Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Цель: узнать, что называют телами, веществами, частицами
Задачи урока: 1.повторить пройденный материал
2.изучить новый материал, работая в группах
3.оценить работу на уроке и знания друг друга.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: фронтальная работа; групповая; индивидуальная
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Элементы технологий: идеи 7 модулей: «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение для обучения и обучение обучению», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями уч-ся», «Управление и лидерство в обучении».
Оборудование: интерактивная доска, физминутка; посуда для опытов: подносы, стаканы, чайные ложки; вещества для опытов: сахар, шампунь, вода; карточки-задания для фиксации результатов групповой работы, мантии и колпаки для уч-ся, 2 мяча, гайка, конверты с карточками для составления кластера, названия лабораторий № 1,2.
Ход урока:
Оргмомент. Психологический настрой.
В африканском племени Бассуто люди приветствуют друг друга, потерев ладонью кончик носа.
Представители племени Масаи (Кения) приветствуют друг (а) прыжками. Чем выше прыжок, тем почтительнее приветствие.
А жители о. Пасхи приветствуют друг(а) так: встать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки, дать рукам спокойно упасть.
В Корее, Китае, Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
А мы свое уважение к гостям выразим нашим традиционным приветствием: повернемся, улыбнемся и займем свои рабочие места.
Посмотрите на меня, я желаю вам и себе удачи на уроке.
Урок начнем со стих-ния, который приготовил для вас Алишер.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Девиз урока: самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам. Наблюдай, исследуй, делай вывод. Слайд
Сегодня у нас не урок, а научная лаборатория, в которой мы с вами будем учёными, и сделаем научные открытия. Те ребята, которые успешно выполнят задания и сделают открытия в конце урока, получат удостоверения юного исследователя. Желаю успехов!
Мозговой штурм — какие ассоциации у вас вызывает число 3? слайд
Мы сегодня с вами познакомимся с 3 новыми понятиями: тело, вещество, частица.
Наша задача провести наблюдения, опыты и дать свои заключения по данной теме: «Тела, вещества, частицы». У вас на столах лежат листы оценивания работы в группе. В конце урока вы поставите оценки по данным критериям, оцените свою работу.
Но прежде чем приступить к нашим открытиям мы вспомним д/з
2. Повторение изученного материала — «Цепочка» Я знаю, что природу нужно изучать…
II. Введение в тему. Стадия вызова
Урок начнем с работы по учебнику на стр. 61. Вы сейчас прочитаете, обсудите его между собой в группе. На это задание я даю 5 – 8 минут.
Задание: подготовить для соседней группы три вопроса.
Диалог между группами.
Следующим заданием будет вам составить кластер по прочитанному.
1 группа – Кластер «Какие бывают тела?»
2 группа – Кластер «Живая и неживая природа».
Защита кластеров.
Группы оценивают кластеры стикерами.
ВОПРОС: Приведите примеры тел, окружающих вас в классе. Значит, какие бывают тела?
Знакомство с понятием вещество.
У вас на партах лежит стихотворение, а вы постарайтесь определить, из чего состоят тела.
Все, что видим – это тело,
Мячик, парта и халва.
Все тела скажу вам смело
Состоят из вещества.
В веществе не счесть молекул,
Очень маленьких частиц,
Их из атомов мы строим,
(Меньше не найти крупиц)
ВОПРОС: Из чего же состоят тела. (Тела состоят из вещества).
ВОПРОС: Что же такое вещества? (Веществом называют то, из чего состоят тела)
— Есть тела, которые состоят из одного вещества.
Например, кусочек сахара – это тело, образованное одним веществом – сахарозой. Карандаш состоит из графита и дерева. (слайд)
Суперфизминутка
Сейчас вам предстоит выполнить 1 исследовательскую работу.
Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.
Работа под руководством взрослого.
Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.
Наблюдение, осуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп
Практическая работа в группах
Опыт № 1 «Назови вещество» ( мяч, гайка, кусочек сахара).
Уч-ся определяют на ощупь и зрительно данные предметы.
Дети определяют и заполняют таблицу, определяя вещество, тело.
вещества | ||
Пузырьки воздуха в минеральной воде |
| |
Гайка |
| |
Мяч |
| |
Роса |
| |
тела | вещества | |
| Пар | |
| Резина | |
| Пластмасса | |
| Стекло |
Вывод. Значит, вещества бывают твердые, жидкие и газообразные.
Игра. Предлагаю вам сыграть в игру. Я называю слова, а вы определяете, какое оно по свойству — ж, тв, или г/о. Если вещество твердое – топаете ногами, если жидкое — машете руками, если газообразное –качаетесь.
Глина, молоко, железо, вода, воздух, лёд, кислород, бумага, резина, компот.
«Частица» — Скажите, с каким понятием мы еще не познакомились?
— Предлагаю вам порассуждать.
Что такое тела? — это то, что нас окружает.
Из чего состоят тела? — Все тела состоят из веществ.
А можно предположить, что вещества тоже из чего- то состоят?
— Да, вы правы. Все вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.
— Как же убедиться, что эти частицы существуют? Правильно.
Сейчас мы выполним вторую практическую работу и вы убедитесь в том, что вещества состоят из частиц
Вам нужно ознакомиться с инструкцией, сделать практическую работу, согласно плана и сделать выводы вы должны сообща.
Лаборатория № 1
План проведения опыта:
Возьмите стакан с водой;
Положите в него кусочек сахара.
Что произошло с сахаром? Он видим?
Сахар исчез или находится в стакане?
Попробуйте воду на вкус.
Почему сахар невидим?
— Что же доказывает этот опыт? Вывод
Лаборатория № 2
План проведения опыта:
Возьмите стакан с водой;
Налейте туда немного шампуня.
Что произошло с шампунем? Он видим?
Размешайте.
Шампунь исчез или находится в стакане?
Налейте в мини-колбочки. Мыльные пузыри.
Что получилось?
Что же доказывает этот опыт? Вывод
Учёный совет лаборатории № 1 и № 2 должен высказать свое мнение. Кто готов?
Какой вывод можно сделать? вещества, а значит и тела состоят из мельчайших частиц.
. Слайд. — В твердых веществах частицы плотно прилегают друг к другу.
В жидких веществах частицы находятся на некотором расстоянии.
А в газообразных веществах у частиц нет никакого сцепления.
Задание для групп – подумать и инсценировать молекулы в твердом и жидком веществе.
Итог урока. — Какую цель ставили на уроке? Научились это делать?
Предлагаю вам карточки Утверждение «Верно – не верно»
Ответь на вопросы. В графе «ответ» поставь знак + если ты согласен с утверждением, знак — если не согласен.
утверждение | ответ | |
1 | Любой объект живой и неживой природы, называют телом. |
|
2 | Тела делят на группы: природные и искусственные. |
|
3 | Стол, машина, бумага — это искусственные тела. |
|
4 | Все тела состоят из веществ. |
|
5 | Железо, бумага, резина — это вещества. |
|
6 | Все вещества состоят из видимых частиц. |
|
Самопроверка по образцу на слайде.
-Поднимут руки ребята, которые выполнили без ошибок (допущена 1 -2 ошибки, 3-4 ошибки).Аплодисменты.
Оценивание работы группы – выступление лидеров групп
Критерии оценки | Оценка
| |
1 | Продуктивность Были ли ошибки? Какие?) |
|
2 | Дружелюбность |
|
3 | Сплоченность |
|
4 | Распределение ролей |
|
5 | Эмоциональное отношение Что именно понравилось? Довольны ли работой на уроке?) |
|
Общий балл |
|
Слайд — Д/з стр.61-63, зад. №3 стр.63
Выставление оценок. Вручение удостоверений.
Рефлексия . «Пантомима». Звучит негромкая музыка.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз– не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.