Конспект урока на тему «Тела, вещества, частицы»

Тема урока: «Тела, вещества, частицы» 
Цель:
узнать, что называют телами, веществами, частицами

Задачи урока: 1.повторить пройденный материал

2.изучить новый материал, работая в группах

3.оценить работу на уроке и знания друг друга.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: фронтальная работа; групповая; индивидуальная

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Элементы технологий: идеи 7 модулей: «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение для обучения и обучение обучению», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями уч-ся», «Управление и лидерство в обучении».

Оборудование: интерактивная доска, физминутка; посуда для опытов: подносы, стаканы, чайные ложки; вещества для опытов: сахар, шампунь, вода; карточки-задания для фиксации результатов групповой работы, мантии и колпаки для уч-ся, 2 мяча, гайка, конверты с карточками для составления кластера, названия лабораторий № 1,2.
Ход урока:

  1. Оргмомент. Психологический настрой.

В африканском племени Бассуто люди приветствуют друг друга, потерев ладонью кончик носа.

Представители племени Масаи (Кения) приветствуют друг (а) прыжками. Чем выше прыжок, тем почтительнее приветствие.

А жители о. Пасхи приветствуют друг(а) так: встать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки, дать рукам спокойно упасть.

В Корее, Китае, Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.

А мы свое уважение к гостям выразим нашим традиционным приветствием: повернемся, улыбнемся и займем свои рабочие места.

Посмотрите на меня, я желаю вам и себе удачи на уроке.

Урок начнем со стих-ния, который приготовил для вас Алишер.


Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Девиз урока: самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам. Наблюдай, исследуй, делай вывод. Слайд

Сегодня у нас не урок, а научная лаборатория, в которой мы с вами будем учёными, и сделаем научные открытия. Те ребята, которые успешно выполнят задания и сделают открытия в конце урока, получат удостоверения юного исследователя. Желаю успехов!

Мозговой штурм — какие ассоциации у вас вызывает число 3? слайд

Мы сегодня с вами познакомимся с 3 новыми понятиями: тело, вещество, частица.

Наша задача провести наблюдения, опыты и дать свои заключения по данной теме: «Тела, вещества, частицы». У вас на столах лежат листы оценивания работы в группе. В конце урока вы поставите оценки по данным критериям, оцените свою работу.

Но прежде чем приступить к нашим открытиям мы вспомним д/з

2. Повторение изученного материала — «Цепочка» Я знаю, что природу нужно изучать…

II. Введение в тему. Стадия вызова

Урок начнем с работы по учебнику на стр. 61. Вы сейчас прочитаете, обсудите его между собой в группе. На это задание я даю 5 – 8 минут.

Задание: подготовить для соседней группы три вопроса.

Диалог между группами.

Следующим заданием будет вам составить кластер по прочитанному.

1 группа – Кластер «Какие бывают тела?»

2 группа – Кластер «Живая и неживая природа».

Защита кластеров.

Группы оценивают кластеры стикерами.

ВОПРОС: Приведите примеры тел, окружающих вас в классе. Значит, какие бывают тела?


Знакомство с понятием вещество.

У вас на партах лежит стихотворение, а вы постарайтесь определить, из чего состоят тела.

Все, что видим – это тело,

Мячик, парта и халва.

Все тела скажу вам смело

Состоят из вещества.


В веществе не счесть молекул,

Очень маленьких частиц,

Их из атомов мы строим,

(Меньше не найти крупиц)

ВОПРОС: Из чего же состоят тела. (Тела состоят из вещества).

ВОПРОС: Что же такое вещества? (Веществом называют то, из чего состоят тела)


— Есть тела, которые состоят из одного вещества.

Например, кусочек сахара – это тело, образованное одним веществом – сахарозой. Карандаш состоит из графита и дерева. (слайд)

Суперфизминутка

Сейчас вам предстоит выполнить 1 исследовательскую работу.

Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.

  • Работа под руководством взрослого.

  • Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.

  • Наблюдение, осуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп

Практическая работа в группах

Опыт № 1 «Назови вещество» ( мяч, гайка, кусочек сахара).

Уч-ся определяют на ощупь и зрительно данные предметы.

Дети определяют и заполняют таблицу, определяя вещество, тело.

Тела

вещества

Пузырьки воздуха в минеральной воде


Гайка


Мяч


Роса


тела

вещества


Пар


Резина


Пластмасса


Стекло


Вывод. Значит, вещества бывают твердые, жидкие и газообразные.

Игра. Предлагаю вам сыграть в игру. Я называю слова, а вы определяете, какое оно по свойству — ж, тв, или г/о. Если вещество твердое – топаете ногами, если жидкое — машете руками, если газообразное –качаетесь.
Глина, молоко, железо, вода, воздух, лёд, кислород, бумага, резина, компот.


«Частица» — Скажите, с каким понятием мы еще не познакомились? 
— Предлагаю вам порассуждать.

Что такое тела? — это то, что нас окружает.

Из чего состоят тела? — Все тела состоят из веществ.

А можно предположить, что вещества тоже из чего- то состоят? 
— Да, вы правы. Все вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

— Как же убедиться, что эти частицы существуют? Правильно.

Сейчас мы выполним вторую практическую работу и вы убедитесь в том, что вещества состоят из частиц

Вам нужно ознакомиться с инструкцией, сделать практическую работу, согласно плана и сделать выводы вы должны сообща.

Лаборатория № 1

План проведения опыта:

  • Возьмите стакан с водой;

  • Положите в него кусочек сахара.

  • Что произошло с сахаром? Он видим?

  • Сахар исчез или находится в стакане?

  • Попробуйте воду на вкус.

  • Почему сахар невидим?

— Что же доказывает этот опыт? Вывод

Лаборатория № 2

План проведения опыта:

  1. Возьмите стакан с водой;

  2. Налейте туда немного шампуня.

  3. Что произошло с шампунем? Он видим?

  4. Размешайте.

  5. Шампунь исчез или находится в стакане?

  6. Налейте в мини-колбочки. Мыльные пузыри.

  7. Что получилось?

Что же доказывает этот опыт? Вывод


Учёный совет лаборатории № 1 и № 2 должен высказать свое мнение. Кто готов?

Какой вывод можно сделать? вещества, а значит и тела состоят из мельчайших частиц.

. Слайд. — В твердых веществах частицы плотно прилегают друг к другу. 
В жидких веществах частицы находятся на некотором расстоянии.

А в газообразных веществах у частиц нет никакого сцепления.

Задание для групп – подумать и инсценировать молекулы в твердом и жидком веществе.
Итог урока.
— Какую цель ставили на уроке? Научились это делать?

Предлагаю вам карточки Утверждение «Верно – не верно»

Ответь на вопросы. В графе «ответ» поставь знак + если ты согласен с утверждением, знак если не согласен.

утверждение

ответ

1

Любой объект живой и неживой природы, называют телом.


2

Тела делят на группы: природные и искусственные.


3

Стол, машина, бумага — это искусственные тела.


4

Все тела состоят из веществ.


5

Железо, бумага, резина — это вещества.


6

Все вещества состоят из видимых частиц.


Самопроверка по образцу на слайде.

-Поднимут руки ребята, которые выполнили без ошибок (допущена 1 -2 ошибки, 3-4 ошибки).Аплодисменты.











Оценивание работы группы – выступление лидеров групп

Критерии оценки

Оценка


1

Продуктивность 
(Правильность выполненной работы;

Были ли ошибки? Какие?)


2

Дружелюбность 


3

Сплоченность 


4

Распределение ролей 


5

Эмоциональное отношение 
(Понравилась ли работа?

Что именно понравилось? Довольны ли работой на уроке?) 


Общий балл










Слайд — Д/з стр.61-63, зад. №3 стр.63

Выставление оценок. Вручение удостоверений.

Рефлексия . «Пантомима». Звучит негромкая музыка.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз– не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.





















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Дихотомные типологии культуры"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: