Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Богословка
Пензенского района Пензенской области
Конспект урока по географии в 7 классе
«Роль Мирового океана в природе»
Подготовила учитель географии
Шокорова Ольга Геннадьевна
С. Богословка
Тема урока: Роль Мирового океана в природе.
Цели урока: 1. Продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли на примере взаимодействия системы «океан – атмосфера»; на конкретных примерах раскрыть существующую цепь взаимосвязей между океаном, атмосферой и сушей. 2.Учить школьников обобщению знаний, умениям делать логические выводы, осознавать сложность имеющихся в природе взаимосвязей.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
«Мы живём на суше, поэтому своёй планете мы дали имя Земля. На самом деле её следовало бы назвать Морем. Больше двух третей планеты занято водой, и, если к нам явятся пришельцы из космоса, они её так и назовут. Обилие воды в жидком состоянии делает нашу планету уникальной в Солнечной системе: На Меркурии, скорее всего, нет воды – там слишком жарко; на Юпитере слишком холодно»
Жак Пикар, швейцарский учёный-океонолог
Сегодня на уроке мы будем говорить о Мировом океане. Будем вновь учиться обобщать научные знания и делать выводы. Главный вопрос сегодняшнего урока: Каково значение Мирового океана в природе? Чтобы ответить на него вам необходимо вспомнить все, что вы узнали о Мировом океане на предыдущих уроках. Итак, приступим к работе.
Мировой океан – главная часть гидросферы.
Перед вами несколько научных тезисов. Выберите те, которые доказывают исходное утверждение. Обобщите, сформулируйте вывод и дайте полный ответ.
В нём выделяют четыре основные части – океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый
Какими свойствами обладает морская вода? Как они изменяются?
— Расскажите, как изменяется температура вод Мирового океана на разных широтах и как изменяется с глубиной?
— От чего зависит солёность океанических вод? ( Решение задачи стр.42 №2.)
Большие объёмы воды, отличающиеся от окружающей водной толщи температурой, солёностью, плотностью приобретенными в определённых районах Океана, называют ….. (водными массами)
— Составьте классификацию водных масс по двум признакам и охарактеризуйте их свойства.
По глубине расположения: поверхностные, глубинные, придонные.
По широтному расположению: экваториальные, тропические, умеренные, арктические.
Водные массы океана находятся в постоянном движении. На это есть несколько причин. Но главные движения вод Мирового океана – это океанические течения.
— Как можно классифицировать океанические течения?
— Приведите примеры стоковых течений южной части Тихого океана.
— Приведите примеры ветровых течений северной части Атлантического океана.
— Почему Северо – Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего + 12 С, считается тёплым, а Канарское течение с температурой воды + 19 С считается холодным?
Итак, я убедилась в ваших прочных знаниях о Мировом Океане. Но главный вопрос урока остаётся пока открытым. Сначала порассуждаем на тему «Океан и атмосфера».
— Могли бы существовать отдельно океан и атмосфера?
— Почему Океан называют накопителем тепла?
Каков же вывод? В результате взаимодействия Океана и атмосферы происходит круговорот воды в природе.
Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства воздушных масс, формирующихся над территорией океана, те в свою очередь влияют на формирование климата. Кто сможет рассказать об этом влиянии более подробно?
— Течение Гольфстрим образно называют «водяным отоплением» Европы. Объясните почему?
— Как бы изменился климат Европы, если бы Гольфстрим стало холодным течением?
Подведите итог сказанному и сделайте вывод. Океан оказывает большое влияние на климат материков. Для морского климата характерны небольшие годовые амплитуды температуры воздуха и большое количество осадков, а для континентального наоборот, холодные зимы и жаркое лето, малое количество осадков.
Я вновь задаю главный вопрос урока: Каково значение Мирового океана? Готовы вы на него ответить?
Запишем ответ: Перенос тепла и влаги в системе «океан – атмосфера – суша» является важнейшим климатообразующим фактором, а также источником образования вод на суши.
Вторая часть урока – практическая.
В конце урока каждый из вас должен сдать два вида практических заданий..Средняя арифметическая оценка заносится в журнал. Желаю успеха всем.
Заключительная часть
В заключение хочу привести слова одного из современных исследователей океана: « Море – это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок»
Спасибо за урок. Домашнее задание стр.55, № 3.
Приложения к уроку.
2 вариант | |
1.Составьте сравнительную характеристику: Перуанского и Канарского течений. 2. — На схеме красным карандашом покажите тёплые течения. — Цифрой 1 обозначьте ветровые течения
— Укажи аналоги течений А,Б,В в Тихом океане. А
5с.ш. западные ветры
25с.ш. С – В пассат
25 Ю – В Б В
5ю.ш. западные ветры | 1.Составьте сравнительную характеристику: Гольфстрим и Северо-Тихоокеанского течений
2. — На схеме синим карандашом покажите холодные течения.
— Цифрой 2 обозначьте стоковые течения
— Укажи аналоги течений А,Б,В в Атлантическом океане. А
5с.ш. западные ветры
25с.ш. С – В пассат
25 Ю – В Б В
5ю.ш. западные ветры |
Напиши названия географических объектов, соответствующих номерам:
Вариант №1
8 1 1
4 2
6 7 3 5 10 9
Напиши названия географических объектов, соответствующих номерам:
В 4 1 2 3 6 10 5 8 7 9
Список использованной литературы
О.В.Крылова Материки и океаны, издательство «Просвещение»
«География. Материки и океаны. 7 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой» Издательство «Учитель»