова Светлана Павловна
г. Кемерово
2014
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей
по ознакомлению с окружающим миром «Секреты здоровья»
(для среднего дошкольного возраста)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Восприятие художественной литературы».
Цель: Формировать представления о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения.
Задачи:
— Формировать представления о необходимости гигиенических процедур и навыков здорового образа жизни. Расширить кругозор детей о предметах
личной гигиены.
— Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.
— Способствовать проявлению положительных эмоций.
— Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство сопереживания, отрицательное отношение к неряшливости и грязи.
Материалы: мыло, мочалка, зубная паста и щётка, расчёска, зеркало, кукла-грязнуля, тазик с водой, костюм Мойдодыра.
Ход НОД:
Воспитатель:
— Ребята, я хочу пригласить вас в страну «Здоровья, Чистоты и Порядка».
В ней живут такие же люди, как и мы с вами. Но в эту страну вход неряхам запрещён. В этой стране есть свой правитель — Мойдодыр, а впускает он к себе тех детей, которые всегда бодрые, весёлые, всегда здоровы, никогда не болеют. Я сегодня хочу проверить и посмотреть, сможете ли вы жить в этой стране. Скажите, а что надо делать для того, чтобы не болеть?… (ответы детей).
У Мойдодыра есть друзья.
Хотите с ними познакомиться?
Вы без труда догадаетесь, если отгадаете загадки:
Гладко и душисто
Моет очень чисто! (Мыло)
Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас, я …(мочалка).
Вроде ежика на вид,
Но не знаю пищи.
По зубам пробегу,
Станут они чище. (Зубная щетка)
В тюбике она живёт,
Змейкой из него ползёт,
Неразлучна с щёткой часто
Мятная зубная… (паста)
Зубов много, а ни чего не ест. (Расчёска)
Что за вещь: поглядишь на нее – сёбя увидишь. (Зеркало)
Все предметы гигиены, по мере отгадывания, выкладываются на столик.
Воспитатель:
— Ребята, всем вам хорошо известны эти предметы, а умеете ли вы ими пользоваться? Я бы назвала их друзьями Мойдодыра, а почему – хотелось бы узнать от вас. Ребёнок выбирает любой предмет гигиены и рассказывает, чем он полезен и необходим человеку.
— И конечно без воды мы не сможем ни умыться, ни почистить зубы. Умываемся и моем руки мы не только утром, когда встаём. Мы ещё моем руки перед едой, утром, днём и вечером, чтобы не случилась с вами беда, чтобы вы не заболели.
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровёнькими быть.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
А вы, ребята, моете руки перед едой? Покажите, как.
Пальчиковая гимнастика «Моем пальчики»
Мыла мышка мылом лапки, каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой, сполоснув его водой.
Не забыла и указку, смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно, самый грязный он, наверно.
Безымянный мыли пастой. Кожа сразу стала красной.
И мизинчик долго мыли. Очень он боялся мыла.
Входит Мойдодыр:
— Здравствуйте, ребята. Молодцы, не забываете мыть руки!
Вы наверно меня узнали!? Если нет, то я вам сейчас напомню.
Я великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир.
— Вспомнили, из какой я сказки? ( Дети называют сказку). Молодцы!
Знать хочу я кто у нас всех опрятнее из вас. Покажите ваши руки.
Я вижу, что все вы сегодня помыли руки.
— Ничего не понимаю. Кто здесь плачет? Ребята, вы не плачете? А откуда же
я слышу плачь? Вы слышите? (появляется грязная кукла Маша.)
Мойдодыр:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях дорожки!
Кукла:
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Мойдодыр:
Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
Кукла:
Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала,
Вот он и загорел.
Мойдодыр:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты пятки так измазала?
Кукла:
Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала,
Вот они и загорели.
Мойдодыр:
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли,
Ну-ка, дайте мыло!
Воспитатель:
— Да мы не дадим девочке остаться грязнулей, мы сейчас её отмоем. (Моет куклу в тазике с водой мочалкой и мылом).
Воспитатель:
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало.
Царапалась, как кошка:
Кукла:
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые!
Мойдодыр:
А ладошки-то отмылись.
Воспитатель:
Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слёз.
Кукла:
Ой, мой бедный носик
Мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый!
Мойдодыр:
А нос тоже отмылся.
Кукла:
Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые:
Они же загорелые!
Мойдодыр:
А пятки тоже отмылись!
