Урок информатики 4 класс по теме «Исполнитель алгоритма»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского района Липецкой области



Урок информатики в 4 классе




«Исполнитель алгоритма»









Подготовила учитель информатики

Болгова Надежда Витальевна






2014-2015 уч. г.



Тема: Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя.

Цели:

Образовательные:

— формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов;

— проверка знаний;
— повышение интереса к изучению предмета;
— воспитание навыка быстрого мышления.

Развивающие:

— способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;

— способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

— развитие творческой активности учащихся;
— развитие познавательных интересов.

Воспитательная:

— способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения

Тип урока: закрепление полученных знаний

Оборудование: интерактивная доска StarBoard, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация к уроку


Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

2. Актуализация знаний

Что бы проверить ваши знания и вспомнить изученное на прошлых уроках, выполним задание на карточках. (Учащимся на каждую парту раздаётся задание, которое они выполняют в парах. Затем один человек из пары выходит к доске и выполняет на доске. )

Составить алгоритм:

«Почисти ковер»

«Сделай бутерброд»

«Завари чай»

«Погладь рубашку»

«Передай сообщение по телефону»

Во время работы отвечаем на вопросы:

— Что ты составил?

— Что такое алгоритм?

— Какой алгоритм ты составил?

— Какие виды алгоритма по способу записи ты знаешь? Какой твой алгоритм?

— Какие алгоритмы по последовательности выполнения команд ты знаешь?

3. Сообщение темы и цели урока

Ребята, а кто нам помогал выполнять алгоритмы на экране? (Робот)

Как мы его можем назвать? (Исполнитель алгоритма)

Вот вы и сами подсказали мне тему нашего урока. Записываем тему «Исполнитель алгоритма»

Сегодня на уроке закрепим понятие алгоритм, а также познакомимся с понятием исполнители алгоритмов, узнаем, кого можно назвать исполнителем алгоритма. Познакомимся с системой команд исполнителя.

4. Изучение нового материала

— Посмотрите на экран и скажите, что из изображенного на экране можно назвать исполнителем алгоритма, и какой алгоритм каждый из них исполняет? (робот, компьютер, человек, игрушка на пульте управления) 

— Все ли объекты можно назвать исполнителями алгоритма? (Только тот, который способен исполнять команды, встречающиеся в алгоритме)

— Команды поступают от человека, управляющего игрушкой или роботом, в виде определенных сигналов по радио или по проводам, поэтому мы говорим, что и робот и игрушка – это пассивные исполнители, так как они просто исполняют команды, которые выбирает для них управляющий ими человек.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Спецэффекты гра¬фического редактора" 8 класс

— Любая радиоуправляемая игрушка, как и робот, обычно может выполнять команды: «сделать шаг вперед», «повернуть направо», «повернуть налево» и некоторые другие.

Человек способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Поэтому про человека можно сказать, что он универсальный исполнитель любых алгоритмов.

-Назовите исполнителей следующих видов работы. (пекарь, швея, башмачник, стоматолог, дворник)

Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разработать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.

Компьютер – это особенный исполнитель, отличающийся от человека. Компьютер способен обработать закодированную информацию (данные), исполняя программы, написанные для него человеком. Про компьютер говорят, что он универсальный исполнитель алгоритмов, созданных для обработки информации.

— Заполнить таблицу «Человек и компьютер»

Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов, а компьютер — только исполнитель алгоритма, введенного в его память в виде компьютерной программе.

Исполнитель решает задачу по заданному алгоритму, строго следуя по предписаниям (программе) не вникая и не рассуждая, почему он так делает.

Вспомним забавный диалог из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»

Бедный Вовка! Ничего хорошего не получилось: почему-то рубилось тесто, а месились дрова.

Всё дело в том, что школьники в его время не изучали информатику, и он не распознал в лихих удальцах из ларца особый класс созданий, называемых

Бездумными Исполнителями (БИ).

-Какими должны быть команды, чтобы БИ нас не разочаровывал? (Правильными)

Но что это означает? (Понятными командами)

— Существенным свойством любого исполнителя является его способность точно выполнять последовательность действий, указанных в алгоритме.

— Чем различаются способы записи алгоритма решения одной и той же задачи для разных исполнителей, таких как человек и компьютер?

Различаются они разной подробностью описания и языком. Каждый исполнитель воспринимает команду из определенного набора команд, который называют системой команд исполнителя. Система команд исполнителя – это список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять. Например, в систему команд такого исполнителя, как человек, может входить команды: «подумай», «придумай алгоритм», «скажи ответ», «посмотри на экран», «проверь результат решения», «реши задачу», «составь программу для компьютера». Эти команды человек способен понимать и исполнять.

Собака может выполнить только определенный набор команд: «лежать», «взять», «фу», «сидеть», «ко мне» и некоторые другие.

Свежие документы:  Конспект урока по теме «Ветвления в Паскале»

Компьютер задач не решает, алгоритмов не создает, смысла программ на понимает. Он просто исполняет программу, которую человек написал для него на одном из языков программирования. Все команды языка программирования входят в систему команд исполнителя – компьютера. Они очень простые и конкретные. Например: «прочитай число, которое хранится в ячейке внутренней памяти с адресом», «сохрани вычисленный результат в ячейке внутренней памяти с адресом» и другие.

Физкультминутка

Сели расслабились и представили что вы в летнем лесу.

5. Закрепление изученного

1. Игра «Отгадай-ка»

— Не понимает и не исполняет никаких команд (Жук, цветок)

— Не понимает, но исполняет последовательность команд (компьютер)

— Понимает смысл текста, команд и исполняет команды (человек)

— Понимает и исполняет команды (собака)

2. Игра «Робот»

Один из вас сейчас на время станет «роботом». Робот – это машина, он во всем слушается человека и выполняет только те команды, которые ему заранее определяют. Давайте попросим съесть робота конфету. Что он должен сделать?

— Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).

Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:

  1. Возьми конфету

  2. Разверни конфету

  3. Съешь конфету

  4. Выброси фантик в мусорное ведро.

В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.

Задание «Нарисуй на доске солнышко» (выбирается 1 ученик).

  1. П
    одойди к доске

  2. Возьми мел

  3. Нарисуй солнышко

  4. Положи мел на место

3. Самостоятельная групповая работа:

Диктант по клеточкам:

1 вправо, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево,1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.

Дети разбиваются на группы и выполняют самостоятельно диктант по клеточкам, с последующей проверкой у доски. (Можно одного ученика вызвать к доске для выполнения)

6. Итог урока

Тест с использованием системы голосования Smart Response

Вопросы теста:

  1. Разгадайте ребус:


  1. Объект, который исполняет алгоритм, называется…

  1. Создателем и исполнителем алгоритмов является:

  1. Исполнитель алгоритма введенного в его память в виде компьютерной программы.

  1. Список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять:

  1. Универсальный исполнитель любых алгоритмов.

  1. Пассивный исполнитель алгоритмов.

  1. Не может исполнять алгоритмы…

7. Домашнее задание. Выставление оценок.

Пункт 17 стр. 128 – 132

На поле Робота расположены стены, как показано на рисунке. Нужно перевести Робота в клетку D. Составьте текстовый алгоритм.

2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо,

4 вниз, 1 вправо, 2 вверх.

8.Рефлексия урока

Если вам было интересно на уроке, вам понравился урок, и вы взяли для себя много интересного, то выберете радостного смайлика.

Если вы ничего для себя не взяли, а просто просидели целый, урок ничего не делая, то выберете безразличного смайлика.

Если вам урок не понравился, то выберете грустного смайлика.

Спасибо за урок. Молодцы!






Свежие документы:  контрольная работа по информатике в 9 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: