Цель: Развивать любознательность, расширять представления детей о животном мире водоемов; воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.
Ход урока
(Кадр2) Под музыку «Яблочко» выходят моряки. Танцуют.
Моряк:
Колышится даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки,-
Привет от родимой земли!
И ночью и днем
В просторе морском
Стальные идут корабли.
Капитан. Команда, равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи!
Моряки (хором). Здравия желаем, товарищ капитан!
К. Вольно! Команда (дети) садится на свои места.
У– Дорогие друзья, сегодня на нашем научно-исследовательском судне “Искатель” мы отправляемся в плавание. Мы исследуем морские и океанские глубины, узнаем об их обитателях и о том, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.
К: Но прежде чем отправиться в путь вы должны заслужить право называться юнгами, то есть младшими матросами. Для этого нам нужно выполнить задание. Но вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле, и не знают морских терминов и понятий. Вам нужно объяснить их значение. (Кадр3)
Корабельная кухня | |
капитан | Командир судна |
кок | Повар на судне |
кубрик | Жилое помещение для матросов на корабле. |
штиль | Тихая погода на море, безветрие |
Штурвал | Рулевое колесо, которым управляют судно |
Штурман | Специалист по вождению судов |
Якорь | Металлический стержень с лапами, опускаемый на дно для удержания судна на месте |
К. Молодцы! Вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением звания юнги.
К: Нам нужно выбрать штурмана.
Ему дают штурвал.
– Штурман! Слушай мою команду: полный вперед! Поднять якоря!
Звучит запись морского прибоя.
Появляется Нептун с русалкой или рыбами.
Нептун.
Я – пучинный повелитель,
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите ль –
Только дальше, извините,
Ваш корабль не пойдет. Вот!
К. Господи! Да это же сам Нептун! Царь морей и океанов.
Нептун. Да, я – Нептун! И без меня вы дальше не поплывете!
К. Тогда поплыли вместе.
Нептун. Согласен! А это кто?
К. это наш экипаж. 4а класс
Нептун. Интересно, а на мои вопросы они смогут ответить?
Можно ли пить морскую воду?
Моряк. Морскую воду пить нельзя, так как в ней растворено много различных солей (35 граммов на 1 литр воды). Это примерно спичечный коробок на литровую банку воды. Поэтому морская вода имеет солено-горький вкус.
Проводит опыт по получению морской воды.
Моряк. А я знаю, что купание в морской воде очень полезно для здоровья человека. Но не все, как мы могут пустится в плавание. В аптеках продается морская соль, для того чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.
Нептун. Ну, молодцы!
Ребята, подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни.
(Кадр4) Кок. я –судовой кок. отвечаю за желудки моряков.Сегодня мы поговорим о водорослях. (выходят дети с продуктами из морских водорослей или выставка) Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы из морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет на наши умственные способности. Даже в соль, которая продается в магазине, добавляется йод.
(Кадр5)Русалка: Какие у вас умные моряки. Приглашаем вас к нам в подводное царство.
К: Штурман: Полный вперед! Держим курс к Карибскому морю (показать на карте)
Ролик «Жемчужины Карибского моря » 0:26-2:12сек.
Русалка: вам понравились наши жители? познакомьтесь с ними.
Выходят девочки, танцуют танец воды.
(Кадр 6)Девочки: Мы капли в океане. Нас очень много и мы всё про них знаем.
Рассказывают о животных.
На экране морские животные: актинии, медузы, акула, осьминог, дельфин (есть голос), летучая рыба, Морской ёж, краб, рак-отшельник, коралл, морская звезда, кит, морская черепаха.
О выделенных животных есть фильмы.
(Кадр7)Русалка: Послушайте. Кто это? (звук дельфина)
(Кадр8)Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво
— Очень быстро и игриво!
(Н. Мигунова)
Капля№1: Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины — это ушедшие когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины — самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по-особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.
Самыми способными считаются дельфины афалины. Иногда они проявляют даже большую сообразительность, чем дрессированные обезьяны. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут по-вторять отдельные слова и целые предложения.
У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», издавая посвистывания и пощелкивания. Преследуя добычу, дельфины издают звуки, похожие на собачий лай, когда их кормят, «мяукают», а когда поблизости появляются незнакомые предметы, голос дельфина похож на скрип ржавых дверных петель.