Вот теперь ты белая,
Совсем не загорелая
Это была грязь.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам!
Кукла Маша:
— Ой, а что это у вас тут за волшебные вещи, у меня таких вещей нет, я даже не умею ими пользоваться. ( На столике лежит зубная паста, щётка, расчёска, мыло, зеркало).
Воспитатель: — Вот это да! Поэтому ты была такая грязная и лохматая.
Кукла: — А у меня ещё и зуб болит.
Воспитатель: — А у нас с ребятами зубы не болят.
Кукла: — У вас есть вот эта волшебная палочка.
Воспитатель: — Да это же обыкновенная зубная щётка. Мы тебе подарим Маша, зубную щётку и пасту.
Воспитатель: — Ну вот, ребята, наверное, никто не хочет из вас быть похожим на нее. А ведь тебе Маша ещё причесаться нужно.
Кукла: — Я сейчас попрошу у ребят расчёску. Ребята, дайте мне на минутку расчёску!
Воспитатель: — Расчёску никогда ни у кого не проси. Чужими расчёсками расчесываться нельзя, ведь на волосах могут быть микробы. Вот тебе новенькая расчёска. (Причесывает куклу).
Кукла: — Ну, вот и всё, можно бежать!
Воспитатель: — Нет ещё не всё! Как тебе кажется, для чего люди придумали зеркало?
Кукла: — Наверное, для того, чтобы посмотреться и проверить, всё ли у тебя в порядке!
Воспитатель: — Ну-ка, посмотрись!
— И вы ребята посмотритесь всё ли у вас в порядке?!
Кукла: — Ребята, у меня такое хорошее настроение! Спасибо вам за то, что вы научили меня пользоваться этими волшебными предметами.
Воспитатель: — Мы тебе дарим Маша, расчёску, зеркало и мыло.
— Оказывается, настроение у людей ещё зависит от того, как они начали свой день. Утро должно начинаться с зарядки. Не зря люди говорят:
Кто с утра прогонит лень,-
Будет сильным и умелым,
И весёлым целый день!
— А давайте-ка и мы ребята, немного разомнёмся и покажем, как мы делаем зарядку.
Физминутка:
В комнату вошёл мой папа.
Мама в шкаф убрала шляпу.
В конуру залез наш пёс.
Петя в дом арбуз принёс.
Шёл по берегу петух.
Подскользнулся в речку — бух!
Будет знать петух, что впредь,
Надо под ноги смотреть!
Ох, ох, что за гром?
Муха строит новый дом.
Молоток: «Стук-стук!»
Помогать идёт петух.
Мойдодыр:
— Это здорово, ребята!
— А сейчас ребята, я хочу узнать, как вы усвоили некоторые правила.
Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что такое хорошо и что такое плохо?» Вы мне будете отвечать «да» или «нет».
На столе лежит еда. Руки нужно вымыть? (Да)
Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? (Нет)
Очень полезна всем детям вода. Вы по утрам умываетесь? (Да)
Жара… На нём толстый свитер надет. Он закаленный, по-вашему? (Нет)
Постоянно нужно есть
Для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу. (Да)
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет)
Говорила маме Люба:
— Я не буду чистить зубы.
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Будет ваш, каков ответ?
Молодчина Люба? (Нет)
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет)
Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет)
Запомни, что – «нет», запомни, что – «да».
И делать, как надо старайся всегда.
Воспитатель:
— Я думаю, ребята, вам будет хорошо жить в стране «Здоровья, Чистоты и Порядка», где нет лентяев и грязнуль.
Мойдодыр: — И мы с вами будем лучшими друзьями!
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить!
— Ну, а мне пора отправляться к другим детям, чтобы их тоже научить соблюдать правила гигиены: не лениться чистить зубы, мыть руки и лицо.
И приглашу других ребят тоже в страну «Здоровья, Чистоты и Порядка»,
до свидания!
Список использованной литературы
1. Барто А.В. «Девочка чумазая» — М.: «Дрофа», 2005.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы»
— М.:ВАКО, 2011.
3. Жарова Г.Н., Надеева Н.В., Сайдакова Л.А. «Природа. Человек. Здоровье»
Занимательное природоведение. – Новосибирск: изд-во НГПИ, 2002.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья,
или Школа докторов природы» — М.:ВАКО, 2011.
5. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и
праздники.– М.: «Линка-Пресс», 2002.