Урок по ОБЖ на тему: «ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ».
Класс: 10
Учитель: Куличкова Ольга Владимировна
Тип урока: Изучение нового материала
Форма: традиционный урок с элементами практической работы и использованием ИКТ
Цель: дать понятие о режиме жизнедеятельности; познакомить с влиянием режима на здоровье человека.
Задачи:
1. Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
2. Воспитательная – воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью, жизни и жизни окружающих.
3. Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, памяти, внимания, познавательного интереса, умения систематизировать свои знания в этой области.
4. Здоровьесберегающая — предупреждать утомляемость через смену видов деятельности.
Учебно-наглядный комплекс: персональный компьютер, мультимедийный видеопроектор, презентации, произведения «Фантазия ре-минор» Моцарта, Рушель Блаво, музыкотерапия.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда презентации | |
I этап: организационный (1I) | Организация начала урока. Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки
|
| —— |
II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (21 ) | Тема сегодняшнего урока “ ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ” Цель урока (проговаривается учащимся): На сегодняшнем уроке мы дадим понятие режим жизнедеятельности; познакомимся с влиянием режима на здоровье человека.
На доске вы видите слова (питание, труд, сон, отдых), что их объединяет?
Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово режим? | Запись в тетради даты и темы урока.
Эти понятия относятся к режиму дня человека.
Распорядок, ежедневно и т.д | Слайд № 1
Слайд № 2
|
III этап: Изучение нового материала (30)
| 1.Рассказ учителя. Режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд. У работающего человека существует определенный ритм его жизни, который является основой не только трудовой деятельности, но и один из основных законов жизни. Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. 2. Сообщение ученика «Рациональное соотношение режима труда и отдыха» 3. Учитель Часто усталость приходит не столько от нагрузки, сколько от неумения организовать свой труд и отдых. По многим причинам в сегодняшнем мире человек очень часто подвергается стрессам, впадает в депрессию и не всегда может совладать со своими эмоциями. Человек должен знать несколько упражнений по управлению эмоциями. Какие вы знаете способы расслабления? 4. Практическая часть 1) Антистрессовые упражнения. В наше неспокойное время надо научиться расслабляться, глубоко дышать, продумывать пути выхода из стресса, проигрывать в воображении весь «сценарий», наметить пути выхода из сложной ситуации. ♦ Сожмите кисти рук в кулаки как можно крепче. Подержите так, а затем расслабьте. Повторите. Раздвиньте пальцы как можно шире. Подержите так и расслабьте. Повторите. Сосредоточьтесь на ощущениях тепла или покалываниях в кистях и предплечьях. ♦ Сядьте, расслабьтесь и медленно считайте про себя от 10 до 0. Представьте, что вы медленно опускаетесь в глубокую шахту. Закройте глаза, сомкнув веки, внимание — на лежащих на коленях руках, кончиками пальцев «почувствуйте» воздух. А теперь представьте себе яркие поверхности: черный бархат, алый закат солнца, зеленый луг, голубое небо… Соблюдайте указанную последовательность. Упражнения — ежедневные, по 10 минут. Эти упражнения помогут научить свой организм приспосабливаться (адаптироваться) к возникающим трудностям, какие бы они ни были. Наше упражнение сопровождалось музыкой, что помогало нам получить дополнительно положительные эмоции. |
Записывают определение в тетрадь
Ответы уч-ся |
Слайд № 3
Включается музыка №1
|
2) Положительные эмоции. Музыкотерапия. Положительное влияние музыки на здоровье человека известно давно. Музыка успокаивает взрослых и детей, является ключиком к пробуждению приятных воспоминаний, притупляет боль, нормализует работу сердца. Об этом говорят результаты множества медицинских исследований. «Музыка лечит душу и тело» — такую надпись можно увидеть на некоторых итальянских инструментах эпохи ренессанса. Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. В российских широтах, чтобы усилить действие снадобий, знахари напевали свои заклинания и заговоры, а шаманы сопровождали их звуками барабана и бубна. В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов! Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. Самая необыкновенная музыка, по мнению некоторых специалистов, – у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объясненный, так и назвали – “эффект Моцарта”. Интересное исследование провели недавно в Германии: после десятиминутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого “коэффициента интеллектуальности” (IQ) у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому его произведения не нравятся. Хорошая музыка уникальна по своему воздействию на интеллект, эмоции, на функции практически всех органов и систем человека. О музыкотерапии расскажет Уляшкина Таня Музыка заметно сглаживает депрессию, а порой и полностью излечивает ее. Слушать музыку лучше в одиночестве, расслабившись, в полусонном состоянии. Положительные эмоции. Мы почему-то забываем, что в нашем мозгу заложены возможности радовать себя, не ожидая чуда появления этого чувства со стороны. Способ чрезвычайно прост, его основа — улыбка. Как только проснулись — улыбнитесь. Подумайте о чем-нибудь приятном в наступающем дне и снова улыбнитесь. Улыбайтесь и по вечерам перед отходом ко сну. Из всех телесных движений смех — самое здоровое: он активизирует и бодрит весь организм. Для снятия напряжения: сядьте поудобнее, спину держите прямо. Мышцы, в том числе мышцы лица, расслабьте, дыхание — ровное. Глубокий вдох, одновременно зажмурьтесь на 2-3 секунды с напряжением мышц лица. Расслабьтесь, сделайте медленный выдох, постепенно открывая глаза. Во время медленного выдоха улыбнитесь несколько раз.
|
Записывают определение в тетрадь |
Слайд №4
Слайд №5
Включается музыка №2
Презентация уч-ка
Слайд №6 музыка Слайд №7-15
| |
3) Влияние цветового спектра. По Библии, первым человеком, увидевшим радугу, был Ной. Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента. Есть и другая сторона вопроса — активное воздействие цвета на жизнь людей. По мнению многих ученых, степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже на остроту слуха. Черный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то легким, воздушным; комната, освещенная лампой под красным абажуром, кажется более теплой, а смените его на синий, и люди будут ежиться, словно вдруг повеяло прохладой. оператор точнее считывает показания приборов, когда пульт окрашен краской теплого тона; люди, работающие в зеленых помещениях чувствуют холод и становятся жертвами психоматических простуд, от которых избавляются, когда их стулья покрывают оранжевыми чехлами или на окна вешают оранжевые занавески; мольба о милосердии, отправленная в светлом зеленовато—голубом конверте вызовет гуманный отклик скорее, чем посланная в белом конверте; телефонный звонок в белой будке покажется громче, чем тот же звонок в фиолетовой; апельсин, съеденный в темноте, будет казаться менее ароматным, чем тот, чей цвет зрим. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести. Выступление Гордеевой Насти Психологи считают, что в комнатах, предназначенных для отдыха или работы, — кабинетах, спальнях, детских — неуместны большие плоскости открытых и насыщенных цветов, поскольку они будоражат, а зачастую действуют на человека угнетающе — это кратчайший путь к нервному расстройству. | Слушают учителя | Слайд №16 №17 №18
№19
Презентация ученика | |
Чтобы преодолеть отрицательное эмоциональное состояние, надо отвлечься от него и сосредоточиться на объекте, вызывающем положительную эмоцию, например на красивом цветке, или любимой мелодии, или просто на подсчете собственного пульса.
|
| Слайд №20 | |
IV этап: Первичное закрепление знаний (5I) | Вопросы задают учащиеся друг другу, учитель корректирует?
| Выполняют задание. Самопроверка |
|
V этап: Итог урока(1I) | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. | Задают вопросы по теме учителю. |
|
VI этап: Информация о домашнем задании(1I) | Выучить записи в тетради.п. 4.1 полностью
| Записывают в дневник и тетрадь. |
|