Тема урока: «Тундровая зона России.»
Предмет: География
Класс: 8
Цель: знакомство с особенностями зоны тундры, расширение знаний учащихся о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны тундры, воспитание чувства любви к природе своей Родине.
Задачи:
Образовательная: сформировать представления о природной зоне тундры, хозяйственном использовании ресурсов зоны и проблемах нарушения целостности природного комплекса;
Развивающая:
Способствовать осознанию ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира,
продолжить формирование умения находить причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать, анализировать и синтезировать, высказывать суждения, формулировать собственное мнение, делать выводы , приходить к общему решению
развивать культуры общения, навыка работать в группе, развивать навыки исследовательской работы
Воспитательная: Воспитывать чувство экологической ответственности, уважительного отношения к природному наследию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский
Техническое обеспечение урока: атлас, мультимедийное оборудование
Основополагающий вопрос урока.
«Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс?»
Этап урока Цель | Время мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат | ||
| Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | 1 |
|
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей и письменных принадлежностей | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Познавательный интерес | |
| Актуализация знаний.
Мотивация к учебной деятельности | 3 | — Прослушивание фрагмента песни «Увезу тебя я в тундру», постановка целей урока учащимися по аналогии с предыдущим уроком, определение темы урока, постановка основополагающего вопроса урока учителем |
| Урок проходит в сопровождении презентации. 1) Подводит учащихся к формулированию темы после прослушивания отрывка из песни «Увезу тебя я в тундру». На слайде 1 появляется тема урока . — Какова цель нашего урока? Что нам нужно для её достижения?
— Название зоны произошло из языка народа саами и означает “сопки” — невысокие вершины, которые не покрыты лесом. – или от финского tunturi, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова «бесплодная или враждебная территория». Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже.
| Слушают песню
1) Называют тему урока. «Тундра»
Определяют цель и цель урока по аналогии с предыдущим уроком: «Изучить особенности зоны тундры, как природного комплекса. Для этого необходимо изучить материал по плану характеристики зоны».
3) Сдувают учителя. | Запись в таблице в тетради | |
| Изучение нового материала:
Организация работы в группах. 2) Исследовательский Совершенствование навыка работы в группе, поиска и выбора нужной информации, выявление причинно-следственных связей между компонентами природы 3) Отчётный
|
1
7
15 |
Учащиеся делятся на 7 групп (картографы м геоморфологи, климатологи, гидрологи, почвоведы, ботаники, зоологи , этнографы, экологи. За отведённое время (7 минут) должны подготовить сообщение по своему вопросу для остальных групп.
Изучение учащимися раздаточного материала, подготовка сообщений.
Выступление групп с отчётами о проделанной работе. |
Устное сообщение учителя
Исследовательский, частично поисковый
Групповой, Объяснительно – иллюстративный
| — Каждая группа получила задания (Приложение 1), атласы и раздаточный материал (Приложение 4). За 7 минут вы должны провести исследование и подготовить сообщения по своим вопросам для других групп. (Слайд 6) 1) Учитель объясняет, как будет оцениваться работа учащихся: -Оценка группе будет выставлена по среднему баллу за выступление и тест, который будет выполняться группами в конце урока. Один учащийся от группы по вашему выбору сдаёт на проверку тетрадь с заполненной таблицей. Приступаем.
Наблюдает за работой групп.
Руководит отчётом групп, открывает на слайде карту физическую и природных зон России при отчёте первой группы. Корректирует и оценивает выступления (Приложение3. Оценочный лист). | Слушают учителя
Распределяют задания внутри группы, изучают карты атласа, раздаточный материал, готовят сообщение.
Группы выступают по очереди, в соответствии с планом характеристики зоны. Группа картографов, ботаников и зоологов, иллюстрирует своё выступление слайдами, подготовленными как домашнее задание. Остальные слушают, заполняют таблицу
|
Взаимное обучение в результате выступления групп по своим вопросам. Заполнение таблицы в тетрадях.
Приобретение знаний по отдельныи вопросам темы
Развитие монологической речи, Заполнение таблицы, выявление взаимосвя зей природных компонен- тов | |
| Закрепление Первичное осмысление материала, развитие аналитического мышления. | 12 | — Выявление характерных черт тундры. — Сравнение тундры и арктической пустыни, выявление причин сходства и отличий. — Ответ на основополага ющий вопрос урока. — Выполнение теста «Арктическая пустыня и тундра», самопроверка и самооценка. | Репродуктивный, логическая задача, сравнение, поиск общего | 1) Обобщает, предлагает выделить характерные черты зоны тундры (слайд 7). — Давайте назовём характерные черты тундры: Природные явления Климатические В органическом мире Корректирует, обобщает, открывает слайд.
2) Предлагает сравнить 2 зоны: — Давайте выясним, чего больше – сходств или отлитий у зоны арктических пустынь и тундры и почему (Слайд 6 с планом для сравнения).
3) Предлагает ответить на основополагающий вопрос: — Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс и почему? Если учащиеся затруднятся, то на слайде открываются опорные слова: уникальность природы, богатство ресурсами, влияние на природу человека.
| 1) Предлагают ответы: полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, суровая зима множество озер и болот, многолетняя мерзлота отсутствие деревьев и господство однолетников, мхов, лишайников, кустарничков множество перелетных птиц летом
2) Сравнивают зоны по плану, выявляют сходства и отличия, называют причины.
3) Отвечают. — Тундра нуждается а охране, т.к. её природа уникальна, а человек в результате своей деятельности нарушает компоненты природы., который очень долго восстанавливаются в суровых условиях.
|
| |
|
|
|
| Диктант | 4) Слайд 8 Проверка знаний. Диктант (Приложение 2). — Давайте проверим, как вы усвоили материал. Каждая группа выполняет тест. Время работы 5 минут. | 4) Выполняют тест. Проводят самопроверку и самооценку, сообщают оценку учителю.
|
| |
| Подведение итогов. Дать оценку работе групп | 4 |
|
| Сообщает оценку каждой группе, собирает по 1конспекту от группы (на выбор самих учащихся) для проверки заполнения таблицы. | Сдают по 1 тетради от группы на проверку по собственному выбору |
| |
| Рефлексия Самоанализ деятельности и её результатов | 2 |
| Синквейн | Предлагаю группам совместно озвучить образ тундры, который вы сами создали сегодня на уроке. Слайд 11 1 группа – одно существительное 2 группа – 2 прилагательных 3 группа – 3 глагола 4 группа – фраза из 4 слов (отношение к теме) 5 группа — синоним слова (сути темы) 6 группа — что запомнилось больше всего 7 группа – что хотелось бы увидеть своими глазами Задаёт вопрос: — Для чего могут пригодиться полученные знания? — Вернёмся к цели и задачам урока? Достигли ли мы их выполнения? |
Учащиеся отвечают. Примерные ответы: Мох Белесая, холодная Выживают, приспосабливаются, развиваются. Холодный климат ранимая природа Суровая
|
| |
| Домашнее задание |
|
|
| Задаёт дифференцированное домашнее задание (Слайд 12): § 23 (с. 132-135) – читать. На оценку 9— подготовить рассказ о зоне тундры. На оценку 10 – уметь сравнивать зону арктических пустынь и тундру На оценку 11 – сделать крооссворд на тему «Зоны Севера). Не менее 15 слов с вопросами и ответами на отдельных листах формата А 4
| Записывают домашнее задание |
|
Приложение 1
Группа № 1
Географы и геоморфологи
Ⅰ По карте атласа и тексту раздаточного материала определите географическое положение зоны тундры:
В какой части страны расположена зона, в каких примерно широтах (показать на карте)
На каких полуостровах и островах
Как изменяется территория зоны с продвижением на восток
Внешний облик зоны
Сделайте предположение о возможном влиянии географического положения на природу этой территории
Ⅱ По физической карте атласа определите характер рельефа зоны тундры (формы, высоты,) какие горы или равнины (перечислить . и показать на карте)
Группа №; 2
Климатологи
Используя карты атласа, учебника (с.64 – 68) и раздаточный материал, составьте краткую характеристику климата зоны тундры по следующему плану:
В каком климатическом поясе находится зона
Температурный режим (tº я, tºи )
Годовое количество осадков, режим их выпадения, мощность снежного покрова
Испаряемость, характер увлажнения
Типы погод. Времена года
Другие особенности климата
Сделайте вывод о влиянии климата на природу зоны
Группа № 3
Гидрологи
Исследуйте физическую карту атласа и раздаточный материал и дайте краткую характеристику вод тундры
Виды внутренних вод в зоне, какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?(реки, озера, болота) назовите и покажите их на карте. Есть ли болота. Причины заболоченности
Многолетняя мерзлота, её влияние на другие компоненты природы.
