Конспект урока географии на тему
«Климат Евразии»
Цель урока: Создать условия для самостоятельного изучения учащимися климата материка Евразия.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Евразия через систему географических задач.
Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.
Развивающие:
Используя субъектный опыт каждого ученика о климате, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания об особенностях климата Евразии.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
Поддерживать психологический комфорт урока.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
Форма организации работы: групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, карточки для распределения по группам, кроссворд для географической разминки, условные знаки для устного диктанта, конверты с заданиями, географические атласы.
Примечание: к данному уроку должны быть подготовлены двое ребят-экспертов (опережающее обучение), которые будут проводить экспертизу ответов учащихся класса. Перед уроком ребята с помощью карточек (по типу паззл с изображением материков) распределяются на группы по 4-5 человек.
Ход урока
Евразия, Евразия,
Огромный континент.
Большой до безобразия,
Конца и края нет.
И если ты когда-нибудь
Решишь его пройти,
То сколько же чудесного
Ты встретишь на пути!
Географическая разминка. В начале урока в группах проводится традиционная работа по изучению географической номенклатуры. Проверку работы проводят ученики-эксперты.
Постановка цели урока.
На слайде 1 презентации – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии.
Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:
Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время? — Да.
Почему это возможно? — Потому что материк Евразия – очень большой по площади и на материке сложился разнообразные природные условия.
Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? — Климат Евразии.
По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? – В чем причина разнообразия рельефа Евразии?
Актуализация знаний.
Слайд 2 — задание «Выберите факторы, которые влияют на климат». Выполнение фронтальное.
Изучение нового материала.
Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме «Я утверждаю, что…», учащиеся в группе на основе карты климатических поясов мира (слайд 3) принимают решение и сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью условных знаков. Эксперты после каждого вопроса сразу корректируют ответ.
Я утверждаю, что…
На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов.
На территории Северной Америки отсутствует субэкваториальный пояс.
На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс.
Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс.
В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается.
И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс.
Для Северной Америки характерны те же климатические пояса, что и в Евразии, кроме экваториального пояса.
В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.
Определение типов климата Евразии по признакам. Ребята работают в группе, формулируют ответы и в письменном виде предоставляют их экспертам для оценки. Данный прием эвристической деятельности позволяет выяснение того, что представляет собой неизвестное по имеющимся данным.
1.
Не происходит смены времен года.
Весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков.
В поясе располагаются в основном южные острова, например, острова Индонезии.
(экваториальный)
2.
Летом преобладают тропические, а зимой – умеренные воздушные массы.
Зимой выпадают осадки, лето сухое.
Имеет три климатических сектора.
На западе сектор средиземноморский, на востоке – муссонный.
В западной части осадки выпадают зимой, на востоке – летом.
В центральном секторе находится нагорье Тибет.
(субтропический)
3.
Располагается на крайнем севере Евразии.
В течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зимой морозно, летом холодно.
В пределах этого пояса находятся острова Шпицберген.
(арктический)
4.
Летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические.
Является переходным климатическим поясом, занимает территорию полуостровов Индостан и Индокитай.
(субэкваториальный)
5.
Летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические.
Осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс.
В этом поясе находится остров Исландия.
(субарктический)
6.
Пояс не протягивается через весь материк.
Пояс занимает Аравийский полуостров.
Пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года, температуры высокие, особенно в летний период.
(тропический)
7.
Пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг.
Преобладают западные ветры.
Пояс является постоянным, с холодной снежной зимой и теплым летом.
Делится на пять секторов.
Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов.
Находится полюс холода Евразии (зафиксирована температура -70ºС).
(умеренный)
Динамическая пауза.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Работа с климатограммами. Учащиеся вовлекаются в дискуссию. После обсуждения каждая группа ребят озвучивает свое мнение и обосновывает его, эксперты подтверждают или опровергают правильность ответа.
Задание: Проанализируйте климатограмму по плану:
Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
Сделайте вывод: о климате какого города идет речь.
Варианты:
Индонезия, город Джакарта.
Италия, город Рим.
Саудовская Аравия, город Эр-Рияд.
Россия, город Москва.
Индия, город Мумбаи.
С целью выявить другие факторы разнообразия климата Евразии, кроме географической широты, можно применить эвристический метод «мозговой штурм». В целях предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку учащиеся должны владеть правилами участия в мозговом штурме, изучив заранее памятку (приложение). Задание – выбрать конверт с вопросом, в ходе «Мозгового штурма» ответить на вопрос и сделать вывод о влиянии других климатообразующих факторов на формирование климатических условий Евразии. Способствует развитию устной речи.
На склонах Уральских гор – западном и восточном – выпадает разное количество осадков. Почему? (Факторы – господствующие в умеренном поясе западные ветра и рельеф – Уральские горы, которые вызывают орографические осадки).
Самым влажным местом в мире является деревня Черрапунджи в Индии, у подножия самых высоких гор мира. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? (Факторы – господствующие в субэкваториальном поясе пассаты и рельеф – Гималаи, которые вызывают орографические осадки).
На востоке материка реки Амур, Хуанхэ и Янцзы разливаются летом. Чем объяснить летнее половодье именно восточных рек Евразии? (Причина – муссоны, которые господствуют в восточной части умеренного и субтропического поясов).
На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? (Причина – теплые течения Гольфстрим и Североатлантическое, которые оказывают отепляющее влияние на Исландию и северо-запад России).
Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? (Факторы – удаленность от океана и характер подстилающей поверхности. Полюс холода расположен на территории, удаленной от морей и океанов, в области резко-континентального климата с очень низкой влажностью. К тому же большая масса материка Евразия зимой промерзает быстрее и сильнее, чем вода океанов).
Рефлексия.
«Экспертная комиссия» анализирует деятельность всех групп, указывают успехи и ошибки. В заключении они просят ребят пантомимой показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Творческое домашнее задание.
Представьте в виде презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:
Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта
Стокгольм – Рим – Эр-Рияд — Коломбо
Приложение.
Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся
1.Формируйте свои мысли точно, но конкретно.
2.Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
3.Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
4.Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки — это мешает формулировать новые идеи
5.Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
6.Приветствуются все дополнения и уточнения.
7.Разрешаются задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.