Тема: Атмосферные осадки.
Урок географии в 6 классе
Разработку выполнила: Гусева Светлана Николаевна МБОУ
Июльская СОШ,
Воткинского района,
Удмуртской Республики
2012 год
Цели:
приобретение знаний об атмосферных осадках;
развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;
воспитывать бережное отношение к природе.
Учебник: Герасимова Т.П Начальный курс географии 6 класс 2007 год
Оборудование: карточки с листами самооценки и критериями самооценки
Приемы: Вопросительные слова, Бортовой журнал
Стадия Вызова
1. Скажите, ребята,
2. Давайте поговорим сегодня поподробнее об атмосферных осадках. Подумайте, какие другие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово атмосферные осадки? Запишите в тетради эти слова (существительные). Обсудите ваши слова в группе, отберите из общего списка 2-3 слова.
Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в заранее заготовленную таблицу:
Ключевые слова | |
Что? Для чего? Какой? Какие? Из чего? Как? Почему? | Дождь, снег, град питают землю виды, сила вода сырость, грязь атмосферные
|
3. А теперь, используя свои ключевые слова и мои вопросительные слова, придумайте и запишите вопросы по этой теме.
Каждый ученик самостоятельно записывает свои вопросы. Затем все вопросы обсуждаются в группе, из них выбираются наиболее важные и интересные, например:
Что такое атмосферные осадки ?
Для чего нужны атмосферные осадки?
Каким бывает атмосферные осадки?
Почему атмосферные осадки бывают разного вида и силы?
Почему люди чаще не любят когда выпадают разные виды осадков, а когда их нет, долгое время считают это стихийным бедствием?
Как сохранить чистоту атмосферных осадков?
Почему на Земле выпадает разное количество атмосферных осадков: где-то очень много, а где-то слишком мало?
Какие виды осадков выпадают в Удмуртии? Сколько воды выпадает у нас в Удмуртии? А где больше всех и меньше всех?
4. Давайте вместе определим, в какой последовательности нужно отвечать на эти вопросы.
Стадия Содержания
1. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них. Для этого составим «Бортовой журнал». Возможно, кто-то из вас знает ответы на вопросы, которые были заданы другой группой. Посоветуйтесь в группах и в левой колонке запишите то, что вы уже знаете о зрении и глазах, на какие вопросы у вас есть ответы.
Все сделанные записи обсуждаются в классе.
2. Остались ли у вас вопросы, на которые вы не знаете ответов? Тогда скажите, как мы можем получить на них ответы. — Можно поискать ответы в учебнике. Где еще? В энциклопедиях, Интернете.
Ученики читают текст параграфа по частям. Во время остановок в чтении ученики отмечают, на какие вопросы они нашли ответы, и делают записи в правой колонке «Бортового журнала» (Приложение № 1).
Стадия Размышления
1. Обсудите в группе, на какие вопросы вы нашли ответы и какие записи сделали в правой колонке.
2. Поделитесь своими открытиями с классом. Учитель спрашивает отдельных учеников из разных групп о том, что они узнали и записали в бортовом журнале.
3. А теперь давайте проверим, на все ли вопросы, которые были заданы в начале урока, мы нашли ответы.
2. Учитель спрашивает, где ученики могли бы поискать ответы на свои вопросы. Ученики выбирают для себя интересующий их вопрос для домашнего задания. Доклад «Почему бывают кислотные дожди, а также дождь из лягушек?», составить схему «Виды атмосферных осадков», составить диаграмму среднегодового количества осадков для г. Ижевска.
Пожалуйста, заполните каждый свой лист самооценки в баллах
Урок окончен выходя, не забудьте сдать листы самооценки.
Приложение № 1
Что я узнал нового | |
|
|
Приложение 1
Лист самооценки
Имя, фамилия____________________________________________________________________
Твой вопрос (3б):_________________________________________________________________
Вопрос, который был выбран группой:_____________________________________________
3. Бортовой журнал (3 б):
Что нового я узнал об атмосферных осадках?
| |
|
|
4. Ответ на групповой вопрос (2б):__________________________________________________
5. Ответ на твой собственный вопрос (2б):____________________________________________
6. Новый вопрос (3 б):_____________________________________________________________
7. Где я буду искать ответ на вопрос(2б):_____________________________________________
Общее количество баллов: 15 баллов
Критерии оценивания умения задавать вопросы:
Критерий 1. Связь вопроса с темой урока.
1 балл – вопрос имеет непосредственное отношение к теме урока
0 баллов – вопрос задан не по теме
Критерий 2. Вопрос понятен.
1 балл – всем одинаково понятно, о чем хотел спросить ученик
0 баллов – другим непонятно, о чем хотел спросить ученик
Критерий 3. Правильность формулировки вопроса.
1 балл – вопрос сформулирован правильно, не требует коррекции
0 баллов – вопрос сформулирован неправильно (нет вопросительного слова и т. д.), требует коррекции
Критерии оценки бортового журнала:
Критерий 1. Правильность заполнения колонок таблицы.
1 балл – информация, которая помещена в каждой колонке, соответствует названию колонки
0 баллов – информация, которая помещена в колонке, не соответствует названию колонки
Критерий 2. Характер записей в колонках.
1 балл – записи в колонках ведутся в виде ключевых слов и словосочетаний
0 баллов – ученик переписывает из текста целые предложения и абзацы
Критерий 2. Полнота записей в таблице.
1 балл – в каждой колонке имеется не менее 4 записей
0 баллов – в колонках таблицы менее 4 записей
Критерии оценки ответа на групповой вопрос:
Критерий 1. Соответствие содержания ответа заданному вопросу.
1 балл – ответ соответствует заданному вопросу
0 баллов – ответ не соответствует заданному вопросу
Критерий 2. Оформление ответа.
1 балл – ответ оформлен в виде развернутого высказывания, предложения (оформлены начало и конец предложения)
0 баллов – ответ оформлен в виде словосочетания или одного слова
Критерии оценки умения работать с источниками информации
Критерий 1. Знание источников информации.
1 балл – ученик называет не менее 2 источников информации
0 баллов – ученик называет 1 источник информации (учебник)
Критерий 2. Соответствие источников информации заданию.
1 балл – источники информации, названные учеником, уместно использовать при выполнении данного здания
0 баллов – источники информации, названные учеником, не могут быть использованы для выполнения его задания