Утверждаю
Директор школы
Приказ №___ от «__»_________
Муниципальное казённое учреждение
«Чеховская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
направление: художественно — эстетическое
1-4 класс
Автор разработки:
Степанова Л.М.
Учитель начальных классов
с. Чехово
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе авторской программы Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Москва «Просвещение» 2011г.)
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Цель программы «Смотрю на мир глазами художника» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.
Задачи программы:
-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
-научить приемам исполнительского мастерства;
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств.
Программа поможет решить различные
учебные задачи:
-освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи:
-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи:
-умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Отличительные особенности: связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
Организационные принципы.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками изобразительного искусства.
Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства.
Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.
Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
Принцип занимательности.
Занимательность — является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования игрового материала, а также путем привлечения средств наглядности — картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков.
Основные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
-словесный;
-наглядный;
-практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-частично-поисковый;
-исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный;
-индивидуально-фронтальный;
-групповой;
-индивидуальный и др.
Возраст детей: 7-11лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года, 2013-2017г.
Формы проведения занятий:
Занятия проводятся в классе, библиотеке, лесу, территории школы, во второй половине дня. Занятия проводятся из расчёта 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы) (по одному часу в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.
В процессе занятий используются различные формы:
-проекты, исследовательская деятельность, беседы, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции,
олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя юного художника, лекции, практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов (пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок), самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
По ходу занятий учащиеся знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, артистов, композиторов.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки, спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремесел, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов нашего учебного заведения.
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах
конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со
сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно — полезной деятельности
Тематический план
ТЕМЫ | 1 год | 2 год
| 3 год | 4 год | УУД | |
1 |
Живопись |
10 |
11 |
11 |
12 |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -Формирование духовно-нравственных ориентиров -воспитание эстетических качеств личности -развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности -получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами -освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД -уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия. -оценивать результаты своей и чужой работы -эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических искусств -последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД -чётко разделять известные и новые учебные правила -уметь видеть и определять роль колорита -эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства -сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы -понимать роль и значение декоративных украшений -на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи -уметь перерабатывать реальные образы в фантастические КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД -уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог; -проявлять выразительность в чтении литературного произведения; -стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом; -добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно- творческих задач коллективного типа; -стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ. Предметные результаты: -сформированность первоначальных представлений о роли художественного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; -ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; -ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; -первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; -получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также декоративного искусства и дизайна.
|
2 |
Графика |
8 |
1 0 |
10 |
11 | |
3 |
Скульптура |
4 |
3 |
4 |
4 | |
4 |
Аппликация |
4 |
4 |
4 |
4 | |
5 |
Бумажная пластика |
3 |
3 |
2 |
1 | |
6 |
Работа с природным материалом |
3 |
2 |
2 |
1 | |
7 |
Выставка детских работ |
1 |
1 |
1 |
1 | |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование учебного оборудования | |
1 | Книгопечатная продукция |
| Учебно-методические комплекты (УМК)
|
2 | Наглядные пособия |
| Плакаты по темам: «Домашние животные и их детеныши» «Времена года» «Декоративные птицы» «Дикие и домашние животные»
|
3 | Игры и игрушки |
| Викторины, игрушки-животные |
4 | Учебное оборудование |
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ученый стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул |
5 | Материалы и оборудование для обучающегося |
| альбом; краски, кисти, карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей , цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал |
6 | Технические средства |
| Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор |
Используемая литература
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет- ресурсы
Рекомендуемая литература
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 — № 3;
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.
Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;
Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. — М., 1991.
Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. — №3;
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева — М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева — М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
Народное творчество: журнал – 1995;
Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п | №ур. по теме | Тема занятия | Примерное содержание занятий | |
|
|
| Живопись (10ч.) |
|
| 1 | 1 | Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас» | Экскурсия |
| 2 | 2 | Выполнение набросков с натуры бабочки | Выполнение набросков с натуры |
| 3 | 3 | Рисование листьев деревьев, экскурсия | Экскурсия, наблюдение за листьями деревьев, листопадом |
| 4 | 4 | Рисование листьев деревьев (клён) | Рисование листка клёна |
| 5 | 5 | Рисование дерева | Рисование дерева |
| 6 | 6 | Рисование цветов (живописное пятно) | Рисование цветов путём получения живописного пятна |
| 7 | 7 | Рисование цветов (сиреневый цвет) | Получение сиреневого цвета разного оттенка |
| 8 | 8 | Рисование птиц | Рисование птицы по памяти |
| 9 | 9 | Рисование птиц (грач) | Рисование грача |
| 10 | 10 | Сюжетная работа | Иллюстрирование сказки «Колобок» |
|
|
| Графика (8ч) |
|
| 11 | 1 | Введение. Типы линий.(кривые, прямые) | Типы линий.(кривые, прямые) |
| 12 | 2 | Введение. Типы линий. (окружность и пружина) | Рисование плоской линии- окружность и пружины |
| 13 | 3 | Работа цветными карандашами (Полевой букет) | Рисуем полевой букет |
| 14 | 4 | Работа цветными карандашами (линейный рисунок букета) | Линейный рисунок букета |
| 15 | 5 | Рисование элемента филимоновской росписи-полоски, фломастерами | Элементы росписи-полоски, фломастерами |
| 16 | 6 | Рисование элемента филимоновской росписи«ёлочки» фломастерами | Рисование фломастерами росписи «ёлочка» |
| 17 | 7 | Вид графики. Гравюра. Рисование зимы белой краской | Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Рисование зимы на тёмном фоне |
| 18 | 8 | Рисование зимы чёрной краской на белом фоне | Рисование зимы на светлом фоне чёрной краской |
|
|
| Скульптура (4ч) |
|
| 19 | 1 | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | Лепка фигуры человека |
| 20 | 2 | Лепка с натуры | Лепка-аппликация Грибы в лесу. |
| 21 | 3 | Лепка по памяти | Лепка фруктов |
| 22 | 4 | Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка(закрепление изученного) | Сюжетная лепка Моя любимая сказка |
|
|
| Аппликация (4ч) |
|
| 23 | 1 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций | Технология выполнения обрывной аппликации «Ёжик» |
| 24 | 2 | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | Творческая работа на тему «Корзинка» |
| 25 | 3 | Симметричная аппликация. | Творческая работа на тему «Хоровод» |
| 26 | 4 | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | Аппликация «Подснежник в лесу» |
|
|
| Бумажная пластика(3ч) |
|
| 27 | 1 | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги | Голубь (оригами) |
| 28 | 2 | Выполнение творческих работ по образцу Сюжетная работа | Выполнение творческих работ на тему «Животные» ( лиса, заяц) |
| 29 | 3 | Выполнение творческих работ по рисунку и схеме | Тюльпан (оригами) |
|
|
| Работа с природными материалами (3ч) |
|
| 30 | 1 | Введение. Методы работы с природными материалами. | Аппликация из листьев. Цветы и деревья. |
| 31 | 2 | Аппликации из листьев. Животные | Аппликация из листьев, животные |
| 32 | 3 | Создание композиции из листьев, цветов | Работа в паре, композиция из листьев и цветов |
|
|
| Организация и обсуждение детских работ (1 ч) |
|
| 33 | 1 | Подведение итогов «Праздник творчества» | Подготовка выставки работ |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Дата
№п/п
№зан.
Тема занятий
Примерное содержание занятий
Живопись ( 11 ч)
1
1
Чем и как рисует художник?
Выполнение зарисовки стрекозы цветными
карандашами.
2
2
Выполнение Цветовой спектр.
Цветочная поляна
Изображение
радуги с цветами.
Гуашь.
3
3
Красота осенних листьев. Тёплые цвета
Познакомить учащихся с цветами лета, света и тепла.
Просмотр картины И.
Левитана «Золотая осень»
4
4
Красота осенних листьев.
Гуашь. Осенние листья.
5
5
Аквариум. Холодные цвета. Фабрика пятен
Акварель. Изображение рыб в аквариуме.
6
6
Дом для моей семьи.
Зарисовка дома в окружении
природы.
Цветные карандаш
7
7
Дом для моей семьи. Рисунок в цвете.
Характеризовать
архитектурные особенности
здания в котором ты живешь
8
8
Деревья в нашем парке
Экскурсия в природу. Наблюдение. Фото.
9
9
Узоры и украшения в
природе. Листики
Составление орнамента из листьев
10
10
Наряд для матрёшки
Семеновская матрешка.
Знакомство с русским творчеством .
Семеновская матрешка.
11
11
Наряд для матрёшки. Узор.
Изображение матрёшки с узором цветов. Гуашь.
Графика (10 ч.)
12
1
Разновидности цветных карандашей.
Изображаем праздничный салют
13
2
Техника рисования
карандашом.
Рисуем здание. Знакомство с разнообразием технических приемов использования карандаша в рисунке
14
3
Техника рисования карандашами и фломастерами
Составление узора
кружева в круге.
15
4
Штриховка
Изображение штриховки на поверхности куба
16
5
Рисуем лес
Знакомство с пейзажами
русских художников
(А.Куинджи, И.Шишкин)
17
6
Цветочная поляна
Узор на короне
18
7
Рисование ветки с натуры. Зимняя ветка.
Рисование сосновой ветки в зимний день. Гуашь.
19
8
Рисуем кружевные узоры
Составление узора «Снежинка»
20
9
Рисуем зимние сказки
Просмотр иллюстраций к
сказке «Снежная королева». Замок на листе бумаги
21
10
Рисуем зимние сказки. Рисунок в цвете
Изображение
сказочного замка
Скульптура (3ч)
22
1
Лепим из пластилина фрукты
Лепим фрукты. Приёмы работы с пластилином.
23
2
Лепим из пластилина овощи
Овощи в корзине
24
3
Лепим из пластилина сладости
Лепим торт
Аппликация (4ч)
25
1
Работа с засушенными цветами.
Узнать о Флористике. Беседа.
26
2
Работа с засушенными цветами. Продолжение.
Составить композицию
«Листопад». Приёмы работы с засушенными листьями.
27
3
Работа с засушенными травами
Поздравительная открытка. Приёмы работы с травами.
28
4
Создание композиции.
Коллективное панно
Бумажная пластика (3ч)
29
1
Трансформация плоского листа.
Приёмы обработки бумаги. Вырезание фигурки птицы
30
2
Фонарик из бумаги
Изготовление фонарика
31
3
Тюльпан
Приёмы работы с бумагой. Оригами.
Работа с природным материалом (2ч)
32
1
Весенняя прогулка
Композиция «Дары природы» (шишки, листья, травы, веточки)
33
2
Природа
Создание композиции из
весенних трав
Организация и обсуждение выставки детских работ
(1ч)
34
1
Организация и обсуждение
выставки детских работ.
Организация выставки
Календарно-тематическое планирование 3класс
Дата
№п/п
№зан.
Тема занятия
Примерное содержание занятий
Живопись (11ч.)
1
1
Рисунок «Моя семья»
Беседа Как получить цветовое пятно. Рисунок «Моя семья»
2
2
Путешествие в
природу
Живопись. Сады цветут.
3
3
Живопись. Домашние животные.
Живопись «Мой котёнок» рисунок.
4
4
Домашняя птица.
Домашняя
птица.
Уточка.
5
5
Живопись. Фауна.
Рисуем красивую рыбку
6
6
Живопись. Свойства цвета
Рисуем бабочку. Тёплые и холодные тона.
7
7
Живопись. Цветовой спектр.
Живопись. Красивый коврик.
8
8
Живопись. «Солнечный день»
Композиция «Летом на речке»
9
9
Живопись. «Солнечный день». Рисунок в цвете
Беседа: «Изучаем
основные, тёплые и цвета. Рисунок в цвете
10
10
Живопись. Эффект
праздничного настроения
Живопись.
«Дед Мороз»
11
11
Живопись. Эффект
праздничного настроения
Рисуем снегурочку
Графика (10ч)
12
1
Графика.
Архитектурный ансамбль
Графика. «Мой дом». Беседа о вариантах
создания тонового
пятна в графике.
13
2
Графика. Перо, тушь.
Графика «Зимний сад» Беседа о первичных
представлениях
контраста темного и
светлого пятен.
14
3
Графика. Фломастеры.
Узор на окне
15
4
Графика. Линия, штрих, пятно.
Изображаем Летний дождь
16
5
Книжная графика. Фаворский
Беседа о видах изобразительного искусства
17
6
Графика. Разнообразие графического материала
Изображение ажурной ограды
18
7
Графика. Разнообразие графического материала (продолжение темы)
Беседа:
«Выразительность
линии, которую можно
получить путём
разного нажима на
графический
материал».
19
8
Секреты
смешенной
техники.
Графика. «Мой дом-буква»
20
9
Секреты
смешенной
техники.
Продолжение темы.
Беседа о вариантах
работы цветными
карандашами и
фломастерами . «Мой дом-буква»
21
10
Графика. Линия, штрих, пятно. Закрепление.
Рисунок на свободную тему
Скульптура (4ч.)
22
1
Скульптура. Цветной пластилин.
Лепка из цельного куска, овладение техникой.
23
2
Скульптура. Пластилин в сочетании с картоном.
Лепка сказочного дома.
24
3
Скульптура. Работа с глиной
Лепка сказочного героя
25
4
Аппликация (4ч)
26
1
Аппликация из цветной бумаги
Сказочный цветок из бумаги
27
2
Аппликация. Разнообразие
материалов
Сказочная птица, аппликация
28
3
Аппликация в технике мозаики.
Сказочный лебедь. Мозаика.
29
4
Аппликация из листьев «Осенний лес»
Композиция «Сказочный
лес»
Бумажная пластика (2ч.)
