Тема урока: «Систематизация знаний об окислительно-восстановительных реакциях
и реакциях ионного обмена»
Класс: 9
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: систематизировать и углубить теоретические знания и практические умения школьников по темам «Реакции ионного обмена», «Окислительно-восстановительные реакции».
Задачи урока:
— развитие умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы;
— закрепление умения и навыков в решении экспериментальных задач,
— формирование навыков расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях и записи реакций ионного обмена.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика
| |
I.Организационный момент. | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | На столах тетради, учебники, ручки, карандаши. |
II. Мотивационная беседа. Создание учебной ситуации. | Учитель подготавливает учащихся к активному сознательному усвоению знаний;
|
|
III.Актуализация имеющихся знаний. Целеполагание | Обращает внимание на тему урока. Предлагает ребятам назвать то, что они хотели бы узнать.
| Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ. |
IV.Систематизация знаний. | Задание 1. Разминка (блиц – опрос) (показ слайдов с вопросами) 1. Какие вещества называются электролитами? а) вещества, проводящие электрический ток; *б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток; в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку; г) вещества, реагирующие с водой;
2. Окислитель — это атом, молекула или ион, который… а) увеличивает степень окисления; *б) принимает электроны; в) окисляется; г) отдает свои электроны;
3. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида – гидроксид-ионы? а) основные соли; б) средние соли; в) кислоты; *г) щелочи;
4. Любая ОВР включает 2 процесса: а) гидролиз и диссоциацию; б) ионизацию и диссоциацию; *в) окисление и восстановление; г) выделение и поглощение энергии;
5. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно? а) HNO3 = H— + NO3+; б) HNO3 = H— + 3NO3+; в) HNO3 = H— + NO3+; *г) HNO3 = H+ + NO3—;
6. Степень окисления марганца в перманганате калия: *а) +7; б) +4; в) +6; г) +5;
7. Степень окисления кислорода в воде: а) +2; *б -2; в) +1; г) -1;
Задание 2. Прослушайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных уравнений реакций:
“Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке»? Вопрос: Какие вещества, в конечном итоге, оказались в пробирке?
Задание 3. Напишите молекулярное, полное и краткое ионные уравнения: а) между растворами хлорида хрома (III) и нитратом серебра: Вопрос: В каких случаях возможна реакция между растворами электролитов? Задание 4. Определите окислитель и восстановитель в ОВР (устно с доски):
Задание 5. Эксперимент Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3. Получите, используя выданные вам вещества три осадка: голубой Сu(ОН)2, белый ВаSО4 и бурый (коричневый) Fe(ОН)3. Запишите уравнения реакций в молекулярном виде (на доске и в тетрадях).
Задание 6. Используя метод электронного баланса, составьте уравнения следующих ОВР: NH3 + O2 = NO + H2O СuO + СО = Сu + CO2 Вопрос: для чего составляют электронный баланс к уравнению?
| Размышляют, отвечают
Работа в парах Пишут уравнения реакции поэтапно по мере прочтения задания учителем. Сравнивают полученные результаты.
Самостоятельная работа в тетради
Отвечают на вопрос
Определяют степени окисления веществ и называют окислитель и восстановитель
Повторяют ТБ
Работа в 3-х группах Проводят опыт и пишут уравнения реакций в молекулярном виде (на доске и в тетрадях).
Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимоконтроль.
Отвечают на вопросы учителя. Корректируют свои записи. |
VI. Рефлексия. Подведение итога урока | Беседа с классом (вернуться к целеполаганию). -Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? | Рассуждают. Говорят своё мнение о разных видах химических реакций, делают вывод
|
VII. Домашнее задание. | Проработать записи в тетради и выполнить задания (по уровням) | Репродуктивный уровень: Творческий уровень: Подготовка к контрольной работе |
Литература:
Минченков Е.Е., Журин А.А.. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Е.Е.Минченкова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010
Солдатова Т.М. Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции». — Волгоград: Учитель, 2007
.