Разработка урока
Учитель Загария Ирина Владимировна
СОШ № 34 Г. Енакиево Донецкая область
Тема: Климатические пояса и типы климата
Цель: познакомить с климатическими поясами Земли, выявить закономерности в выделении климатических поясов; дать представление о типах погоды в каждом климатическом поясе; развивать пространственное представление и логическое мышление, умение делать выводы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор; презентация, мультимедийная доска; атласы и климатическая карта.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.»Занимательная география»
После того как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется, дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пятачку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Кто рассуждал правильно?
Слайд № 2
1. Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее — в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал).
Слайд № 3
2. Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично, будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух».
Слайд № 4
3. «А вот мне дождик ни к чему — перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь — в Англии и зонтик купить», — заявила Сова.
Слайд № 5
4. «А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится», — задумчиво размышлял Иа.
Ответ:
Прав Кролик. Сова тоже не без основания собирается обзавестись новым зонтиком: если не уезжать из Англии, он понадобится. В тропиках же осадков мало из-за высокого давления, а на полюсе потому, что мало
испарение.
Слайд №6
2. Заполните таблицу и докажите, что климатообразующие факторы взаимодействуют между собой.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.
Наступило время подвести итоги нашего исследования атмосферы. Мы должны собрать все, что знаем о закономерностях в распределении на земном шаре температур, атмосферного давления, осадков, в перемещении воздушных масс.
Из «мозаики» элементов, которые характеризуют погоду и климат, необходимо составить целостную картину мира. Если правильно подберете и объедините элементы «мозаики», то перед вами появится новый «портрет» Земли, отображенный на карте «Климатические пояса».
В основе этого «портрета» лежит известное вам утверждение: климат зависит от географической широты, а значит, и изменяется он с широтой.
IV. Изучение нового материала.
Вводная беседа. ( слайд №7-8)
Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса, вдоль условных линий на карте. Выделяют семь основных климатических поясов, которые отвечают территориям формирования экваториальных, тропических, умеренных, арктических и антарктических
воздушных масс. Так же называются и основные климатические пояса, каждому из которых отвечает определенный тип климата.
В основных поясах в течение всего года господствует одна воздушная масса, следовательно, бывает один сезон года (за исключением умеренного).
Задание: Используя климатическую карту, найдите и запишите в тетрадь основные климатические пояса.
— экваториальный
-тропический
-умеренный
-арктический, антарктический.
Трудно представить себе, чтобы очень влажная, покрытая лесами территория в районе экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные( их шесть) , которые формируют две воздушные массы и в которых соответственно бывает два сезона. Летом в каждом переходном поясе господствует воздушная масса пояса, расположенного южнее, а зимой – того, который расположен севернее. (слайд №9)
Задание: Используя климатическую карту, найдите и запишите в тетрадь переходные климатические пояса.
2. Групповая практическая работа. ( слайд №10)
Задание: дать характеристику климатическому поясу.
1группа: экваториальный
2 группа: тропический пояс
3 группа: умеренный пояс
4 группа: арктический пояс
ВМ | Температура | Осадки, режим выпадения | ||
зимой | летом | |||
|
|
|
|
|
3. Отчет групп о проделанной работе. Показывают на карте границы климатического пояса, называют основные характеристики. Другие группы проверяют по климатической карте атласа. ( слайд №11-14)
V. Закрепление пройденного материала. ( слайды №15-26)
Географический диктант.
Определите тип климата по его характеристике.
1. Количество осадков в этом климатическом поясе очень велико и составляет от 1000 до 2000 мм/год и более, в течение года сменяют друг
друга воздушные массы тропических и экваториальных широт.
2. Здесь не заходит Солнце со дня осеннего до дня весеннего равноденствия и полгода не восходит над горизонтом. Где это бывает?
3.Этот пояс формируют тропические воздушные массы и воздушные массы умеренных широт.
4. Большая часть этого климатического пояса занята пустынями, где количество осадков менее 200 ммгод
5. Ярко выраженные четыре сезона года создают своеобразие природных условий этого климатического пояса.
6. Погода этого пояса отличается достаточным постоянством: здесь круглый год высокие температуры воздуха и значительное количество осадков.
Слайд № 27
Игра «Верю – не верю»
1.Океан смягчает климат.
Вблизи океана формируется умеренно континентальный тип климата.
2.Амплитуда температур воздуха морского типа климата большая.
Часто бывает облачная погода с ливнями .
3.Теплые течения согревают воздух.
Воздушные массы потому становятся засушливыми.
4.Континентальный климат засушлив.
Амплитуда температур небольшая.
5.Наветренный склон позвоночника более засушлив чем подветровой.
Перевалил через позвоночник, воздушные массы становятся влажными.
6.Муссонный тип климата характеризуется сезонными ветрами.
Лето – сухе и тепле, зима – влага и холодная.
VΙ. Итог урока.
VΙΙ. Домашнее задание.
На контурной карте обозначить границы климатических поясов и составить характеристику каждого.