Конспект урока для 1 класса «Перелётные и зимующие птицы Тюменской области»

Тема: «Перелётные и зимующие птицы Тюменской области».

Цели:

Задачи:

Образовательный аспект:
– создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах Тюменского края, выявить экологические знания детей.

  • Развивающий аспект:
    – создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
    – уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.

  • Воспитательный аспект:
    – создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

  • Ближайшая задача обучающихся:
    – репродуктивный уровень: уметь отличать зимующих птиц от перелетных;
    – конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
    – творческий уровень: изготовление кормушек.

Педагогическая технология: личностно – ориентированная, коллективно – творческая деятельность.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

— Я предлагаю вам поприветствовать друг друга и подарить улыбку соседу. А когда я буду говорить И… — вы вместе со мной должны говорить ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Договорились?

Встало солнце рано-рано.

Добрый день!

Пляшут волны океана.

Добрый день!

Поднимается пшеница.

Добрый день!

И поют задорно птицы.

Добрый день!

Улыбаются озёра.

Добрый день!

С высоты кивают горы.

Добрый день!

И в твоё окошко ветер постучался на рассвете –

Просыпайся поднимайся,

Добрый день!

2. Актуализация знаний.

Педагог:

«Мороз». А. Благинина

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку.
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогдаИм будет легко
Пережить холода

-Ребята, как мы можем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия? (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА).

— 1 апреля ежегодно мы отмечаем Международный день птиц. Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или за проплывающими в небе стаями лебедей. На занятии мы рассмотрим лишь некоторые отряды птиц, встречающие в Тюменской области, птиц, которые занесены в Красную книгу.

Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций).– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?

(Ответы детей.)

Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Длинношеяя та птица,

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. ( Лебедь)

Лебеди во все времена пользовались у человека наибольшей популярностью. Это неудивительно – сильная птица, символ красоты и верности, само воплощение грации. Давайте опишем внешний вид лебедя (дети описывают внешний вид, повадки). Основная пища лебедей растительная – водные растения, насекомые моллюски, черви, мелкая рыбешка. В начале прошлого века лебедь был почти полностью истреблен, однако, благодаря охране численность его возросла, он занесен в Красную книгу, где ведется его учет. В нашем крае встречаются лебедь – шипун, лебедь – кликун.

Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
«Кря» — нырнула на минутку
Вы узнали? Это … .(утка)

В низовьях Туры гнездятся дикие утки: кряква, серая утка, шилохвостка, широконоска. Давайте рассмотрим внешний вид утки – кряквы (названа потому, что крякает как домашняя утка) у селезня: голова и половина шеи у него точно из зеленого бархата с золотым отливом, вокруг шеи белая тонкая лента. Брюшко серо – беловатое, спина темного цвета, слегка красноватая лапки бледно – красноватые, нос желто – зеленого цвета. Утка же вся пестренькая, светло – коричневая, с темными крапинками, лапки, как и селезня такие же красноватые. Кряквы относятся к речным уткам, которые, добывая корм, не ныряют, а только погружают в воду голову, шею. Водятся кряквы в пресных водоемах, ериках. Питается молодой травкой, водяным мхом, растениями; жадно глотает мелкую рыбешку, лягушат.

На одной ноге стоит, 
В воду пристально глядит. 
Тычет клювом наугад — 
Ищет в речке лягушат. (цапля)

Аистообразные – птицы крупные, с длинными ногами, длинной шеей и длинным крепким клювом. В Тюменской области встречаются следующие представители аистообразных птиц – цапля. Встречаются цапли – большая белая, рыжая, желтая, египетская, а также кваква, большая и малая выпь. Давайте рассмотрим внешний вид цапли: спина серая, низ белый; полоса над глазом, хохол и полоска из пятен на шее черные. Голова узкая, с длинным, прямым, сжатым с боков желтоватым клювом. Ноги длинные, желтоватые. В полете ее не спутаешь ни с кем. Все птицы вытягивают шею вперед, а цапля изгибает ее и прижимает к спинке, вытягивая только клюв. Крыльями машет плавно и красиво. Питается цапля разнообразной животной пищей (насекомые, личинки, головастики, мелкая рыбешка). Некоторые виды: большая белая, египетская, каравайка занесены в Красную книгу, гнездятся в заповедниках.

