Методическая разработка урока по истории древнего мира «Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия» (в соответствии с ФГОС).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование первоначальных представлений о кастовом устройстве индийского общества.
Задачи урока:
-продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, уметь работать с текстом документа, работать с исторической картой.
-развивать мышление, наблюдение, творческое воображение учащихся;
-расширить и дополнить представление школьников о древней Индии;
-воспитать уважение к культурам других народов.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
-определять место исторического события во времени;
-использовать историческую карту как источник информации;-проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сопоставлять различные исторические источники, выявляя в них общее и различие.
-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия других обществ в мировой истории.
Основные понятия: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Ресурсы для проведения урока: учебник «История древнего мира», В.И. Уколова, Л.П. Маринович-М., Просвещение, 2012; историческая карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности», мультимедийная презентация «Индийские касты», рабочий лист обучающегося.
План урока.
1.Варны и касты.
2.Возникновение буддизма.
Организационная структура урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Организационный | Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие. Посадка | Приветствуют учителя. |
|
Актуализация знаний по теме «Ранние цивилизации Древней Индии». | В древности Индия славилась на весь мир как страна несметных богатств, удивительных чудес и ремесленных изделий. Давайте вспомним, что мы знаем об этой стране. Организует работу учащихся с картой. Расскажите и покажите на карте географическое положение Индии.
На каком полуострове находится Индия?
Какой климат в Индии? Покажите самые полноводные реки Индии? |
1 ученик работает с картой у доски.
На полуострове Индостан.
Жаркий,тропический, влажный.
Инд и Ганг. | Познавательные |
| Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями древних индийцев. Кроме этого, Индия являлась страной, поделенной на касты. О том, что такое касты, какие категории жителей Индии принадлежали к различным кастам и почему мы узнаем сегодня на уроке. Записывает тему урока на доске. О чем мы сегодня будем говорить (исходя из темы урока)?
|
Записывают тему в тетради. Высказывают свое мнение.
|
Регулятивные
Личностные |
Изучение нового материала.
|
Все общество в древней Индии делилось на особые разряды-варны. Оно делилось на сословия -варны (индийцы называют их джати, а европейцы — касты). Организует работу учащихся с историческим словарем. Организует работу учащихся в группах. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы(приложение1) Как объясняли индийцы их происхождение? Выступление ученика с опережающим заданием по вопросу «Возникновение буддизма». |
Ищут в словаре определение «варны», записывают в тетрадь.
Читают текст, отвечают на вопросы.
Работают в группах.
Слушают, задают вопросы. |
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Закрепление изученного. | Организует работу учащихся в парах.
Организует самостоятельную работу учащихся в тетради. | Выполняют задания на соответствие(см. приложение1. Выполняют задание 1,стр.42 в р/т (см. приложение 2). |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Проводит блиц-опрос: -на какие группы населения делилось общество в Древней Индии? -Мог ли человек перейти из одной касты в другую? -как, согласно воззрениям древних индийцев, появились индийские касты? -в чем главный смысл учения Будды?
Что сегодня на уроке мы узнали нового? Что вам запомнилось больше всего? Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
|
Коммуникативные УУД
Личностные УУД Регулятивные УУД |
Информация о домашнем задании. | §23,задание 2 в р/т,стр.42-43, сообщение о Конфуции. | Записывают д/з. |
|
Приложение 1.
Заполнить таблицу Работа по группам
Цвет | Основные занятия | |
Жрецы (брахманы) I группа
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Войны (кшатрии) II группа
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Земледельцы (вайшьи) IIIгруппа
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Слуги (шудры) IVгруппа
|
|
|
| ||
| ||
| ||
Неприкасаемые V группа
|
|
|
| ||
| ||
|
Приложение 2
Найдите соответствие букв и цифр.
1.Служили в армии и управляли страной | |
Б)Кшатрии(воины) | 2.Служили высшим кастам |
В)Вайшьи (крестьяне,торговцы и ремесленники) | 3.Проводили религиозные ритуалы, вершили суд и проповедовали. |
Г)Шудры(слуги) | 4.Городские жители этой касты занимались ремеслом и торговлей, а сельские работали в полях. |
Приложение 3
Прочитай «Гимн Пуруши». Допиши пропущенные слова.
Вот Пуруша тысяченогий,
Тысячеглавый, тысячеглазый,
Землю кругом плотно облегший,
Возвышался на десять пальцев.
Нарекли его рот______________________________,
Его руки стали————————————————,
Его бедра назвали———————————————,
Его ноги родили………………………………………. .
Что запрещалось представителям любой касты?