Конспект урока на тему «Думы беглеца на Байкале»

Урок №14

Из лирики сибирских поэтов

Тема урока: «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Стихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения.

Цель:

— Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолевающему тяжелейшие испытания.

— Формировать навыки аналитической работы с текстом.

Оборудование: репродукции с изображением ветра «Баргузин», презентация урока.


Содержание урока


Скороговорки: проговариваем Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши. Записываем Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.

Проверка домашнего задания:

  1. Выразительное чтение «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдова

Закрепление изученного материала:


  1. «Учимся задавать вопросы»

Фома выполнения задания: работа в парах.

Инструкция: прочитать стихотворение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?

4. Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?

Критерии оценивания:

— Умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст;

— Умение выделять субъект и предикат текста.

Предика́т (лат. praedicatum — заявленное, упомянутое, сказанное) — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение.

  1. Проверка вопросов. Оценивание по критериям.

  2. Проверочная работа

  1. Назови автора и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк

Эпитет –

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

.была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова: (2б)

Славное море — ________________ Байкал, (привольный)

Славный корабль — омулевая бочка…

Ну,_____________, пошевеливай вал…

Плыть молодцу недалечко.


4. Домашнее задание: предварительное задание о поэтах-декабристах: Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Бестужев (Марлинский, Александр Иванович Одоевский)

5. Итоги урока. Рефлексия:

-Что нового узнали?

— Чему научились?

-Понравился ли вам урок?

— Как ты думаешь, насколько тебе удалось справиться с выполнением заданий?

-Что при выполнении заданий показалось тебе наиболее трудным? Почему?

Для ответа используй таблицу:

Самое трудное

Почему трудно






Спасибо за урок































Задание «Учимся задавать вопросы»

Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?

4.Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?











Задание «Учимся задавать вопросы»

Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:

1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?

2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?

4.Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?

7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?

8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?







Проверочная работа

1.Назови автора и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк

Эпитет –

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

.была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова:

Славное море — ________________ Байкал,

Славный корабль — омулевая бочка…

Ну,_____________, пошевеливай вал…

Плыть молодцу недалечко.


Проверочная работа

1.Назови автора и произведение: (2б)

Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.

2.Дай определение словам: (3б)

Очерк

Эпитет –

Метафора

3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)

4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)

5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)

.была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.

6.Вставь слова:

Славное море — ________________ Байкал,

Славный корабль — омулевая бочка…

Ну,_____________, пошевеливай вал…

Плыть молодцу недалечко.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Магнитное поле"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: