Урок по окружающему миру
Тема урока: Водоёмы. 2 класс., программа «Школа России»
Доценко Елена Тимофеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»
Вид: Урок изучения нового материала.
Цель урока:
познакомить учащихся с видами водоёмов;
научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
сравнить реку и озеро;
познакомить учащихся с профессиями, связанными с водоёмами.
Задачи урока:
1)выявить признаки естественного и искусственного водоёмов, реки и озера;
2) учить отличать реку от ручья;
3)способствовать развитию навыков работы с картами;
4) воспитывать любовь к родному краю через расширение знаний о нём;
5)расширить знания о профессиях людей.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, экран, карта России, карта Курганской области, глобус
Приложения:
Электронная презентация «Водоёмы нашего края»
Электронная презентация «Водоёмы»
Ход урока
1.Организационный этап.
2.. Введение в тему.
Беру в руки глобус. Мы привыкли называть планету, на которой живём, Землёй, земным шаром, что и не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься-то, право, стоит! Какой же это земной шар, если земли-то на его поверхности не более 30%, а всё остальное — вода. Его правильней было бы назвать водяным, а не земным!
3.Изучение нового материала.
а) Отгадайте загадки:
Не проедешь, не пройдёшь —
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)
Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна — и горька, и солона. (Море)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды — в нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (Пруд)
К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я её сын родной, а родился — весной. (Ручей)
Вывешиваю на доску карточки с отгадками.
— Река, море, пруд, ручей, озеро, болото — что это такое? Назовите одним словом. (Водоёмы) — Какие ещё бывают водоёмы? (добавляю карточки со словами: океан, канал, водохранилище)
— На какие две группы можно разделить перечисленные водоёмы? (Те, которые созданы природой, без участия человека, и те, которые создал человек.) То есть естественные и искусственные водоёмы. (слайд)
б)Послушайте небольшое стихотворение.
Ученик читает:
Эй, ручей-ручеёк, далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку, в речку-быстротечку.
Вместе с речкою к реке мы помчимся налегке
И с рекою вскоре добежим до моря…
— Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему?
в)Беседа с использованием карты России.
— Рассмотрите карту России. Что обозначено на ней оттенками синего цвета?
Назовите природные водоёмы, то есть естественные. (Озеро, река, море)
Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение? Знаете ли вы, как образуется река? Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Это начало реки называется истоком. (слайд) Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Подумайте, почему начало реки называется истоком?
То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло.
— Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают. Как называется эта часть реки? (показывают)
— Откуда они берут начало? Как называется эта часть реки? (показ.)Найдите на карте реку Обь. Найдите её исток и устье. — Из чего пополняются воды реки? Что такое приток реки?
Приток — это река, впадающая в другую реку. Догадайтесь, какие притоки называются левыми, какие правыми.
г)Работа в Рабочей тетради на стр.34, зад.2 и 3 (парная работа)
— Найдите на карте притоки Оби. Есть ли у Оби притоки на территории нашей области?
— Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать лицом по её течению, то есть в сторону устья.
Равнинные реки и горные (слайд)
— Чем озеро отличается от реки?
Озеро — это природный водоём со стоячей водой, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами. Река — это постоянный водоток.
д)Текст-загадка.
Групповая работа «Узнай водоёмы по описанию» (учебник «Окружающий мир» 2 часть, стр.82 — 3 группы). Проверка со слайда. (слайд)
е)- Какие профессии людей связаны с реками и озёрами?
(рыбак, рыбовод и ихтиолог)
— Кого называют рыбаком? (Человек, который ловит рыбу)
— А кто такой ихтиолог? Ихтиолог — это ученый, который изучает строение рыб, их развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения. Работа ихтиолога имеет как научное, так и практическое значение.
Этот специалист разрабатывает методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.
— Что вы знаете о рыбоводах?
Рассказ учителя.
— Рыбоводы выполняют разнообразные работы по созданию условий для разведения рыбы — ее размножения, выращивания, отлова. Они выращивают в массовом количестве корм для рыб — водные и растительные организмы. Рыбоводу приходится выступать и в роли врача — проводить профилактические и лечебные мероприятия. Рыбоводы работают в рыбных хозяйствах. Работа разнообразная, в основном, на открытом воздухе. Рыбоводу понадобится наблюдательность, внимание и физическая выносливость.
Где учиться? Уральская государственная сельскохозяйственная академия (УрГСХА)Уральский аграрный колледж УрГСХА Ихтиология и рыбоводство
Рассказ о водоёмах родного края (карта Курганской области)
По Курганской области протекает более четырёхсот рек. Самые большие из них — Тобол, Исеть и Миасс. В эти реки впадают многочисленные притоки — малые реки и ручьи. Все они текут по равнине и течение в них медленное. (слайд)
— Река Тобол — основная водная магистраль области, пересекающая её территорию с юга на север. Берёт начало в Казахстане, впадает в Иртыш, а Иртыш впадает в Обь (слайд)
Река степная, с малыми уклонами и сравнительно небольшими скоростями течения. Река Исеть — левый приток реки Тобол. Река Миасс — правый приток Исети с истоком в Челябинской области.
— Есть ли в нашем районе реки?
Зауралье называют краем голубых озёр. Их в области свыше трёх тысяч. Одни озёра имеют солёную воду. Мало растений и животных может обитать в воде солёных озёр. Солёные озёра имеют лечебное значение. Поэтому на них строятся санатории и курорты. С удовольствием жители области лечатся и отдыхают на курортах «Озеро Медвежье», (слайд) «Сосновая роща» и «Озеро Горькое». Другое дело — пресные озёра.
. Мы живём в местности, которую окружают озёра. 360 озёр находится в нашем Частоозерском районе. Издавна человек селился рядом с водоёмом. И наше «селение Частоозёрно» образовалось на взгорье озера Горелое. Местный писатель Пётр Емельянов в своём стихотворении писал: «Там, где гладь озёр, по старому поверью, никогда не трогало весло, выросло меж них село Частоозерье, наше зауральское село, трудовое, славное село». (слайд)
А в песне «Сибирское село Частоозерье» есть такие слова: «…Вокруг озёра, словно ожерелье, ты им обязано названием своим». Вокруг села Частоозерья расположено 7 озёр: Горелое, Мартыново, Моховичок, Родина, Поддувальное, Домнино, Чекушкино.
Вывод. Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
Итог урока.
— Назовите признаки реки. Чем озеро отличается от реки?
Оценки за урок.
Д/з. стр.82-85, читать и пересказывать, в Рабочей тетради — стр.34 № 1, стр.35 № 4.
Рефлексия урока:
На уроке я узнал…
Урок понравился…
Было трудно…
Мне понравилось…
— Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы.
Литература
Для учащихся
1.Учебник для 2 класса «Окружающий мир», 2 часть, автор А,А,Плешаков
2.Рабочая тетрадь 2 класс, 2 часть, авторА,А,Плешаков.
Для учителя
1.Архангельский В./ Путешествие капли воды. Детгиз — 1954
2.Информационные технологии на уроках в начальной школе.- Волгоград, 2007
3.Земля Частоозерская.- Курган, 2004-163с.
4.Что имеем, как храним./Природные ресурсы Зауралья/ Курган, 1993
5.Интернет — ресурсы. (viki.rdf.ru)
6.Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс Москва «Вако» 2008