Урок поиска истины
История Украины (8 класс)
Кто же он, Иван Мазепа?
Национальный герой или позор украинского народа!?
Цель:
1.Создать целостный образ гетмана И. Мазепы, изучить основные направления его внутренней и внешней политики.
2.Добиться, чтобы учащиеся самостоятельно, используя все факты из жизни гетмана, сделали вывод о его роли в жизни украинского народа.
3.Научить учащихся формулировать проблемную задачу и давать на нее ответ, используя различные источники, активизировать познавательную деятельность.
4.Учить учащихся давать моральную оценку деятельности исторических деятелей.
Ожидаемые результаты:
1. определить роль И. Мазепы в истории Украины;
2. уметь вести дискуссию толерантно, аргументировано, убедительно, отстаивать свою точку зрения;
3. понимать роль личности в истории
4. определять суть патриотизма и понимать его настоящие проявления.
5. задуматься над результативностью деятельности современных политиков, дать оценку их патриотизму.
6. критически оценить деятельность политиков в прошлом и настоящем.
Тип урока: Урок – дискуссия, урок-суд с применением интерактивных форм обучения.
Оборудование: Портрет гетмана, эпиграфы на доске, памятка-характеристика исторического деятеля, правила работы в группах, тезисы-пары.
Эпиграф1: «Общество, которое имеет веру в себя, обязано иметь и мужество посмотреть на неприкрашенную правду своего прошлого, чтобы почерпнуть в ней не смирение, а силу».
(М. Грушевский)
Эпиграф2: «В нашій історії немає такого діяча, про якого б так багато, так суперечливо, навіть полярно судили нащадки; так само жоден із них не має такої широкої, я б сказав, романтичної слави, при тому слави всеєвропейської».
(В.Шевчук)
Ход урока
Учитель:
В 1687 году гетманом Левобережной Украины стал И.Мазепа. Правил он 22 года, до 1709г. Был любимцем московского царя Петра I, который наградил его наивысшей наградой-орденом Андрея Первозванного. Но тот же царь приказал служить анафему ему на многие годы.
Уже больше 200 лет историки спорят: Кто же он Мазепа- патриот или предатель? Попробуем и мы ответить на этот вопрос.
Для чего нам это нужно?
Посмотрите на эпиграф І, прочтите его.
(Ожидаемые результаты ,задачи урока учащиеся формулируют сами.)::
Учитель:
Итак, граждане 8-классники внесем и мы свой вклад в рассмотрение этого сложного, но и важного вопроса для истории, как прошлой, так и будущей.
Фрагмент суда:
Действующие лица :
Секретарь, судья, прокурор, адвокат.
Секретарь: Прошу всех встать!!! Суд идёт!!! Уважаемый судья, ученики 8 класса к слушанью дела гетмана Ивана Мазепы готовы. В зале присутствуют все те, кто неравнодушен к судьбе Мазепы.
Судья: Прошу всех сесть. Слушается дело гетмана Украины Ивана Степановича Мазепы, который обвиняется в измене украинскому народу (Демонстрация видео презентации).
Слово прокурору.
Прокурор: Этот человек путём подхалимства и подкупа захватил гетманскую булаву. Он никогда не любил и не служил своему народу. В ходе Северной войны он переходит на сторону шведского короля Карла ХІІ. По его вине погибли жители города Батурина, сотни украинцев, за что он был проклят своим же народом.
Прошу суд учесть все эти обстоятельства и вынести справедливый приговор.
Учитель:
Все могло бы начинаться именно так, а может и несколько иначе… Сколько уже судов таких было проведено. Ведь в истории Украины трудно найти такую личность, вокруг которой было бы столько острых противоречий, порой даже очень полярных. Личность И. Мазепы, его жизнь, действительность уже с XVII века находились в центре широкой общественности- простых людей, летописцев, политических деятелей, дипломатов…
В роли защитников и обвинителей находились и вы. Вам накануне давалось задание: изучив литературу и другие источники информации собрать факты и контр факты, касающиеся деятельности Ивана Мазепы. И сегодня мы с вами приступим к нашей словесной дуэли.
Формируется три команды.
I. Адвокаты
Отстаивают тезисы:
Мазепа – умный политик;
Мазепа – украинский меценат, достойный поклонения и восхищения;
Мазепа – герой.
II. Прокуроры
Тезисы:
Мазепа – отчим Украины;
Мазепа – самодовольный богач, обыватель;
Мазепа – предатель.
III. Эксперты
Подводят итог дискуссии, выносят «окончательный приговор».
Правила работы в группе:
Говорить кратко, аргументировано.
Внимательно слушать выступление других, не перебивать.
На выступление отводить не более трёх минут. Хронометрист строго следит за временем звонком колокольчика.
Пауза между аргументом и контраргументом не должна превышать 10 секунд.
Капитан может в случае необходимость взять тайм – аут – 1 минута.
Основная часть урока
Примерный вариант работы учащихся.
ПРОТИВ 1. Иван Мазепа не заботился о своем народе и свободе Украины, а думал только о личном обогащении и старшинской верхушки, которая его поддерживала. Доказательством тому служат «Коломацкие статьи», которые им были подписаны и которые еще больше урезали автономию Гетманщины и закрепляли дополнительные льготы за старшиной. Пункт 7: Запрещались отношения гетмана с другими государствами, что урезало автономные права Украины. В других статьях говорилось: «Малороссию не называть землей гетманской, а лишь признавать землей, которая находится в царской самодержавной власти.
2. Почему же тогда такой образованный человек пошел на подписание «Коломацких статей», которые еще больше урезали автономию Украины и одновременно закрепляли дополнительные льготы за старшиной. Гетман не настаивал на выполнении тех пунктов соглашения, которые давали вольности украинцам.
3. Иван Мазепа стремился к гетманской булаве только для того, чтобы стать одним из самых богатых людей на Украине. Он имел около 100 тыс. крестьян в Украине и более 20 тыс. крепостных в ряде регионов России. О сказанных богатствах гетмана люди слагали легенды. Время правления Мазепы — период усиления всех форм феодального угнетения крестьян и казаков. Именно он издал «Универсал» (1701г.), который узаконил 2 — дневную барщину.
4. Если вы утверждаете, что Мазепа верно служил Украине, как объясните все эти награды, привилегии, титулы, которыми одаривал его Петр І практически ежегодно: 1696 — дорогие меха Петра І за взятие Азова. 1700 — орден Андрея Первозванного 1702 — Польский орден Белого орла. 1703 — Крупицкая область во владение. 1707- титул князяСвященной Римской империи. Более того нам попался лист сотника киевского полка Мандрики за 1705 год, где он так говорит о гетмане : «Не будет у нас в Украине добра, пока этот гетман жив будет, ибо этот гетман за одно с царем Петром І: он разными способами до беды Украину ведет. Сколько добрых молодцов загубил. Для того он часто на Москву бігає, щоб науку від царя перейняти, як свій народ загубити.”
5. Почему же Мазепа пошел тогда на разрыв с Москвой? Переход гетмана во время Северной войны на сторону Карла 12 был настоящим предательством. Гетман изменил своему другу, русскому царю, в тяжелый для него момент. Он изменил и братскому русскому народу. Основная масса украинского народа не поддержала его. Только 4 — 5 тысяч запорожских казаков во главе с запорожским гетманом Гордиенко поддержали его.
6. О каком народе вы говорите? Кучка предателей, 4 — 5 тысяч человек, которые присоединились к нему. Мы еще раз подчеркиваем, что Мазепа никогда не заботился о народе,он думал о собственной выгоде и наживе.
7. А чи думав Мазепа, що буде з його народом, якщо план не вдасться? Чим допоміг? Давайте запитаємо сповідь жителя місто Батурін Петра Коваля. Що він нам розкаже про події помсти Петром І українському народу за “зраду” Івана Мазепи : Спогади жителя міста Батурин. Стало нам відомо, що цар Петро наказав вивести з міста всю артилерію, а «сам Батурин сжечь в пример всем». Тоді ми вирішили, що будемо стояти насмерть, козаки билися, як леви. Меншиков аж почервонів від люті, що місто взяти не може. На жаль, серед нас виявився зрадник. Він показав потаємні ходи і впустив військо Меншикова до міста. Боже, що тоді почалося! Рубали і кололи всіх без пощади, а в декотрих прив’язували на крюк. Коли перебили козаків, взялися за інших, не жаліли ні дітей, ні жінок, знищили всіх. Потім військо московське почало грабувати і палити місто. Меншиков потішався казнями. «Сама звичайна казнь була людей четвертувати (спочатку ліву руку відрубували, потім праву ногу і навпаки, а тіло на кол садити)». Цієї батуринської різанини до смерті не забуду, а на тім світі відшукаємо Петра І і Меншикова і поставимо перед ними всіх замучених батуринців. А с другой стороны не поступил бы Мазепа так, то не было бы и этой кровавой бойни. Трудно сказать кто виноват…
|
Учитель: Обвинения, защита еще есть?
Выступление экспертов:
1. Сегодня мы были свидетелями одного из самых интересных и запутанных дел. Наконец — то упали вековые пута цензуры, заложенные еще Петром I. И мы можем узнать правду про историческое прошлое Украины. Благодаря нашим адвокатам, прокурорам, мы смогли услышать совсем новые сведения и факты из жизни гетмана Мазепы.
2. Конечно, личность этого человека была сложна, противоречива и сегодня речь шла не о всех фактах из жизни Мазепы, и нам еще нужно больше углубиться в исторические книги. материалы прессы, художественную литературу, чтобы еще больше расширить свои знания о славном гетмане.
3. Посовещавшись, и внимательно выслушав исторические факты, мы пришли к выводу: И. Мазепа не был предателем украинского народа. Он предал только Петра I и Россию, которые стремились лишить Украину самостоятельности и подчинить своей власти.
Был он выдающимся человеком, хотя и не без недостатков, присущих всем людям.
Но то, что он, в конце своей жизни став знаменитым, богатым, решил все это отдать ради призрачной мечты — избавить Украину из — под власти России,это уже подвиг. Мазепа — личность. Мазепа — герой.
4. Мог ли хоть кто-то с наших современных политиков пожертвовать всем ради Украины? Вряд ли. Поэтому личность И. Мазепы заслуживает уважения.
И может быть под конец жизни он хотел оправдаться перед народом за годы прислуживания перед российским престолом. Этим поступком он решил себя реабилитировать перед историей и таким образом добыть у потомков доброй славы. То есть его помыслы были корыстными.
Представим себе: если бы Россия оказалась побежденной, история Украины развивалась бы совсем в другом направлении, и я так думаю, далеко не худшим. Об этом красноречиво свидетельствует жизнь народа Швеции и других Скандинавских стран.
5. Украинская историография еще оценит личность Ивана Степановича Мазепы.Она должна снять с него ярлык предателя украинского народа.
Он им не был!
Слово учителя:
Историческая личность не бывает идеальной, как и каждый человек. Поэтому оценивать ее нужно так: какую цель она ставила и какие методы ее достижения избрала.
Трагедия Мазепы в том, что благородную цель — образование независимого государства он стремился осуществить неверными способами, но его шаг, с точки зрения нашего эпиграфа все таки дал многим не отчаяние, а силу.
Эпиграфом на его могиле могли бы быть слова современника, французского дипломата Бонака: «Ніколи не було в Україні людини, рівної в повазі та багатствах. С цього боку він був вищій за багатьох володарів, а ще більше відрізнявся якостями свого розуму. Надію його принижено і нічого не залишилось від гетьмана крім мужності ї нещасть, що сталися з ним, тільки через те, що бажав бачити свою націю вільною». Мазепа объяснял свой переход к шведам: «Бог мне свидетель, что отдаваясь в руки шведского короля, я сделал это не из личной выгоды для себя, а с любовью к родине…»
То, чего хотел и кем был Иван Мазепа, определенно в строках его стихотворения «Дума»
…І ви, панство полковники,
Без жадної політики.
Возьмітеся всі за руки,
Не допустіть гіркої муки
Матці своїй більш терпіте!
Нуте врагів, нуте бити.
Обобщение и закрепление:
Учитель:А теперь, ребята, сделайте свой выбор.
(на доске вывешены таблички «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ». Учащиеся подходят к ним согласно своему выбору – Мазепа – герой или Мазепа – предатель).
Рефлексия: «веночек успеха».
Итоги урока, оценивание.