ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Шатохина Елена Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»
Игра «Счастливый случай»
для учащихся 8-11 классов
Цель: проверить интеллектуальные силы учащихся, требующих синтеза знаний в разных учебных дисциплинах, пробудить у учащихся интерес к предметам, дать возможность почувствовать себя в роли участников викторины.
Задачи:
Образовательная:
1) углубить и обобщить знания учащихся по биологии, химии и физике;
2)развивать интерес и познавательную активность к предметам, воспитывать дух соревнования.
Познавательная:
определять глубину, прочность, осознанность полученных знаний, умение их
применять, сравнивать, обобщать, логически мыслить, находить в единичном
общее.
Воспитательная:
1) умение работать в команде, расширение кругозора учащихся;
2) развитие творческих способностей учащихся.
Формы работы: коллективно-групповая
Рекомендации по практическому использованию: разработка может быть
использована для проведения общешкольного внеклассного мероприятия
для старшеклассников в рамках естественнонаучной предметной недели.
Возраст детей: 8 – 11 класс.
Организация игры. Для игры нужно создать 2 команды по 6 человек
(8 – 11 классы). Если игра проводится как общешкольная, то за 2 недели
до игры команды узнают тематику вопросов. За день до игры команды нужно
собрать, чтобы выбрать капитанов, придумать название командам, обсудить
размещение игроков. Пригласить учителей химии, биологии, физики в жюри.
Игра состоит из четырех раундов:
1. Гонка за лидером.
2. Тёмная лошадка.
3. Заморочки из бочки.
4. Рифмы.
5. Ты – мне, я – тебе.
6. Дальше, дальше…..
Ход игры:
І. Вступительное слово учителя:
— Здравствуйте, уважаемые ученики и жюри. Мы приветствуем Вас на игре «Счастливый случай». В игре примут участие 2 команды из 8-11 кл., победит команда, набравшая большее количество баллов. Вас будет оценивать наше многоуважаемое жюри ….. .
ІІ. Представление команд и защита символики: за этот конкурс команда может получить максимально 3 балла. Оценивается естественно-научный смысл и оригинальность названия ( 1 балл ), соответствие девиза названию ( 1 балл ) и соответствие эмблемы названию ( 1 балл ).
1 тур «Гонка за лидером»
Участники вытягивают жетоны с номерами вопросов и отвечают на них. За каждый верный ответ 1 балл.
1.В названия каких химических элементов входят названия животных? (мышьяк – мышь, як; менделевий – лев, цирконий – кони).
2.Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента первой группы (медведь, медь).
3.Названия каких живых существ произошли от названий химических элементов? (змея медянка, ящерица медяница, серебристый кролик, серебристый карась, серебристая чайка, золотая рыбка, золотая мокрель, золотистый пингвин, золотая лягушка, золотистый фазан, свинцовый дельфин).
4.В названии, какого химического элемента прячется название дерева? (никель-ель).
5.Назовите химический элемент , название которого совпадает с названием соснового леса? (бор)
6.Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите название скошенной и высушенной травы? (ксенон – сено).
7.В название, какого важнейшего для жизни растений соединения, обусловливающего их окраску в зелёный цвет, входит название химического элемента? (хлорофилл).
8.Измените лишь букву в названии элемента четвёртой группы и получите название представителя важнейшего класса органических соединений, широко распространённых в природе и являющихся главным источником энергии в организмах? (углерод-углевод).
9.Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (серебро-ребро).
10.Заменив последнюю букву в названии химического элемента четвёртого периода на другую, получите название органов человека и животных, вырабатывающих специфические вещества, участвующие в различных биохимических процессах. (железо – железы).
11.Недостаток, какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (фтора)
12.В какой области медицины, применяется тантал? (в костных и пластических операциях, для скрепления обломков костей, закрывания отверстия в костях черепа и т.д. Он не раздражает живые ткани. Хирургия.)
13.Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? (йодом).
14.Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро).
15.Заменив первую букву в названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями. (золото – болото).
2 тур «Тёмная лошадка».
Ребята сначала отгадывают кто будет вести этот тур, а затем этот человек задаёт вопросы. За верный ответ 1 балл.
1.Зачем паукам паутина? (для строительства убежищ, жилищ из паутины, сооружают коконы в которые откладывают яйца, используется при размножении, при ловле добычи, для передвижения, молодые паучки расселяются с помощью неё).
2.Чем объясняется сходство «лица» совы, кошки и обезьяны с лицом человека? (у всех перечисленных животных и у человека оба глаза широко расставлены и смотрят вперёд ( у многих других животных глаза находятся по бокам головы). Такое положение глаз обеспечивает бинокулярность зрения, позволяет оценивать размеры предметов и расстояние до них).
3.Какие химические вещества употребляют при приготовлении пищи? (природные продукты питания: мясо, масло, фрукты, хлеб – это различные комбинации природных белков, жиров, углеводов, витаминов, т.е химических веществ. Искусственные вещества, например, для приготовления фруктовых напитков используют сложные эфиры – эссенции, имитирующие запах фруктовых соков. Для приготовления супов и других блюд – хлористый натрий. Для консервирования – сернистый ангидрид, бензойную кислоту. Химические добавки улучшают вкус пищевых продуктов, сохраняют их от окисления, придают окраску, создают устойчивую эмульсию. Проблемой получения искусственной и синтетической пищи занимался А.Н. Несмеянов).
4.Сколько «лет» поваренной соли?
(Мы не знаем, когда и как поваренная соль стала известна людям. Должно быть. Употреблению её человеком ровно столько лет, сколько и самому человеку, поскольку ни одно живое существо не может обходиться без соли. Археологические раскопки свидетельствуют, что в Прикарпатье добывали соль несколько десятков тысячелетий назад, на Кавказе – четыре-пять тысяч лет назад).
3 тур «Заморочки из бочки» .
Право ответить первыми отдаётся команде, которая первая поднимет жетон, максимальное время на на обсуждение 1 минута. За каждый верный ответ – 1 балл.
1.Русский врач Н.И. Лунин в 1881 г. высказал догадку, что жизнь животных возможна только тогда, когда в пище, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, есть ещё особые вещества, которые впоследствии были названы витаминами. Что такое витамины и какова их роль в организме? (Витаминами называются особые вещества, незначительные дозы которых наряду с жирами, белками, углеводами и минеральными веществами необходимы для нормального питания живого организма. Функ в 1912 году назвал их «витаминами» (от латинского vitamin – амин жизни). Регулируют энергетические процессы обмена.
2.Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница? (Речь идёт о «царской водке» — смеси азотной и соляной кислот. Такое название получила потому, что растворяет «царя металлов – золото. Сильные окислительные и хлорирующие свойства её объясняются тем, что окисляет HCl, освобождая из неё хлор).
HNO₃ + 3HCl =NOCl + 2H₂O+Cl₂
NOCl = NO+ Cl; Сl+Cl₂+Au=AuCl₂
3.Это вещество так необходимо человеческому роду, что даже духовные удовольствия не могут быть лучше выражены, как словом «соль» — таково имя, данное всем проявлениям острого ума…» — так писал Плиний. Откуда произошло слово «соль» и кому обязана своим происхождением «поваренная соль». (Почти на всех индоевропейских языках слово «соль» звучит похоже. Это может означать лишь одно – «соль» — древнее слово. Вопреки распространённому мнению название «поваренная соль» обязано происхождением не кулинарам, а тем, кто соль добывал. Ведь один из самых древних способов добычи хлористого натрия – выпаривание. Раствор из природных соляных источников долгое время «варили» на огне, и такую соль вполне естественно было назвать поваренной).
4.«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». В каком году и кем были написаны эти слова? (1751г., М.В. Ломоносов «Слово о пользе химии»).
5.В фамилии какого учёного девять букв, из них четыре буквы «е»? Какие основные научные открытия и идеи он оставил потомкам? (Д.И. Менделеев (1834-1907) периодический закон, гидратную теорию растворов, идею подземной газификации, переработки нефти, уральских руд, освоения северных морей).
6. В фамилии какого учёного девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого учёного в науке? (Ломоносов М.В. (1711-1756). Является создателем химии как науки: ввёл понятие о молекуле и атомах, ввёл взвешивание, обосновал природу горения, разработал способ изготовления цветного стекла, внёс вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии, металлургии).
4 тур «Рифмы»: конкурс на знание научной терминологии. За 5 минут команды должны сочинить стихотворение, используя не менее 12 терминов из 4-х наук – биологии, экологии, химии, географии. За наличие в стихотворении каждого термина команда получает 1 балл. Команды берут карандаши и выходят из зала. В это время проводится игра со зрителями.
Вопросы для зрителей:
1.Что такое ферменты и какова их роль в организме? (ферменты – это белковые вещества-катализаторы, вырабатываемые живой клеткой и ускоряющие определённые химические процессы внутри самой клетки. Ускорение биохимических реакций).
2.Какова химическая природа нервного импульса? (основными действующими лицами являются молекулы химических веществ — ацетилхолин, который обеспечивает передачу сигнала на границе между двумя нервными клетками, и холинэстераза, которая разрушает ацетилхолин и тем самым прерывает передачу сигнала)
3.Какая из природных зон наиболее освоена человеком? (степная)
4.Где у рыб находится главный орган осязания? (кожа)
5.К какому типу относятся взаимоотношения «Тля-муравей»? (симбиоз)
6. Какие ионы определяют жёсткость воды? (ионы кальция)
7.Как называется столица Дании? (Копенгаген)
8.Что в переводе с латинского означает слово «вирус»? (яд)
9.Кто изобрёл динамит? ( Нобель)
10.Какое дерево служит символом экологического движения в России? (кедр)
11.Как называется прибор для определения жизненной ёмкости лёгких у человека? (спирометр)
12.Какая защитная реакция предохраняет организм от потери крови? (свертывание)
13.Какой материк считают самым сухим? (Австралия)
14.Что с химической точки зрения представляет собой яд змеи? (белок)
15.У каких животных 6 ног? (у насекомых)
16.Какое химическое название имеет витамин С? (аскорбиновая кислота)
17.Как называется окаменелая смола деревьев? (янтарь)
18.Какое озеро на территории России самое большое? (Байкал)
5 тур «Ты – мне, я — тебе»
1.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (лопатка. Ключица, таз, сосуд, молоточек, сумка (суставная), чашечка (коленная), дуга (рефлекторная).
2.Назовите самую длинную кость скелета человека? (бедренная, её длина составляет 27,5 % от роста человека).
3.Сколько костей входит в состав скелета человека? (218)
4.В сосуде водица, ей нельзя напиться? (Кровь).
5.В какую сеть нельзя поймать рыбу? (каппилярную).
6.Какой орган целый век в клетке? (сердце и лёгкие).
7.Какое дерево растёт в лёгких? (бронхиальное).
8.Ношу их много лет, но счёта им не знаю? (волосы).
9.Какой узел нельзя развязать? (нервный).
10.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
11.Что быстрее всего на свете? (мысль).
12.В какой раковине никто не живёт? (в ушной).
13.В маленькие дверцы весь мир входит. Что это такое? (глаза).
14.Не часы, а тикает? (сердце).
15.Между двух светил, я в середине один? (нос).
6 тур «Дальше, дальше, дальше….»
Блиц-опрос для каждой команды за определённое время, если ребята не знают ответ на вопрос, то говорят «Дальше!» и игра продолжается до тех пор пока не закончится время. За каждый верный ответ – 1 балл. Времени для раздумий нет.
Вопросы для первой команды.
1.Свойства атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ? (Аллотропия).
2.Название реакции, при которой выделяется теплота? (экзотермическая).
3.Какое топливо заправляют в самолёты? (Керосин).
4.Какой неметалл проявляет свойства радиоактивного элемента? (радон).
5.Ионы какого металла отравляют болезнетворные бактерии? (серебро)
6.Самое распространённое на Земле вещество? (вода).
7.Реакция обменного взаимодействия между веществом и водой. (гидролиз).
8.Вещества, изменяющие скорость химической реакции? (катализатор, ингибитор).
9.Разрушение металлов под воздействием окружающей среды? (коррозия).
10.Стеклянный сосуд для точного измерения объёма жидкости? (мерная пипетка).
11.Этот металл называют крылатым. (алюминий).
12.Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок? (неон).
13.Какой из металлов широко используется в электротехнике? (медь).
14.Что такое «царская водка»? (смесь концентрированных азотной и соляной кислоты).
15.Какое вещество окрашивает рубиновые звёзды из Московского Кремля? (селенид кадмия).
16.Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (углерод).
17.Элемент, название которого в переводе с греческого «несущий свет»? (фосфор).
18.Химический элемент, названный в честь великого русского химика? (менделевий).
19.Назовите самый распространённый элемент- металл земной коры? (алюминий)
Вопросы для второй команды.
1.Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли? (натрий).
2.Процесс отдачи электронов атомами или ионами? (окисление).
3.Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему? (бром)
4.Наиболее активный неметалл? (фтор).
5.Вещество, поддерживающее горение и дыхание? (кислород).
6.Вещества, в которых синий лакмус меняет окраску на красную? (кислоты).
7.Самый лёгкий газ? (водород).
8.Метод полной очистки воды? (дистилляция).
9.Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей? (фильтры).
10.Химически неделимая частица вещества? (атом).
11.Растворимые в воде основания? (щёлочи).
12.Какой русский химик был знаменитым композитором? (А.П. Бородин)
13.Какое молоко не пьют? (известковое)
14.Почему крапива жжётся? (из надломленных волосков выпрыскивается муравьиная кислота)
15.Какие химические элементы наиболее распространены в космосе? (водород, гелий)
16.В какой «капусте» много йода? (в ламинарии – морской водоросли)
17.Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? ( идёт окисление соединений железа)
18.Какой металл загорается в холодной воде? (калий).
19.Реакции, при которых поглощается теплота? (эндотермические)
Подведение итогов.
Литература:
1.Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. 2007. № 1. С.35-38.