МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
в 5 классе
«Фонетический турнир»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2013
Цель:
организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении темы «Фонетика».
Задачи:
способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 6 туров. Каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд, кроме 1 тура. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех турах.
Оформление доски
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»
К. Паустовский
Плакат «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С.Тургенев
Ход игры
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели мероприятия. Представление жюри. Представление команд.
Игра проходит под девизом: «Только знанья, воля, труд нас к победе приведут».
II. Правила игры:
проводим 6 туров;
в каждом туре разыгрывается разное количество вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл;
время на обсуждение вопроса – 30 секунд (кроме 1 тура);
после истечения времени команда должна дать ответ;
если команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители, а команда свои баллы потеряет;
победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех турах.
1 тур «Блиц-турнир» (на каждый вопрос – ответ-экспромт)
1. Что изучает раздел науки о языке фонетика? (звуки речи)
2. Что изучает графика? (начертания букв, их виды)
3. Что изучает раздел науки о языке орфоэпия? (правила произношения звуков, ударения в словах)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Сколько гласных букв? (6)
6. Сколько гласных звуков? (10)
7. Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ и Ь)
8. Сколько согласных букв? (21)
9. Назвать только звонкие звуки. (л, м, н, р, й)
10. Назвать только глухие звуки. (х, ч, щ, ц)
11. Назвать только мягкие звуки. (ч, щ, й)
12. Назвать только твёрдые звуки. (ж, ш, ц)
13. Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных?
(и, е, ю, ё, я, ь)
14. Какие буквы обозначают твёрдость предшествующих согласных?
(а, о, у, ы, э, ъ)
15. Назовите парные звонкие и глухие звуки. б д з ж г в
п т с ш к ф
16. Как на письме отличить звук от буквы? (звук – [ ])
2 тур «Звуки и буквы»
Отвечает каждый член команды, подходит и берёт карточку с заданием.
1. Определить количество букв и звуков в слове ёж. (2 буквы, 3 звука)
2. Определить количество букв и звуков в слове лаял. (4 буквы, 5 звуков)
3. Определить количество букв и звуков в слове письмо. (6 букв, 5 звуков)
4. Определить количество букв и звуков в слове съем. (4 буквы, 4 звука)
5. Определить количество букв и звуков в слове белые. (5 букв, 6 звуков)
6. Определить количество букв и звуков в слове тень. (4 буквы, 3 звука)
7. Определить количество букв и звуков в слове юла. (3 буквы, 4 звука)
8. Определить количество букв и звуков в слове теннис. (6 букв, 5 звуков)
9. Определить количество букв и звуков в слове копьё. (5 букв, 5 звуков)
10. Определить количество букв и звуков в слове юбка. (4 буквы, 5 звуков)
11. Определить количество букв и звуков в слове мял. (3 буквы, 3 звука)
12. Определить количество букв и звуков в слове ёлка. (4 буквы, 5 звуков)
3 тур «Домашнее задание»
Участники команд задают друг другу по 3 вопроса по теме «Фонетика»
4 тур «Конкурс капитанов»
Задание. Прочитать слова в соответствии с нормами произношения.
1. Конечно, копеечный, приговор, творог, свёкла, музей, позвонит, трудна, трудны, Кузьминична.
2. Скворечник, чтобы, столяр, засуха, статуя, шинель, опека, щавель, проста, просто, просты, Фоминична.
5 тур «Подумай и ответь»
1. Какие слова нельзя разбить для переноса? (слова из 1 слога)
2. Произнести звуки в обратном порядке:
а) лен – ноль
б) лей – ель
в) лоб – пол
г) люк – куль
д) ток – кот
е) шёл – ложь
ж) шей – ешь
з) лёд – толь
3. Приведите примеры слов, которые можно прочитать справа налево. Кто больше? 1 команда начинает, например, Яна – Аня. Вторая команда продолжает, например, кот – ток.
4. Сколько раз в предложении встречается звук [з]?
Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)
5. Сколько раз в предложении встречается звук [c]?
Сани легко ехали по скользкой дороге. (3)
6. Сколько раз в предложении встречается звук [ш]?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (4)
7. Сколько раз в предложении встречается звук [ж]?
Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (3)
8. Какая разница между словами?
Мал – мял
мил – мыл
галка – галька
ел – ель
(в мягкости/твёрдости звуков)
6 тур «Метаграмма»
Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово.
1. С р меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой щ, хочу иль не хочу,
Рубят лес – я в сторону лечу.
Репка – щепка
2. С буквой щ – на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место:
Без меня не будет теста.
Щука – мука
3. С п – я часть велосипеда,
С м» – награда на груди у деда.
Педаль — медаль
4. С в – у птиц найдёшь,
С ч – замок им отопрёшь.
Клюв — ключ
5. С твёрдым л – огородное растение
И приправа к пище,
С мягким – отверстие,
Прикрываемое крышкой.
Лук — люк
6. С г – к вам на праздник придёт,
А вот с к – лишь собачка грызёт.
Гость — кость
Пока жюри подводит итоги, задание болельщикам «Хитрые вопросы».
1. В каком слове из пяти букв насчитывается 5 о? (опять)
2. В каком слове находится семь букв я? (семья)
3. Чем заканчивается день и ночь? (ь)
4. В каком слове 40 а? (сорока)
5. Половина какой буквы даёт название воинской части? (полк)
6. Что находится между берегом и рекой? (и)
7. Каким гребнем не расчешешь головы? (петушиным)
8. Какие ворота находятся в поле? (футбольные)
9. Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
III. Подведение итогов. Награждение.
Список использованной литературы
1. Банчуков Р. В. Смекалка/ Р. В. Банчуков. – М.: Просвещение, 1985
2. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков./
Д. И. Водзинский. – М.: Просвещение, 1963
3. https://www.razumniki.ru/matagrammy.html
4. https://zanimatika.narod2.ru/Book3.htm