Урок №14
Из лирики сибирских поэтов
Тема урока: «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдов
Стихотворение, ставшее народной песней. Герой лирического стихотворения.
Цель:
— Воспитывать чувство сопереживания человеку, преодолевающему тяжелейшие испытания.
— Формировать навыки аналитической работы с текстом.
Оборудование: репродукции с изображением ветра «Баргузин», презентация урока.
Содержание урока
Скороговорки: проговариваем Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши. Записываем Лавировали корабли, лавировали да не вылавировали.
Проверка домашнего задания:
Выразительное чтение «Думы беглеца на Байкале» Д. Давыдова
Закрепление изученного материала:
«Учимся задавать вопросы»
Фома выполнения задания: работа в парах.
Инструкция: прочитать стихотворение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:
1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?
2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?
3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?
4. Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?
6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?
7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?
8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?
Критерии оценивания:
— Умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст;
— Умение выделять субъект и предикат текста.
Предика́т (лат. praedicatum — заявленное, упомянутое, сказанное) — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение.
Назови автора и произведение: (2б)
Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.
2.Дай определение словам: (3б)
Очерк –
Эпитет –
Метафора –
3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)
4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)
5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)
….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.
6.Вставь слова: (2б)
Славное море — ________________ Байкал, (привольный)
Славный корабль — омулевая бочка…
Ну,_____________, пошевеливай вал…
Плыть молодцу недалечко.
4. Домашнее задание: предварительное задание о поэтах-декабристах: Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Бестужев (Марлинский, Александр Иванович Одоевский)
5. Итоги урока. Рефлексия:
-Что нового узнали?
— Чему научились?
-Понравился ли вам урок?
— Как ты думаешь, насколько тебе удалось справиться с выполнением заданий?
-Что при выполнении заданий показалось тебе наиболее трудным? Почему?
Для ответа используй таблицу:
Почему трудно | |
|
|
Спасибо за урок
Задание «Учимся задавать вопросы»
Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:
1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?
2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?
3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?
4.Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?
6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?
7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?
8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?
Задание «Учимся задавать вопросы»
Инструкция: прочитать произведение и составить вопросы разных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке:
1.Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? При каких обстоятельствах?
2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?
3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?
4.Вопросы — предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы ..? как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
5. Вопросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?
6.Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил…? почему что-то хорошо, а что-то плохо? чем один герой отличается от другого?
7.Вопросы, на выявление личного эмоционального к событиям и героям: понравился ли вам герой? Понравилось ли вам..?
8. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа, стихотворения: как бы вы поступили на месте..?
Проверочная работа
1.Назови автора и произведение: (2б)
Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.
2.Дай определение словам: (3б)
Очерк –
Эпитет –
Метафора –
3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)
4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)
5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)
….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.
6.Вставь слова:
Славное море — ________________ Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка…
Ну,_____________, пошевеливай вал…
Плыть молодцу недалечко.
Проверочная работа
1.Назови автора и произведение: (2б)
Долго просидел я на крыльце, не желая своим присутствием стеснять его и старушку в маленьком помещении станции. Дети кончили играть в бабки. Начало темнеть. На небе выступили звёзды и отразились в огромных лужах улицы тихими, бледными огоньками. На крыльце послышались шаги. Я оглянулся. Мой незнакомец стоял сзади меня, закинув руки назад, и, подняв голову, упорно смотрел на небо. В полумраке лицо его казалось особенно бледным и усталым.
2.Дай определение словам: (3б)
Очерк –
Эпитет –
Метафора –
3.Угадай имя и фамилию писателя: К_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _в. (2б)
4. Кто написал «Воспоминание сибиряка»? (1б)
5. Назови героиню произведения, автора и название произведения: (3б)
….была миловидная, толстенькая старушка небольшого роста; в образование наше она не вмешивалась, но мы её не особенно любили, потому что она строго заботилась о наших манерах и легко раздражалась всякими нашими промахами. Она была полька и ревностная католичка, и самыми частыми её посетителями были два ксёндза, не раз в неделю приходившие пешком из Иркутска.
6.Вставь слова:
Славное море — ________________ Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка…
Ну,_____________, пошевеливай вал…
Плыть молодцу недалечко.