Сделайте вывод о зависимости вод от географического положения, рельефа и климата
Группа № 4
Почвоведы
Используя почвенную карту атласа и раздаточный материал дайте краткую характеристику почвы
Тип почвы
Строение профиля
Плодородие
Сделайте вывод о влиянии природных компонентов на почвы зоны (рельефа, климата, растительного остатка)
Группа № 5
Ботаники
Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику тундры растительности тундры
Характерные черты растительности
Представители растительности (назвать растения)
Есть ли древесная растительность
Приспособленность растений к условиям обитания
Сделайте вывод о связи природных компонентов и их влиянии друг на друга
Группа № 6
Зоологи
Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику животного мира зоны
Типичные представители зоны (перечислить)
Приспособленность к условиям обитания
Сделайте вывод о факторах, оказывающих влияние на формирование фауны тундрысформировался животный мир зоны
Группа № 7
Этнографы
Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:
Коренные жители и их занятия, как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия
Какие крупные города возникли в пределах зоны
Какие природные богатства добываются
Группа № 8
Экологи
Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:
Какие экологические проблемы возникли в зоне, причина
Охрана природы тундры
Приложение 2
Диктант «Арктическая пустыня и тундра»
Арктическая пустыня —
Тундра —
Расположена в основном на островах СЛО
Жизнь связана с морем – источником пищи
Увлажнение избыточно, много болот и озер
Встречается белый медведь
Много перелётных птиц
Средняя температура января -26-28С, а июня +5 — +12, осадков -200-250 мм в годС
Сильные ветры выдувают тепло в летний период
Грибы выше деревьев, мох – пища для оленей, в реках и озерах много рыбы, обилие ягодных кустарничков.
Значительные площади покрыты ледниками, на скалах «птичьи базары»
Расположена в южной части субарктического климата
Ключ
Арктическая пустыня — 1, 2, 4 7, 9
Тундра — 3, 5, 6, 8, 10
Приложение 3
Оценочный лист
Название группы | Оуенка за выступление | Оценка за диктант | Итоговая оценуа | |
| Географы и геоморфологи |
|
|
|
| Климатологи
|
|
|
|
| Гидрологи
|
|
|
|
| Почвоведы
|
|
|
|
| Ботаники
|
|
|
|
|
Зоологи
|
|
|
|
| Этнографы
|
|
|
|
| Экологи
|
|
|
|
Приложение 4
Раздаточный материал
Тундра
Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России.
Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств, сравнительно узкую в западных и более широкую в восточных районах (особенно на Таймыре и Чукотке). Тундрой покрыта также часть островов. На Камчатке тундры нет
Тундрой на территории России заняты арктические острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли и материковое побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке.
Преобладающий тип рельефа
Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами. Большая часть их еще недавно была покрыта водами морской бореальной трансгрессии. В тундрах Русской равнины, Западной и Средней Сибири наблюдаются ледниковые моренные формы рельефа различной сохранности. Плоские низменности местами прерываются возвышенностями и даже невысокими горными хребтами. Хребет Бырранга на Таймыре поднимается до 1146 м над ур. м.
Облик Тундры Большую часть года здесь свирепствуют холода. Оголённая местность. Эти необъятные пространства постоянно продуваются ветрами. Снег тает лишь во время короткого арктического лета. Из-за вечной мерзлоты талые воды не исчезают. По этой причине, летом тундра превращается в необъятные болотистые пространства, связанные между собой ручьями и водными потоками. После схода последних снегов, тундра пышно цветет.
Климат
Климат Тундра отличается очень суровым климатом (климат субарктический): холод, сильные ветры, вечная мерзлота. Зима продолжительная (5-6 месяцев) и холодная (до 50° С). Лето также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С, в дельте Лены температура июля не превышает 5С, а зимой опускает ниже -42С . С приходом лета оживает вся растительность. В тундре бывает только два времени года — зима и лето. В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету и от лета к осени можно говорить лишь условно. За начало лета обычно принимают исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец — первые морозы и снегопады в конце августа. Лето в тундре короткое и холодное, но с длинным световым днем; заморозки случаются и летом.
Осадков в среднем за год выпадает лишь 200-300мм
Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Мощность снежного покрова достигает 30-70см. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году. Сильные ветры сдувают снег с возвышенных мест в низины, обнажая почву на большом протяжении.Частые метели перевевают снежный покров, от толщины которого в значительной мере зависит распределение растительности. Ветры в тундре имеют ясно выраженный муссонный характер и круглый год холодные: зимой они дуют с юга, с переохлажденного материка в сторону теплого океана, летом с севера, с холодного океана на теплый материк.
Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти до предела насыщен водяными парами. Во все месяцы года, по наблюдениям в 13 часов, относительная влажность воздуха выше 70%. Соседство с морями Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра.
Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический – суровая зима, долгая и холодная, до -32С, в Якутии до -40С, в Оймяконе температура порой понижается до -68С. На восточной окраине России климат мягче, сказывается влияние Тихого океана. Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы, осадков в тундре выпадает мало. Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота. Толщина мерзлого слоя неодинакова. В Якутии, например, его толщина достигает несколько сотен метров. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф на 3-40см., глина на 125см., а песок более чем на 150 см. Лето короткое, температура на севере +4С, на юге +10С, осадков выпадает мало -200-300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения >1,5 из-за низкой испаряемости. Зимой тундра унылая и неприветливая.
Воды
Реки разные, много больших и очень известных. Правда самые крупные берут начало в зоне лесов и даже степей, а в тундре их низовья: Печера, Обь, Енисей, Лена. По тундре полностью или почти полностью текут Поной, Воронья, Яна, Колыма, Индигирка…. Озера крупные и совсем маленькие. Например небольшое озеро в центральном парке Мурманска Семеновское, в горной тундре и лесотундре самые крупные озера Кольского полуострова Имандра, Умбозеро, и крупное озеро Красноярского края Таймыр. Основным питанием для полноводных здешних рек является талый снег. Первые месяца лета — пик половодья. — Читайте подробнее на
Тундра буквально усеяна неглубокими и небольшими озерами. В местах более глубокого протаивания возникают неглубокие котловины, заполненные водой.
Велик и речной сток. Реки в летнее время многоводны.
Почва
Мерзлота оказывает громадное влияние на лежащий над нею деятельный слой: она охлаждает почву, не позволяет воде проникать вглубь и тем содействует застаиванию воды на поверхности почвы. Присутствие вечной мерзлоты при малом количестве осадков в летние периоды нередко вызывает своеобразное явление физиологической сухости, играющее весьма важную роль в жизни арктических растений. Мощность сезонно-талого слоя составляет в среднем около 40см. Оттаивать почвы начинают только в конце июня, а в начале сентября они снова замерзают. Оттаивание и вымораживание активизируют передвижение почвенных частиц, их перемешивание с гумусом и разрыхленными горными породами. Это способствует образованию почв. Летом лед тает, образуя потоки, озера, болота и трясины. От этого почва становится очень болотистой и топкой. В летние месяцы, когда лед начинает таять, вода здесь не может впитываться в почву. Это происходит потому, что летом оттаивает только верхний слой вечной мерзлоты, а нижний по-прежнему находится в замороженном состоянии.
Почвы маломощные, тундро-глеевые. Почвообразовательный процесс протекает только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса составляет всего 2-3%. Почвенный профиль карликовый, всего 40см.
Почва – тундрово-глеевая
— имеют бурую окраску профиля
— формируется в условиях недостатка тепла, избытка влаги и скудной растительности
образуются в местах, освобожда -ющихся от снега и льда
— они маломощны и неплодородны.
Поверхность может прогреваться
до 25°, в то время, как температура воздуха остаётся низкой. Это провоцирует активный Рост растений
Использованные материалы
https://geographyofrussia.com/tundra
https://www.rastitelnyj.ru/tundra1.htm
https://webmandry.com/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-tundra-harakteristika-geograficheskoe-polozhenie-prirodnye-usloviya-i-klimat-pochvy-problemy-tundry.html
https://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20/68-2011-01-05-09-18-30/560-tyndra-rossia.html
https://festival.1september.ru/articles/628153/
https://gigabaza.ru/doc/25521.html
https://www.duhzemli.ru/animal/protection/20-tundra.html
https://informic-doam.ru/publ/soobshhenie_po_okruzhajushhemu_miru_na_temu_quot_prirodnye_zony_rossii_quot/1-1-0-9
https://naturall.ru/node/4
https://nsportal.ru/shkola/prirodovedenie/library/2013/10/11/konspekt-uroka-prirodnye-zony-rossii-zona-tundry-4-klass
https://ecologyproblems.ru/10-ekologicheskie-problemy-v-zone-tundry
https://www.myshared.ru/slide/437172/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/05/konspekt-otkrytogo-uroka-po-okruzhayushchemu-miru
https://biofile.ru/geo/7445.html
https://uchilok.net/geografia/134-tundrovye-pochvy.html
https://russia.yaxy.ru/rus/base/team/097.html