Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муниципальное Общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа № 90»
р.п.Чунский
Технологическая карта урок информатики в 5 классе по теме:
«Редактирование текста. Работа с фрагментом»
Тип урока: урок «открытия» нового знания;
Урок подготовила: учитель информатики Прожерина Анжелика Григорьевна
2014 год
Технологическая карта урок информатики в 5 классе
Цель темы
Познакомить с процессом редактирования текста, работы с фрагментом
Способствовать формированию приёмов
Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы критического мышления, анализа и синтеза
Развивать ИКТ-компетентность
Редактирование текста. Работа с фрагментом | ||
Тип урока | открытие новых знаний; | |
Цель | Научить школьников представление учащихся о редактировании текста на основе работы с фрагментами текста. Сформировать навыки работы в текстовом редакторе | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Основные понятия | Текстовый редактор, редактирование, фрагмент
| |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи | |
Ресурсы: — основные -дополнительные |
Л.Л Босова Информатика 5 класс Мультимедийное сопровождение урока информатики «Редактирование текста. Работа с фрагментом». Карточки «Рефлексия урока» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
|
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия | |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
— Ребята французская пословица гласит «Хорошо информированный человек стоит двух». Вот и сегодня постараемся сделать новые интересные открытия и стать информированными людьми.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
На I стадии (Вызов) – приём «Мозговой штурм»: На слайде текст .
Вопросы учащимся: Что видите перед собой? (текст) А как в информатике называется текст? (документ)
Что называют документом? ( Любой текст созданный в текстовом редакторе с нетекстовым материалами)
Как в обычной жизни мы называем текстовые документы (например на русском, истории)?
Без чего нельзя создать текстовый документ? (Текстовый редактор, клавиатура. Для создания и оформления рассказов и докладов, содержащих надписи, таблицы, фото, используют более мощные текстовые редакторы, которые называются текстовый процессор. ).
Задание № 1 в группах Кластер «Этапы подготовки текста
Индивидуальное задание «Заполнить карточку» Правилами ввода текста
Заполнение таблицы «Верю (+) – не верю (-)»
“+” верю,“-” не верю | |
1. Верите ли вы, что минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д — символ.? |
|
2. Верите ли вы, что произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом его конца. Бывают пустые – это строка? |
|
3. Верите ли вы, что произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа — строка? |
|
4. . Верите ли вы, что некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое – это фрагмент. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст. |
|
5. Верите ли вы, что решение информационной задачи это гипертекст? |
|
6 Верите ли вы, что обработка информации бывает трех видов? |
|
|
|
Задание в группах на карточках. (на слайде презентации Приложение 1): Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?
Программа|
(Ответ: гамма)
|
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
На слайде тот же текст, но деформированный.
Вопросы: Что непонятно в тексте? Что сделать? Как восстановить текст?
Как думаете, какая тема урока?
Чему мы научились на прошлом уроке? (Создавать мини-книжку, вводить текст).
Ребята, в наши компьютеры попал вирус и перепутал все слова , строки, абзацы в ваших книжках. Сможем мы восстановить текст?(нет, не учили)
Как думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
На II стадии (Осмысление) использую прием «Чтение с остановками»: учащиеся читают текст на стр. 59. Делают пометки на полях +, ?, -. Отвечают на вопросы:
Как редактировать текст? (просмотреть его, исправить ошибки в правописании, внести изменения)
Как перемещаться по экрану, если текст большой? (курсорные стрелки, специальные клавиши)
Задание № 5 в парах «Ромашка»: на лепестках название клавиш, каждая пара отрывает лепесток по цвету и называет функцию клавиши.
Home – в начало строки
End – в конец строки
Ctrl + → – на слово вправо
Ctrl + ← – на слово влево
Page Up – на экранную страницу вверх
Page Down – на экранную страницу вниз
Ctrl + Page Up – на страницу вверх
Ctrl + Page Down – на страницу вниз
Ctrl + Home – в начало текста
Ctrl + End – в конец текста
Учащиеся:
1. Помечают в бортовом журнале основные понятия, функции клавиш.
2. Читают текст стр.60, делают пометки на полях, 3.Отвечают на вопросы
Что, позволяет вывести на экран части текста находящиеся за его пределами? (режим прокрутки)
При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и …?
Предварительно фрагмент должен быть…?
Выделенный фрагмент можно….?
Задание № 5 В группах составьте Кластер к слову «Выделить»
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Упражнение № 1
Учитель: Прочитайте текст стихотворения. В чём особенность данного текста с точки зрения русского языка (в нём повторяется слово «косой»).
Как называются такие слова? (омонимы).
Какие из рассмотренных нами операций здесь можно использовать?
По какому алгоритму вы бы работали, набирая данный текст на компьютере.
Смотрит зайка косой
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
Учащийся (предполагаемый ответ):
Алгоритм действий:
Выделить слово КОСОЙ.
Меню Правка – Копировать.
Установить курсор в нужное место текста.
Меню Правка – Вставить.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
Работа на компьютерах (практическая работа)
Задание № 1: Редактирование текста в книжке – малышке.
После практической работы, меняются местами, проверяют партнера, оценивают в бортовом журнале практическую работу товарищ
Физкультминутка (для глаз)
Организует деятельность по применению новых знаний |
Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Задание № 7. Наберите по образцу следующий текст, применяя операцию «копирование» для повторяющихся строк текста:
Шли семеро стариков,
Говорили про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
Организует выполнение творческого задания |
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Практическая работа
Задание: Копируя или удаляя имеющиеся фрагменты теста, добавляя свои, сочините сказку или приключенческую историю, используя в качестве героев произведения понятия информатики (можно использовать свои).
Герои произведения: волшебный город Компьютрон, мышка Программышка, Курсор друг мышки, Дядюшка Компьютер, Информация.
Фрагменты текста: Это случилось в волшебном городе – …. Жила была … и её друг … Отправились они однажды в гости к … Первое испытание – это волшебный мост через реку …; А на мосту замок. Замок не простой, а с двоичным кодом ; код замка зашифрован словом …
Герои произведения: царство Компьютерлендия, Дядюшка Компьютер, Вирус, Virus 1,2,3, Оперативная память, Жёсткий Диск, Данные, процессор, вирус Chameleon,Web-царевич
Фрагмент текста: В компьютерном царстве…, в электронном государстве жил был старый-престарый царь по прозванию … Злой колдун … заразил ужасной болезнью многих жителей королевства … Под угрозой был Главный мозг королевства – …. Чтобы помочь ее жителям избавиться от коварного и злого Вируса… И вот, наконец … победил коварного Вируса.
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Подведем итог урока. Чему научились, что узнали нового?
Какой этап следующий после ввода текста на компьютере?
При редактировании текста можно…? (просмотреть, исправить ошибки, изменить)
Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.
Составление кластера «Редактирование текста»:
С помощью чего можно перемещать курсор по экрану?
Для перемещения по всему документу предназначены?
Что, позволяет вывести на экран части текста находящиеся за его пределами?
При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и …?
Предварительно фрагмент должен быть…? Выделенный фрагмент можно….
Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор…
1. На уроке я понял…
2. Я узнал, что …
3. Для меня было неожиданным …
4. Оказывается, что …
5. Теперь я…
Теперь поставьте сами себе отметку за урок.
Все понял и могу рассказать……10 баллов;.
Все понял. Но рассказать не могу…..8 баллов;
Понял не все….6 баллов,
Ничего не понял, но старался…….4 баллла
Упражнение «Шкала достижений» — Ребята, перед вами две шкалы. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Интересный урок Моё участие
Обсуждение результатов рефлексии
— Спасибо за работу на уроке!
Литература:
технология развития критического мышления на примере урока информатики
Ибрагимова Т. Н. (tat—ibragimova@yandex.ru)
Шевчук Е.С. «Требования к современному уроку». ФГОС
Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. https://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
13