Конспект урока
Предмет: биология Класс: 5
Тема урока: «Стебель – осевая часть побега. Рост стебля»
Цели урока:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Предметные:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов;
Предполагаемые результаты.
Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут самостоятельно рассказывать о разновидностях стебля, приводить примеры и рассказывать о строении верхушечной почки, конусе нарастания, росте стебля. Определять по внешнему виду разновидности стебля. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.
Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут приводить примеры и рассказывать о разновидностях и росте стебля. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.
Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут приводить примеры разновидностей стебля
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Технология: проблемного обучения, ИКТ, дифференцированное задание, игровая
Оборудование: проектор, компьютер, учебник, презентация Power Point, таблица «Побег», стебель одревесневший, травянистый, спилы веток липы, спил ствола яблони, комнатные растения, гербарный материал, таблица результативности, рисунок дерева для рефлексии.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ууд | |
Организационный – мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм | Готовятся к работе | (JIP3) — сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; |
Постановка цели и задач | Определение темы урока и постановка цели урока (что бы вы хотели узнать на этом уроке?) На доске нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его успешность на этом этапе (красный, жёлтый, зелёный) и помещают его на ддоску. зелёный — я активен и уверен, жёлтый — я чувствовал себя неуверенно, работал мало; Красный — у меня возникло много трудностей, мне есть над чем поработать дома… | Называют тему и цель урока | (MP4)- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; |
Актуализация знаний | Создание коллекции побегов (укороченные и удлиненные) работа в группах кроме этого: 1.Дать определение «побегу» 2.объяснить, что такое ветвление побегов, кущение |
| ПР1)-выделение существенных признаков растений, (ПР5)- различение на таблицах органов цветкового растения |
Усвоение новых знаний и способов действия | Стебель — составная часть побега. Как вы думаете, какие функции он выполняет? Какой бывает стебель? | Дают определение понятию «стебель» Выясняют основные функции стебля Классифицируют виды стебля по форме, по положению в пространстве Объясняют рост стебля | (ПР1)-выделение существенных признаков растений, (ПР5)- различение на таблицах органов цветкового растения В эстетической сфере: (ПР13)-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы (ПР5)- различение на таблицах органов цветкового растения
|
физкультминутка | Кто желает быть руководителем салюта | Салют |
|
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | А теперь поработаем в парах Ответим на вопросы 2-3 на стр 73 | Отвечают на вопросы 2-3 стр73, приводят примеры растений | (МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (МР7)- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Сейчас мы поработаем с гербарием и на практике узнаем разновидности стеблей | Работа с гербарием, страницами книги комнатных растений, таблицей «Побег» | (ПР6) — сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; (ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; (ПР10) — знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; |
Обобщение и систематизация знаний | А теперь проверим, как вы усвоили новую тему | Работа с тестом | (ПР6) — сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; (ПР8)- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; |
рефлексия | Вспомним про наше дерево и украсим его еще листьями Один лист – это наше настроение Второй лист – наши знания Что вы сегодня узнали на уроке? Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять? В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать? Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке? Вам понравился урок? | Рефлексируют | (ЛP4) — сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); |
Подведение итогов | Оцените свою работу на уроке. поставьте себе отметку Урок окончен Всем большое спасибо. | Отвечают на вопросы выставляют оценки | (МР5)- Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Домашнее задание | Задание домашнее на выбор: Повторить пройденное на сегодняшнем уроке (п.20) и вопросы 1-3 на стр 73 Любопытным провести исследование стр 72 Самым любопытным. в 4 стр73 | Записывают домашнее задание |
|
Литература:
Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации.5-10 классы/ В.П.Александрова, М.А.Попов, И.С.Малютина, Н.Г. Ракитиа. – М.: ВАКО,2013.-112с. (Промежуточная аттестация).
Контрольно – измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост.С.Н.Березина._М.: ВАКО 2012._112с.- (Контрольно – измерительные материалы).
Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак., Биология 5 — 6 класс, изд. М.: Мнемозина, 2013г.