Конспект урока
«Условная функция
и логические выражения в Excel»
Тема. Условная функция и логические выражения в Excel.
Цель урока: научить учащихся применять условную функцию в ТП Excel. Отработать умения использования условной функции при решении задач практического характера.
Задачи:
Образовательная:
Повторение знаний по теме “Табличный процессор”.
Изучение правил записи условной функции в Excel.
Развивающая:
Развитие представлений учащихся о прикладном значении программ пакета MS—Office.
Развитие логическое мышление учащихся.
Развитие навыка анализа, синтеза.
Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
Воспитательная:
Стимулирование познавательного интереса учащихся.
Воспитание самостоятельности в работе;
Привитие навыков вычислительной работы.
Воспитание аккуратности и точности при записи формул.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-практикум, продолжительность – 45 минут.
Возраст учащихся: 10 класс.
Оборудование урока: персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями.
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы и целей урока- 1 мин.
Актуализация знаний (тест) — 6 мин.
Ознакомление с новым материалом – 11 мин.
Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) -15 мин.
Домашнее задание- 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Постановка темы и целей урока.
3. Актуализация знаний (тест).
Учащиеся выполняют тест по вариантам. Заранее выданы карточки для записи вариантов ответов. Учащиеся при выполнении заданий записывают варианты ответов на карточки и отмечают свои ответы на карточке теста.
Карточки с ответами учащиеся сдают учителю для проверки, затем ответы теста показываю на экране, учащиеся проверяют ответы (у них остались ответы на карточках теста).
4. Создание проблемной ситуации.
Тест – очередное зачетное задание (в 10-11-х классах зачетная система), предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Зачет ставится, если вы верно ответили на 4 вопроса, в противном случае – незачет. Давайте автоматизируем процесс выставления зачета.
На экране появляется таблица следующего вида, которую заполняем все вместе:
А | В | С | D | E | F | G | H | I | |
1 | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общая сумма | Зачет/незачет |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ячейках А2:А14 заранее внесены фамилии учащихся, в ячейки В2:G14 заносим данные (1 – верный ответ, 0 – неверный ответ). В ячейке Н2 будет формула =СУММ(В2:G2). Эту формулу надо скопировать в другие ячейки столбца H (по количеству учеников).
Какую формулу надо задать в ячейку I2?
Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
5. Ознакомление с новым материалом.
Общий вид условной функции:
=ЕСЛИ(;;)
Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определяется значением , в противном случае .
Логические выражения строятся с помощью операций отношения (,=,=,) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины ИСТИНА и ЛОЖЬ.
Вернемся к решению нашей проблемы: в ячейку I2 надо занести формулу:
=ЕСЛИ(H2>=4;»зачет»;»незачет»)
Давайте усложним задачу. Вы получите зачет автоматически, если за предыдущее зачетное задание у вас положительная отметка.
На экране появляется таблица, в которую добавляется еще один столбец с оценками за предыдущее зачетное задание:
А | В | С | D | E | F | G | H | I | J | |
1 | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общая сумма | Предыдущее задание | Зачет/незачет |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какую теперь формулу необходимо занести в ячейку I2, сколько теперь условий необходимо выполнить?
Формула в ячейке J2 примет вид:
=ЕСЛИ((И(H2>=4;I2>2));»зачет»;»незачет»)
6. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами).
Задача 1. В таблице содержатся данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Выясните, кто из учеников может заниматься в волейбольной секции, если туда принимают детей с ростом более 160 см?
Имя | Рост | Может ли заниматься | |
Иванов | Павел | 158 |
|
Семенов | Валентин | 161 |
|
Друнина | Екатерина | 165 |
|
Бабанов | Иван | 163 |
|
Смоквин | Валентин | 166 |
|
Неверова | Ольга | 168 |
|
Нужин | Алексей | 171 |
|
Полнухина | Елизавета | 162 |
|
Задача 2.10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее k очков. Сколько спортсменов получило звание мастера?
Бег | Прыжки | Плавание | Метание | Кол-во баллов | Мастер? | |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
Семенов |
|
|
|
|
|
|
Друнина |
|
|
|
|
|
|
Бабанов |
|
|
|
|
|
|
Смоквин |
|
|
|
|
|
|
Неверова |
|
|
|
|
|
|
Нужин |
|
|
|
|
|
|
Полнухина |
|
|
|
|
|
|
Петров |
|
|
|
|
|
|
Алексеев |
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Таблица содержит следующие данные об учениках: фамилия, возраст, рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см и возраст не должен превышать 13 лет?
7. Рефлексия.
Секвейн:
1 строка: условная функция
2 строка: 2 прилагательных
3 строка: 3 глагола
8. Домашнее задание.
Подготовлено задание, при выполнении которого, учащиеся дома сталкиваются еще с одной проблемой, которую решаем на следующем уроке.
5 учеников проходили тестирование по 4 предметам. Вычислить общий балл, полученный каждым учеником. Сколько учеников имеют общий балл ниже 13?