Конспект урока музыки в 6 классе «Музыкальные обработки»


Конспект урока музыки в 6 классе



Каспшаков Николай Александрович

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ № 5

Каневского района Краснодарского края


Каспшакова Ирина Григорьевна

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ №11

Каневского района Краснодарского края









Тема: «Музыкальные обработки»
























Тема урока: Музыкальные обработки.

Цель: Расширить знания о музыкальных обработках.

Задачи:

обучающие – знакомство:

— с музыкой И.С.Баха;

— с понятиями музыкальные обработками, переложения, аранжировка;

— с понятием remix в современной музыке.

развивающие – развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся; развитие интереса к музыке прошлых веков через современные музыкальные обработки.

воспитательные – воспитание уважения к музыкальной культуре разного времени.

  1. Введение в тему урока.


Презентация слайд № 3

Сегодня мы, продолжая тему полугодия «В чём сила музыки», поговорим о музыкальных обработках или переложениях. Музыканты часто обработки называют аранжировками. Аранжировка в переводе с французского языка означает — устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает иное значение. В самом деле, трудно представить, что музыкальное произведение нужно приводить в порядок. Ведь композитор своё произведение сочинил таким, каким он его задумывал. Ведь своей музыкой он передаёт какой-то образ, и внесение какого-либо изменения в произведение может нарушить этот образ. Вот поэтому слово аранжировка в музыке переводится как переложение. (Терминология — https://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05 )

Последний раз мы с вами встречались с аранжировкой в 5 классе, когда слушали

«Вокализ» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано и его переложение, где человеческий голос заменяла труба. При этом «Вокализ» в переложении терял свою чистоту, теплоту и чувственность присущую человеческому голосу.

Раньше в фотоателье можно было встретить картонные картины с вырезом для лица. Вставляешь голову, щёлк… И получается лицо на фотографии твоё, а всё остальное чужое. Сейчас, конечно, ни в какое фотоателье для этого идти не нужно. Можно сидя дома за компьютером с помощью компьютерных программ сделать себе фотосессию по всем странам и достопримечательностям мира.

Вот так и в музыке. Бывает, слушаешь какую-нибудь песню или инструментальное произведение, а узнать сразу не можешь. В лицо, т.е. по мелодии музыка знакомая, но какая-то не такая, другая. Это и есть аранжировка. В наше время аранжировки сплошь и рядом встречаются в эстрадной музыке, только называются они не аранжировки, а remix. Изменили темп, ритм кое-что добавили в мелодию и всё новая песня готова.

Но аранжировки в наше время встречаются не только в таком эстрадном варианте.

Современные композиторы, в том числе и эстрадные, делают достаточно много переложений известных произведений великих композиторов прошлых веков Чайковского, Бетховена, Моцарта, Вивальди и многих других.

2. Слушание музыки.

Сегодня мы с вами обратимся к музыке великого немецкого композитора XVIIXVIII веков И.С.Баха (31.03.1685г. – 28.07.1750г.).

Презентация слайд № 4

Бах занимает одно из первых мест по количеству аранжировок, сделанных в наше время на его произведения. Объектом нашего внимания сегодня станет уже знакомое вам произведение Баха «Шутка». Давайте вспомним это произведение.

Звучит «Шутка» И.С.Баха


— Какая музыка по характеру? (свободная, лёгкая, весёлая, игривая)

— Соответствует музыка названию произведения? (да, потому что шутка такая же лёгкая, забавная, от хорошей шутки всегда весело)

С какой птицей можно сравнить эту музыку? (маленькая птичка)

Определите её положение в пространстве. (кружащаяся в воздухе)

— Что имеет главенствующую роль в произведении, мелодия или аккомпанемент?


А сейчас давайте послушаем ещё одну «Шутку» Баха.

Презентация слайд № 5

Проследите, пожалуйста появятся в музыке какие-либо изменения или нет.

Звучит «Шутка» И.С.Баха в эстрадной обработке

— Что нового приобрела музыка? (ритм)

— Что стало с этой «Шуткой»? Она осталась такой же лёгкой, изящной, как и была

(с приобретением ритма она потеряла лёгкость, свободу, игривость)

— С какой птицей можно сравнить это звучание и где теперь она находится в пространстве? (более крупная птица, не высоко кружащая, а более приземлённая)

А сейчас давайте послушаем ещё один вариант «Шутки»

Презентация слайд № 6

Звучит «Шутка» И.С.Баха в исполнении В.Зинчука

— Какой стала музыка на этот раз? Что она приобрела или потеряла? (ритм преобладает над мелодией, можно сказать даже задавливает её, музыка стала тяжёлой, отсутствует даже намёк на лёгкость, игривость…)

— С какой птицей теперь можно сравнить это звучание и где она находится в пространстве? (страус, несущийся по земле, оставляя в ней глубокие следы)

Виктор Зинчук — заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.

Хорошая обработка может улучшить, украсить произведение, дать ему новую жизнь, а плохая — может испортить, даже изуродовать до неузнаваемости прекрасную музыку.

Сами композиторы, добиваясь наибольшей красоты своего произведения, делали иногда по несколько обработок одного и того же произведения.


— В прозвучавших аранжировках «Шутка» Баха стала лучше или хуже?

— Как, по-вашему, зачем современные композиторы вновь и вновь обращаются к музыке?

великих мастеров прошлого, зачем делаются подобного рода аранжировки, переложения?

(основная цель – приблизить музыку прошлых веков к современности, донести её до современного слушателя)

— Какая из аранжировок более современная? («Шутка» в обработке В.Зинчука)

— Какой вариант «Шутки» интереснее слушать вам и почему? (ответ учащихся)

— «Шутка» Баха «прожила» несколько столетий. Сможет ли понравившаяся вам аранжировка «прожить» столько же, сколько и оригинал произведения и почему? (с появлением новых стилей и направлений будут появляться всё новые и новые аранжировки, а старые уходить в небытие)

Презентация слайд № 7

4. Проверочные задания.

Давайте вспомним:

  1. Что означает слово «аранжировка»? (переложение, изменение состава исполнителей, музыкального стиля и т.д.)

  2. Кто такой И.С. Бах? (немецкий композитор17-18 вв.)

  3. Кто такой В.Зинчук? (заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.)

  4. Для чего создаются музыкальные обработки? (приближение к современному звучанию, современному слушателю)

Молодцы. Вы были внимательны на уроке.

5. Вокально-хоровая работа. На усмотрение учителя подбирается песня, изученная ранее и исполняется в оригинале и в аранжировке. Например, песня исполняется под музыкальный инструмент, а затем под эстрадную минусовую фонограмму, что тоже будет аранжировкой.

6.Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.

Сегодня на уроке вы все замечательно работали. Узнали много нового о способах создания новой музыки. Побывали в роли экспертов-аналитиков. Все вы заслуживаете отличных оценок.

7. Домашнее задание: подобрать произведение какого-либо композитора и найти аранжировку этого произведения.

Ну, а на сегодня мне остаётся с вами попрощаться. До свидания, до следующей встречи.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

И.С.Бах — https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg

Виктор Зинчук — https://zinchuk.ru/Discography.htm

Эстрадный ансамбль — https://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRzKg3b-2Lw9FHKiSu-uAfkCu3kzZEx6axChDXzJPufGvU3kit6Q

Бах 2 — https://vseportrety.ru/bach-rz.gif

Терминология — https://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05

Шаблон презентации — https://prezentacii.com/shablony-powerpoint/250-muzykalnyy-shablon-dlya-prezentacii.html

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: