МБОУ «СОШ с. Никольское» МО «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области
Статья
«Портрет одаренного ребенка»
подготовила
учитель биологии и географии
Полякова Светлана Фёдоровна
С.. Никольское 2012 год
Портрет одаренного ребенка.
С.Ф.Полякова, учитель биологии и географии МБОУ «СОШ с.Никольское» МО «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области.
Современному обществу нужны не столько работники, умеющие хорошо выполнять определенные виды деятельности, сколько талантливые незаурядные личности, способные двигать это общество вперед.
Их воспитание сложный и кропотливый процесс. Еще более сложно разглядеть их талант и одаренность.
Одаренные дети. Кто они? Каждый человек, рождаясь на свет уже генетически уникален, неповторим и, скорее всего, одарен в той или иной области. Но мало родиться таковым, важно встретить на своём жизненном пути человека, который увидит эту одаренность, разовьет её и поможет реализовать свои способности на практике.
Как же распознать одаренного ребенка в огромной массе детей, с которыми приходится работать педагогу?
У разных учёных, когда-либо занимавшихся данной проблемой, сложились различные мнения о том, каких же детей считать одаренными. Причём мнения эти диаметрально противоположные. Существует даже утверждение о том, что такие дети имеют умственные или психические отклонения в развитии. А так ли это?
Из собственного опыта в преподавании знаю, сколько сложностей таит в себе раннее выявление, обучение и воспитание талантливых ребят. Как правило, в силу своих особенностей, своей уникальности такие дети наиболее чувствительны к оценке своего поведения и мышления, более восприимчивы к влиянию. Это только со стороны одаренный ребенок всегда успешен. Успешным станет лишь тот, кто попадет в добрые, умелые руки наставника. Именно поэтому важно на самых ранних этапах развития личности ребенка распознать сферу его одаренности.
Что же включает в себя это понятие. Психологический словарь сухо, но достаточно точно дает ответ на этот вопрос.
Одаренность — это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78] Поэтому одаренность детей может быть установлена и изучена только в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, в процессе обучения и воспитания. В ранние годы развитие детей происходит стремительно, поэтому трудно вовремя распознать уникальность ребенка в чём-либо. Зачастую высокая умственная активность- результат только умственного роста. А уникальные творческие способности вдруг с возрастом бесследно утрачиваются.
Одаренные в одной какой-либо области дети очень часто ничем не отличаются от своих сверстников в других направлениях развития.
И чрезвычайно редко можно встретить ребенка, который был бы талантлив во всех отношениях. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.[2, c. 79] А недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности зачастую приводит к невротическим реакциями. В раннем возрасте такие дети отличаются способностью прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением собственных конструкций знакомых всем предметов и явлений.
Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, а их высшая нервная деятельность обладает большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно отличаются от сверстников отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Они обладают способностью классифицировать информацию и опыт, широко используют накопленные знания. Чаще всего одаренного ребенка можно распознать по большому словарному запасу, умению ставить вопросы и конструировать предложения. Многие из них с удовольствием читают словари, технические справочники и энциклопедии, придумывают слова, не встречающиеся ни в одном языке мира, но понятные им, предпочитают «интеллектуальные» игры. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако их чрезмерная увлеченность всем и сразу приводит к тому, что они берутся за несколько дел сразу, но не могут ни одно из них довести до конца. Легко структурируют и систематизируют большие объемы материала. Например, они могут быть увлечены составлением каких-нибудь таблиц или выписыванием привлекших их внимание сведений.
Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности индивидуальных проявлений незаурядного, растущего интеллекта. Талантливые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К слову, художественная одаренность — это такой её вид, который подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерском мастерстве. К сожалению, не всегда в школе эти способности бывают направлены в нужное русло. Да и их развитию педагоги не всегда могут уделить должное внимание или считают их несерьезным занятием, ведь учеба в школе – основной труд. В отличие от художественной общая интеллектуальная одаренность обычно очень почитаема у педагогов, ведь дети обладающие ею быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Их способности в быстрой переработке больших объемов информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельных учебных предметов и является более частой и избирательной[1, c.93]. Дети с таким видом одаренности могут показать высокие результаты в легкости и быстроте продвижения в отдельной дисциплине или группе смежных дисциплин и иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
Очень ярко выраженная избирательность устремлений в какой либо узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя нередко не понимают, почему ребенок, который в совершенстве владеет, к примеру, каким- либо языком или даже языками не может усвоить курс черчения или физкультуры.
Социальная одаренность обычно является залогом успешности ребенка в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, сопереживать, легко находить общий язык с другими людьми, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Социальная одаренность позволяет легко устанавливать отношения между людьми . Эти особенности
позволяют быть лидером, то есть обладать высоким интеллектом (или хотя бы выше среднего), умением быстро принимать решения, планировать свою и чужую деятельность, абстрактно мыслить, приспосабливаться, находить компромиссы, ясно выражать свои мысли. Такие дети ответственны, настойчивы, уверенны в себе.
А вот творческая одаренность как вид вызывает множество споров. Прежде всего, психологи и педагоги спорят о том, стоит ли выделять её как самостоятельный вид. Одни специалисты полагают, что творчество (креативность) является неотъемлемым элементом всех видов гениальности. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, нельзя говорить об одаренности. Другие исследователи настаивают, что творческая одаренность – это отдельный, самостоятельный вид.
Одна из точек зрения такова, что гениальность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. [1, c. 93]
Вместе с тем исследователи подчеркивают, что дети с творческой одаренностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые не всегда вызывают положительные эмоции у педагогов и окружающих людей. Например, зачастую в таких детях отсутствует внимание к условностям и авторитетам, они независимы в суждениях, обладают тонким чувством юмора, ярким темпераментом, не уделяют большого внимания порядку и организации работы.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. [2, c. 101]
Одаренные дети, обладая высоким уровнем интеллектуального развития, несмотря на огромный к ним интерес взрослых, нередко имеют трудности в общении со сверстниками. Хотя здесь речь может идти скорее о непосредственном общении, а вот в сети Интернет они, как правило, чувствуют себя как «рыба в воде».
При этом нередко развитие какого- либо одного вида одаренности отрицательно сказывается на развитии других. Например, у детей с активным развитием интеллекта часто проявляется задержка физического развития, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и слабая двигательная реакция. Нередки случаи, когда «ботаники» на уроках физической культуры оказываются
среди отстающих учащихся, а «спортсмены» — гордость школы «плавают» на уроках математики. Такое развитие уж точно нельзя считать гармоничным. Выход обычно заключается в занятиях по индивидуальным образовательным траекториям или в обучении в школах со специальным уклоном.
Нередко одаренность детей путают с временными всплесками активности. Например, в детстве ребенок себя ни в чем не проявлял, но в подростковом возрасте неожиданно обнаружил художественный талант. Или ,наоборот, отличный спортсмен вдруг перестает радовать рекордами и становится вполне заурядным школьником. Такое ведь тоже встречается. Поэтому нельзя сразу и безаппеляционно относить того или иного ребенка к одаренным. Распознать одаренность можно лишь в результате длительного наблюдения и изучения, вовлекая его в самые различные виды деятельности. А вдруг в нем обнаружится, какой- нибудь скрытый талант? Поэтому процесс воспитания и обучения ребенка должен быть непрерывным и творческим
Список использованных источников:
1.С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
2. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996