30
1
Фантазия из
цветной бумаги
Изготовление Гирлянды
31
2
Бумажная пластика.
Объёмные игрушки из белой бумаги.
Работа с природным материалом(2ч)
32
1
Техника работы с семенами и
крупами
Узор из семян
33
2
Коллаж из природного
материала
Композиция «Уголок природы»
Организация и обсуждение выставки детских работ
(1ч)
34
1
Роль композиции в творчестве.
Праздник «Страна мастеров»
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п | №зан. | Тема занятий | Примерное содержание занятий | |
|
|
| Живопись 12ч. |
|
| 1 | 1 | Цветовое пятно. Изображать можно пятном | Превращение пятна в фигуру. Что могут краски? |
| 2 | 2 | Рисование листьев деревьев. Наблюдаем листопад | Листопад. Разная форма листьев. |
| 3 | 3 | Красота осенних листьев. Тёплые цвета. | Рисуем листья разной формы и оттенков |
| 4 | 4 | Холодные цвета. Рисуем воду. | Рисуем воду. Прием «вливания одного цвета в другой».
|
| 5 | 5 | Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо. | Небо разного оттенка Прием «вливания одного цвета в другой». |
| 6 | 6 | Живопись. Домашние животные | Рисуем собачку. Моё любимое животное. |
| 7 | 7 | «Натюрморт» цветы. | Приёмы работы кистью (мазки). |
| 8 | 8 | Рисуем деревья (сказочные образы). | Композиция, цветовое решение рисунка. |
| 9 | 9 | Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. |
| 10 | 10 | Композиция «Зимние игры, забавы». | Составление композиции |
| 11 | 11 | Композиция «Зимние игры, забавы». Продолжение работы. | Выполнение рисунка в цвете |
| 12 | 12 | Первоцвет. | Понятие первоцвет, разновидности конструктивных особенностей, цвета. Линейное построение. Техника акварели. |
|
|
| Графика (11ч) |
|
| 13 | 1 | Упражнения (штрихи). | Выполнение упражнений |
| 14 | 2 | Объёмные предметы (цветные карандаши). | Понятие объём в рисунке, передача светотени, штрих, линия. |
| 15 | 3 | Поздняя осень (пейзаж). | Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. |
| 16 | 4 | Зарисовка птиц техника (фломастеры). | Поэтапное рисование птицы |
| 17 | 5 | Зарисовка птиц техника (простой карандаш) | Поэтапное рисование птицы |
| 18 | 6 | Техника «Чёрный фломастер» лес. | Создание композиции рисунка |
| 19 | 7 | Техника «Восковые мелки и акварель» узоры. | Растительный орнамент в полосе. |
| 20 | 8 | Граттаж «Сказочный замок». | Понятие «Граттаж», приёмы работы воском, акварелью, гуашью. Процарапывание рисунка по восковому слою. |
| 21 | 9 | Изображение животных (восковые мелки). | Свойство графических материалов их разновидности. Линейное построение рисунка. |
| 22 | 10 | Весенние ручейки (цветные карандаши). | Создание композиции |
| 23 | 11 | Техника «Граттаж» паутинка. | Процарапывание рисунка по восковому слою. Паутинка. |
|
|
| Скульптура (4ч.) |
|
| 24 | 1 | Животные. | Приёмы объёмной работы с пластилином. Приёмы работы (катание, вытягивание, сплющивание, заглаживание) |
| 25 | 2 | Рельеф. | Понятие рельеф. Приёмы объёмной, плоскостной работы с пластилином. |
| 26 | 3 | Объёмная лепка, транспорт. | Приёмы объёмной работы с пластилином. Лепка из отдельных деталей. Понятие транспорт. |
| 27 | 4 | Лепка из глины | Лепка из глины фигур птиц |
|
|
| Аппликация (4ч) |
|
| 28 | 1 | Аппликация из семян | По желанию ученика аппликация |
| 29 | 2 | Аппликация из семян. Оформление работы. | Оформление работы |
| 30 | 3 | Аппликация из ткани. | Составление сюжетной композиции |
| 31 | 4 | Аппликация из ткани. Оформление работы | Аппликация. Работа в паре. |
|
|
| Бумажная пластика 1ч |
|
| 32 | 1 | «Дерево» из бумажных полос. | Работа с полосками бумаги, Ёлка. |
|
|
| Работа с природным материалом (1ч) |
|
| 33 | 1 | Коллаж из природного материала | Составление композиции из шишек, листьев, мха, веточек |
|
|
| Организация и обсуждение выставки детских работ (1ч) |
|
| 34 | 1 | Итоги года. Выставка. | Оформление выставки |