Русалка: Отгадайте загадку.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает. (Краб) (Кадр9)
Капля№2:
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Крабы, как и другие обитатели морского дна, — хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных ве-ществ. Но иногда крабы нападают на подводные плантации, на которых разводят устриц и мидий.
Странствующий краб однажды ввел в заблуждение даже самого Христофора Колумба. Этот вид краба живет не на дне, а путешествует по поверхности океана, сидя на оторвавшейся водоросли или ветке дерева. Когда Колумб приближался к берегам Америки, моряки заметили странствующего краба. Они решили, что где-то близко земля, а на самом деле до ближайшего берега было еще очень далеко.
Русалка: Отгадайте загадку.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.
(Кит) (Кадр10)
Фильм о ките (1мин 2 сек)
Русалка: Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Раки) (Кадр11)
Капля№2: У рака-отшельника твердым панцирем покрыта только пөредняя часть тела, а брюшко мягкое и беззащитное. Чтобы уберечься от морских хищников, эти животные прячутся в пустых раковинах морских улиток, как отшельники в пещерах. Мягкое брюшко может закручиваться в завитках раковины, а брюшные ножки быстро втягивают тельце внутрь.
При передвижении раки все время таскают раковину с собой. Когда им грозит опасность, раки-отшельники целиком забираются в раковину, закрывая вход большой клешней.
Когда рак-отшельник подрастает, старая раковина становится ему тесной. Он выбирается из нее и ищет себе раковину попросторней. В это время ему нужно быть особенно осторожным, чтобы не попасть на обед хищным рыбам.
Для усиления защиты рак-отшельник часто сажает на свою раковину морскую актинию. У этой красивой обитательницы океана, похожей на яркий цве-ток, очень жгучие щупальца. Если к ним прикоснуться, можно серьезно обжечься. Рак-отшельник встретив на дне понравившуюся актинию, клешней «срывает» ее с камня и пересаживает себе на раковину.
Русалка: Актинии – опасные животные. (Кадр12)
Фильм об актинии. (35сек)
Русалка: не только рак пользуется помощью актиний. Но и рыба с интересным название клоун. Фильм о рыбе клоуне. (14сек) (Кадр13)
Моряк: а у нас свой клоун есть. (выступление клоуна )
Русалка: Отгадайте загадку.
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живет.
(Морской еж) (Кадр14)
Капля№3:
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Они не родственники сухопутных ежей.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.
Несмотря на устрашающий вид, морские ежи часто оказываются беззащитными. Их основной враг — морские звезды.
Русалка: Отгадайте загадку.
Кто же в море
В каменной рубах?
В каменной рубахе
В море…
(Черепахи) (Кадр15)
Фильм об черепахе. (1мин 4сек)
Русалка:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног
— Воти весь я — … (осьминог). (Кадр16)
Фильм об осминоге. (1мин 12 сек)
Русалка: (Кадр17)
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
Фильм о морской звезде (30сек)
Русалка:
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба) (Кадр18)
Капля№4: В тропических морях живут рыбы, которые научились «летать». Передние плавники этих рыб развились в настоящие крылья. Перед полетом летучие рыбы сначала разгоняются в море до скорости 40 километров в час, плотно прижав плавники к телу. Затем рыбы широко расправляют плавники и резко выпрыгивают из воды. Они бьют по воде хвостом, чтобы увеличить скорость. Взлетая над водой, летучие рыбы уходят от преследующих их хищников.
В полете рыбы не машуг плавниками, как птицы, а просто планируют над водой. Таким образом летучие рыбы пролетают расстояние от 10 до 300 метров.
Русалка:
Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
Кмедузе прикоснешься
— Как током обожжет! (Кадр19)
Фильм о медузе (35сек)
Русалка:
Не смотри, что у Акулы
Не заметны с боку скулы
В пасти зубы в три ряда
— Съест любого без труда. (Кадр20)
Фильм об акуле (1 мин 02сек)
(Кадр21)Капля№5: В тропических водах океана, где температура никогда не падает ниже +20 градусов, обитают кораллы. Еще в древности люди ценили красоту кораллов и делали из них ожерелья, серьги и другие украшения. Из скелетов кораллов состоят целые острова — коралловые атоллы. Они бывают разной и невероятной окраски и кажутся восхити-тельными подводными цветами. На самом деле, это животные, которые проводят всю жизнь, прикрепившись к морскому дну.
Тело кораллового полипа напоминает пустой мешок, с одной стороны которого есть рот, окруженный щупалыдами, а с другой — плоский диск, которым животное прикрепляется к подводным предметам.
Скелет коралла со временем отмирает снизу, а коралл продолжает расти вверх. От него отходят другие кораллы, образуя ветвистое «дерево». Растут кораллы очень медленно.
Русалка: теперь вы познакомились с некоторыми жителями подводного мира. Нас очень много.
(Показ диск «Кирилл и Мефодий — энциклопедия», приложения-экосистема земли, тропические моря)
Дети отгадывают животных.
Вы, наверное, слышали про Книгу рекордов Гиннесса. У моря тоже есть свои рекорды.
(Кадр22)Самое большое и тяжелое млекопитающее – кит, его длина – 33 метра, вес – 187 тонн. На спине такого гиганта могут поместиться 30 слонов, а в желудок уйдет грузовик пищи.
(Кадр23)Самая страшная рыба – акула. Акулы появились 400 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Они очень прожорливы.
После Великой Отечественной войны в животе одной пойманной акулы нашли авиационную бомбу.
(Кадр24)Самое быстрое животное морей и океанов – дельфин-касатка. Скорость его передвижения 55 километров в час.
Фильм гроза. Вбегает Нептун. (Кадр25)
Планета когда-то
Прекрасной была.
И реки струились,
Прозрачней стекла.
Был снег белоснежным
И дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету
Природы искусный резец
Миллионами лет
Превращал в образец.
Но… сейчас
Истыкали трубы просторы небес.
Отравлены воды, испакощен лес.
Плывут облака,
Точно черная ночь:
Дышать и животным,
И людям невмочь.
Звучит сигнал “SOS” – сигнал тревоги.
(Кадр26)Моряк№1 За последние годы люди нанесли огромный вред морю и его обитателям. Шел танкер, вез нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть разлилась по поверхности воды.
Моряк№2 Пострадали птицы – чайки, утки, гагары: садясь на воду, они уже не могли взлететь, потому что нефть склеила их перья, и они погибли. Нефть не пропускает солнечные лучи. Растения не вырабатывают кислород. Рыбам нечем дышать, и они тоже погибают.
Моряк№3 В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора. Однажды у далеких берегов случилась беда. Стали гибнуть киты. Они задыхались, так как в дыхательные пути им попадали полиэтиленовые пакеты, которые принесло морское течение.
Моряк№4 250 лет назад в морях жили огромные неповоротливые животные. Они мирно жевали растения. Назвали их морскими коровами.
Мясо морских коров оказалось очень вкусным. Люди начали на них охотиться. Животные не боялись людей и доверчиво плыли к ним. А те убивали их.
Прошли годы, и морские коровы исчезли. Исчезли навсегда.
(Кадр27)Моряк№5 Многим морским обитателям и сейчас грозит вымирание. Это кожистые морские черепахи, атлантический морж, обыкновенный тюлень, синий кит, нарвал, атлантический осетр, севанская форель.
Капитан печальный. (Кадр28)
Моряк: не печальтесь капитан. Мы с ребятами постараемся сделать так, чтобы больше трагедий не было. Мы будем беречь природу. Правда, ребята?
Песня «Капитан улыбнитесь»
(Кадр29)Моряк. Давайте очистим наше море от мусора. Для этого он должен сказать, что он будет делать для того. Чтобы не обижать природу.
Вот видите, капитан, какие у нас умные дети. Мы споём с ними нашу экологическую песню. (Кадр30)
Песня: (пусть всегда будет солнце).
Защитим эту землю
От руки браконьеров.
Не позволим глумиться
Над природой родной!
п/в:
Пусть всегда будут реки
Пусть всегда будет рыба
Пусть всегда будет море
И подводный весь мир.
Капитан:
Мы поднимем якоря
И отплывает чуть заря.
Море зовет! Ветер поёт!
Вперед! Вперед! Вперед!
Мы поднимем якоря
И отплывает чуть заря.
Помни свой край!
Не унывай! Прощай!
Прощай! Прощай!
Литература:
Журнал «Пед.совет» №6, 2002; №5, 2006
Журнал «Читаем, учимся, играем» №1, 2006;№1, 2002
Журнал «Начальная школа»№22, 2001; №40, 2002
Карточки для занятий дома серия «Расскажите детям о морских обитателях»
Фильм «Прогулки под водой» из серии ВВС
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD)