Изобразительное искусство.
№
п/п
Наименование раздела программы.
Тема
урока
Кол-во
ча-сов
Тип
урока
Элементы содержания.
Требования к уровню
подготовленности
учащихся.
Вид
конт-роля
Дополнительные ресурсы
дата
по
плану
по фа-кту
1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художествен-ную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
17 часов.
Развитие представления о природном пространстве
«Пейзажи нашей Родины».
1
Комби-нированный.
Графические зарисовки, пленэрные работы.
Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени.
Работа на плоскости
Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».
Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение.
Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.
Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Картин-ная галерея.
2
Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.
1
Комби-нированный.
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений? Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Величие природы в большом и малом.
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Выставка былин,мифов.
3
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы.
Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления.
1
Комби-нированный.
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления.
Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Картин-ная галерея.
4
Рисование по памяти или наблюдению.
Создание образа своего дома и пейзажа вокруг него.
1
Комби-нированный.
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы на темы по выбору: развитие п многофигурных композиций редставлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передавать цветом настроение в работе
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Картин-ная галерея.
5
Художествен-ный образ в произведениях разных видов искусства.
Народная архитектура в природной среде.
1
Комби-нированный.
Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках? (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)
Познавательные УУД Уметь последовательно наклеивать элементы композиции.
Коммуникативные УУД: ; формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Картин-ная галерея.
6
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве
«Цветущий луг», «Перед грозой».
1
Комби-нированный.
Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.
Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
Создавать свои «Путевые зарисовки».
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реалиации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Пейзаж-ные и сюжетные компози-ции.
7
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа.
Пейзаж
«Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)».
1
Комби-нированный.
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины .
Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Владеть графическими компьютерными программами
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Пейзаж-ные и сюжетные компози-ции
8
Знакомство с пропорциями тела человека.
Композиция
«В избе», «Ремесло крестьян».
1
Комби-нированный.
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках.
Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.
Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников
Познавательные УУД знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
РегулятивныеУУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
9
Рисование с натуры одного предмета -домашняя утварь
1
Комби-нированный.
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей(домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы
Познавательные УУД знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
РегулятивныеУУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Текущий
Мультимедийная презен-тация.
10
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов.
Композиция «Весна-красна», «Масленица».
1
Комби-нированный.
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки».
Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Сюжетные компози-ции
11
Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой,
изучение жизни и занятий.
«Чайная церемония в Китае».
1
Комби-нированный.
Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
12
Знакомство с народными праздниками..
Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции : «Праздник в ауле», «Праздник дракона».
1
Комби-нированный.
Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам . Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности
Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета
Познавательные УУД Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Пейзаж-ные и сюжетные компози-ции.
13
Пропорции человека и их отображение в объёме.
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме.
1
Комби-нированный.
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными).
Лепка в глине или пластилине.
Связь костюма и головного убора с региональными традициями
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест
Познавательные УУД знакомство с техникой передачи в объеме формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
РегулятивныеУУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Теку-щий
Набор кукол в национа-льных костюмах.
14
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве.
1
Комби-нированный.
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.).
Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея.
Примерная тема композиции: «Аул в горах»
Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
15
Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры
«Деревенская улица».
1
Комби-нированный.
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица» (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
Декоративно-прикладная деятельность
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Пейзаж-ные и сюжетные компози-ции
16
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве.
Создание своего орнамента.
1
Комби-нированный.
Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования.
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений.
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
17
Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения.
1
Комби-нированный.
Создание проекта интерьера (закрытого пространства).
Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе.
Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.
Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики .(длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте.
Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.
Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
Ремёсла и виды народного творчества.
18
Развитие фантазии и воображения.
11 часов.
Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка».
1
Комби-нированный.
Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов.
Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» Самостоятельно вычленять творческую задачу.
Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
Работа на плоскости
Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
Использовать для этого поисковые системы Интернета
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
песни разных народов и произведения композиторов.
19
Творческие работы по воображению и представлению. «Рисуем песню».
1
Комби-нированный.
Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов.
Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо» представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения.
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения
Познавательные УУД знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
РегулятивныеУУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
20
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
1
Комби-нированный.
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др.
Аппликация, коллаж , через воспроизведение конкретной среды.
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация
21
Формирование представления о композиции без конкретного изображения «Барыня».
1
Комби-нированный.
Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения.
Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца.
Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня» (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация
22
«Путешествия на машине времени» перемещение в другие миры,эпохи.
Лепка по подсказке, раск-раска поделок.
1
Комби-нированный.
Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос.
Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды.
Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате) («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия).
Работа в объёме и пространстве
Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация.
23
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек.
«Волшебное растение».
1
Комби-нированный.
Творческое исследование.
Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение» . Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке
. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.
Определять цветовой и средовой характер композиции
Познавательные УУД знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация
24
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.
Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана.
1
Комби-нированный.
Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров.
Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
Декоративно-прикладная деятельность
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов
Познавательные УУД Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация
25
Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей.
1
Комби-нированный.
Древо, символизирующее мироздание
. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
Познавательные УУД Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Эскизы орнаме-нтов.
26
Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства.
Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
1
Комби-нированный.
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства.
Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна» Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла
Познавательные УУД Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Мультимедийная презен-тация «Народ-ные промы-слы».
27
Подготовка художествен-ного события на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет».
1
Комби-нированный.
Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона» на темы сказок или на такие как : «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка».
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
Глобус.
«Космическая
музыка».
28
Народные промыслы в области художественной росписи.
1
Комби-нированный.
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях .
Отображение в декоре элементов окружающей природы.
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
Познавательные УУД Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Презентация
«Народ-ные промыслы в области художе-ственной росписи»
29
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
6 часов.
Композиция и сюжет в изобразительном и ДПИ,
живопись,графика,роспись.
1
Комби-нированный.
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства.
Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Презентация
30
Народные художественные промыслы: дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская игрушки .
1
Комби-нированный.
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6 человек.
Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения); роспись (жостовская, городецкая, хохломская).
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми
Познавательные УУД Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные УУД: : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия;
Теку-щий
Презентация
Наборы иллюстраций дымков-ская, филимо-новская, богогод-ская, семёно-вская игрушки .
31
Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
1
Комби-нированный.
Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности».
Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы».
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Теку-щий
32
Легенды и мифы в изобразите-льном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры.
1
Комби-нированный.
Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета — вода, круг — солнце, ромб (квадрат) с точками — пахотная земля и зерно.
Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента.
Сакральное искусство разных народов.
Нравственный смысл народного искусства.
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Презентация
«Легенды и мифы в изобразительном искусстве»
33
Анималистиче-ский жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях .
1
Комби-нированный.
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)
Познавательные УУД Знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: планировать свои действия;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Теку-щий
Картины животных.
34
Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства.
1
Комби-нированный.
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа? : (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство )(В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.
Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)
Познавательные УУД Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Теку-щий
Презента-ция .
Итого:34 часа.