Автор: Грызлова Татьяна Николаевна
Место работы: ГОУ Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида
Должность: учитель начальных классов
Дополнительные сведения: конспект урока социально-бытовой ориентировки по программе Воронковой, 7 специальный класс специальной (коррекционной) школы II вида.
Урок социально-бытовой ориентировки
Тема: «Культура поведения»
Тема урока. Правила поведения хозяина при приёме гостей и культура гостя.
Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме.
Задачи:
— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Культура поведения»;
— контролировать и корректировать произношение учащихся в ходе урока;
— развивать слуховое восприятие при выполнении задания «Доскажи словечко», при работе с фразами за «экраном»;
— воспитывать нравственные качества личности ( гостеприимство, радушие, уважение к другим людям).
Оборудование: карточки с тестом «Знаете ли вы правила культурного поведения?», карточки со словами для игры «Найди пару».
Таблички:
-Хозяин дома должен быть щедрым, добрым, вежливым. Хозяин дома должен быть приветливым. Хозяин дома должен уметь занять своих гостей. — — Если ты идёшь в гости твоя одежда быть чистая. В гости нужно приходить во время, без опоздания. Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин. В гостях веди себя культурно, не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам.
— Дополни пословицы. Гостю щей не жалей, а погуще (лей). В чужом доме не будь приметливым, а будь (приветливым). Встречают гостя по платью (провожают по уму). Хозяин весел – гости (радостны).
— Соедини предложения
Ход урока.
Организационный момент.
+ Ты слышишь, Лида?
– Я вас слышу.
+ Как ты слышишь, Алёша?
– Я слышу хорошо.
+ Ваня, ты меня слышишь?
— Я вас слышу.
+ Юля, ты слышишь?
– Я слышу.
+ Никита, ты готов к уроку?
– Я готов к уроку.
+ Какой сейчас урок?
— Сейчас урок социально-бытовая ориентировка.
+ Который по счёту урок?
— Сейчас третий урок.
+ Какую тему мы изучаем?
— Мы изучаем тему «Культура поведения»
+ Прочитай тему урока, … .
Разминка.
+ Правильно ребята. Мы изучаем тему «Культура поведения». Ребята, сейчас будем играть и проверим, как вы знаете вежливые слова.
+ Что мы будем делать?
— Будем играть.
Игра «Доскажи словечко»
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Вывод. Молодцы, ребята! Вежливые слова вы знаете хорошо.
+ А давайте проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.
Проверка знаний учащихся правил культурного поведения.
Работа с тестом на партах.
Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»
1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, в театр, в библиотеку?
— Да, шапку нужно снять;
— Нет, шапку снимать не надо.
2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
— Бросишь на землю, когда никто не видит;
— Бросишь в урну;
— Отдашь маме.
3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?
— Да
— Нет
4. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?
— Вытрешь его рукавом
— Вытрешь носовым платком или салфеткой
— Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца
5.Как нужно размешивать чай в стакане?
— Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду
— Так, чтобы чай расплескался по столу
— Бесшумно, не привлекая к себе внимание других
6. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?
— Поздороваться
— Стукнуть хозяина дома по плечу
7. Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?
— Мама или папа
— Бабушка или дедушка
— Я сам возьму тапки
4. Сообщение темы урока.
+ Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку.
+ Все любят ходить в гости, я так и думала.
+ А что мы знаем с вами о том, каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. К концу урока мы должны ответить на вопросы: Каким должен быть хозяин дома? и Какие правила поведения должен знать гость?
5. Изучение нового материала. Правила поведения хозяина дома.
Сценка 1 «В прихожей».
Хозяин смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гость и стучится в дверь.
Хозяин приоткрывает дверь и разговаривает с гостем «на пороге».
— Здравствуй, Ваня!
— Привет, Никита! Ты чего пришёл?
— Я пришёл к тебе в гости.
— Я занят, смотрю фильм.
— Какой фильм ты смотришь?
— Интересный.
+ Ребята, как вы думаете, какой Ваня хозяин?
— Плохой, сердитый, не рад гостю.
+ Что должен был сделать хозяин?
— Хозяин должен был пригласить гостя в комнату.
+ Хорошо, давайте посмотрим ещё раз сценку.
Сценка 2. «В прихожей».
— Здравствуй, Ваня! Я пришёл к тебе в гости.
— Здравствуй, Никита! Как хорошо, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста.
+ Ребята, как вы думаете, а сейчас какой Ваня хозяин?
— Приветливый, добрый, не сердитый, он рад гостю.
+ Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.
— Хозяин должен быть приветливым.
(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть приветливым»)
Сценка 3.
Роль хозяина исполняет учитель, роль гостя — ученица.
Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, гость вдруг садится на диван, хозяин прогоняет его:
— Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма!
Гость тянется к игрушкам, книжкам.
— Игрушки ломаются , а книжки рвутся.
И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыла?
+ Ребята, как вы думаете, хозяин вёл себя правильно? Какой у нас был хозяин?
— Грубый, жадный.
+ Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.
— …………………………………………………………….
(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть щедрым, добрым, вежливым»)
+ Ребята, а ещё хозяин должен уметь развлечь своих гостей.
(На доске появляется табличка «Хозяин должен уметь развлечь своих гостей»)
+ Чтобы гости не скучали, можно предложить им поиграть. В какие игры вы можете поиграть дома со своими гостями?
— Шахматы, шашки, настольные игры, провести конкурсы.
Общий вывод.
+ Ребята, давайте прочитаем, каким должен быть хозяин дома.
( Чтение выводов с табличек)
6 . Культура поведения гостя.
+ А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть гость.
Задание 1 . Выберите одежду, в которой вы пойдёте в гости.
Спортивный костюм
Халат
Красивое платье
Мужской костюм
Грязная одежда
+ Молодцы, ребята! Вы правильно назвали одежду, в которой нужно идти в гости.
(На доске появляется табличка « Если ты идёшь в гости , одежда должна быть чистой»)
Задание 2. Соединить «разорванные» предложения. Каждое правило разделено на 2 части. Учащимся необходимо найти и соединить это правило.
В гости нужно приходить ( вовремя, нельзя опаздывать).
Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин.
В гостях веди себя культурно, (не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам).
Чтение составленных правил детьми.
+ Ребята, мы часто ходим в гости на праздники. Какие праздники вы знаете?
— Новый год, 8 марта, день рождения.
+ А если мы идём в гости, например на день рождения , что необходимо взять с собой?
— Подарок.
+ Правильно. И выбрать подарок бывает очень трудно. Давайте попробуем определить, что кому мы можем подарить.
Задание 3. Найди пару.
На доске таблички:
Бабушке ролики
Малышу шарф
Папе погремушка
Маме платок
Дедушке галстук
Девочке ваза
Мальчику кукла
+ Подарок должен приносить радость. Ребята, а какие слова мы будем говорить при вручении подарка.
— Поздравляю с днём рождения! Желаю здоровья, счастья.
7. Обобщение изученного материала. Чтение выводов, которые были сделаны на уроке.
+ Хорошо, ребята. О чём мы с вами сегодня говорили на уроке?
— Мы говорили о том, какими должны быть хозяин и гость.
+ Давайте прочитаем наши выводы, каким должен быть хозяин.
-………………………………………………………………………
+ Какие правила должен соблюдать гость?
— …………………………………………………………………….
+ Хорошо. А сейчас давайте попробуем дополнить пословицы.
Задание. Дополни пословицу.
Гостю щей не жалей, а погуще … (лей).
+ А что это значит, как вы понимаете эту пословицу?
— Хозяин должен быть щедрым, должен угощать гостей.
В чужом доме не будь приметливым, а будь… (приветливым).
(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).
Хозяин весел – гости … (радостны).
(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).
Встречают гостя по платью, а провожают… (по уму).
8. Вывод по уроку.
Какой сейчас был урок?
Какую тему мы изучали?
Какие выводы мы сделали сегодня на уроке?
Лесенка достижений
Хочу знать больше
Всё усвоил
Ещё есть трудности