На лету хватает мошек,
Хвостик-тонкие косицы,
Предсказать погоду может,-
Вам знакома эта птица. (ласточка)

Ласточки являются типичными перелетными птицами, гнездящиеся в нашей области. Давайте рассмотрим внешний вид ласточки – клюв очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду (вопросы к детям).

А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.)

Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

Почему мы их называем “зимующие” птицы?

Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку, 
А зовут меня синичка.

Синицы (описание внешнего вида, повадок). У синицы спинка желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. Крылья серовато – голубого цвета со светлой поперечной полосой.

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью, покормите их и вы увидите, они будут клевать все, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несоленого сала. В длинные, морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.

Я в берете ярко – красном,
В серой курточке атласной, 
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все …дятел.

Дятел (описание детьми внешнего вида, повадок). В нашей области обитает большой пестрый дятел, селится как в лесу, так и в полевых рощах. Осенью и зимой предпочитают находиться рядом с жилищем человека. Пищу пестрого дятла составляют различные насекомые, их личинки, куколки, а так же орехи и ягоды.

У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)


Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

«Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!» (Воробей)

Воробей и ворона (описание детьми внешнего вида, повадок). Рассмотрим внешний вид воробья. Самка воробья окрашена невзрачно и выглядит однотонно серо – бурой, зато самец окрашен довольно ярко – через глаз проходит черная полоска, черный цвет – на подбородке, горле, клюве. Спинка пестрая, крылья темно – бурые, по крылу проходит белая полоска. Бывают домовые и полевые воробьи. Воробьи неутомимые летуны, а по земле передвигаются пружинистыми прыжками или попеременно переставляют ноги.

Ворона так названа за черный цвет оперения, который по – старинному назывался “вороной”. В нашей области обитает ворона серая и встречается и черная. Рассмотрим внешний вид вороны. Серая ворона имеет: голова, горло, хвост, клюв черные, остальное оперение серое. Черная ворона вся черная.

клюют овес, пшено; зимой селятся вблизи жилища человека, клюют все что найдут – всеядные птицы. Ворона поедает так же мелких грызунов и вредных насекомых, тем самым принося большую пользу людям.

Учитель:

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)

4. Творческая деятельность.

Ребята, скажите пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы? (Ответы детей.)

Педагог: Но если мы высыпим зерна на землю, их может замести снегом.Что же делать? (Сделать кормушки.)

Именно кормушки мы сейчас с вами и изготовим для наших пернатых друзей!

1 этап. Подготовительный.

— Рассмотрите материал на ваших партах, из которого мы сегодня сделаем данные кормушки. (Кусок картона, ножницы, мука, вода, 3 вида крупы: пшено, гречка, рис и подвески для кормушек).

— Скажите, а для чего нам вода и мука?

— Ведь если мы будем приклеивать крупу на обычный клей, то можем отравить наших птичек, поэтому сделаем абсолютно безопасное средство для приклеивания крупы – клестер.

— Наливаем воду в муку, перемешиваем обратной стороной кисточки, получаем клестер.

— Затем берём кусок картона и вырезаем любую фигуру, из которой и будете делать свою эксклюзивную кормушку.

2 этап. Основной.

— Ну, а теперь приступаем к выполнению самого основного – наклеиванию крупы на фигуру из картона. Включаем свою фантазию. Делаем вызывающую кормушку, чтобы она наверняка привлекла внимание наших голодных зимующих птичек.

(Муз. Сопровождение – голоса птиц)

3 этап. Заключительный.

— А теперь давайте повесим свои кормушки на дерево. Ну, теперь наши зимующие птицы уж точно не останутся голодными.

— А пока вы вешаете кормушки, я вам прочитаю стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.

Александр Яшин

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

5. Рефлексия.

Цветные и черно-белые птицы.

6. Итог занятия.

Я предлагаю наше занятие закончить такой хорошей песней, которая нас учит добру. Слова у вас есть на партах.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ь знак имен существительных женского рода после шипящих"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: