Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского города Волжского Волгоградской области
Китапова Евгения Михайловна
Разработка урока по географии
«Обобщение по теме «Природа России»
8 класс
Эпиграф к уроку: «Любить Родину, значит знать её» В. Г. Белинский
Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Природа России»
Цель урока: ребята, мы изучили особенности географического положения, рельефа, полезных ископаемых, почв, растительного и животного мира, внутренних вод и природных зон России. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Повторить и обобщить знания, полученные о природе России.
Сравнивать, решать логические задачи.
Развивать умения работать с картой.
Рассматривать вопросы охраны природы.
I.Организационный момент.
II.Обобщение знаний учащихся.
Слово учителя: Мы живём с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания вам пригодятся в дальнейшей жизни. Урок мы проведем в форме соревнования: 1 ряд- 1 команда.
1 задание- разминка в форме викторины.
а) Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские Ворота)
б) Какое название полуострова говорит о его величине? (Ямал)
в) Какая земля никогда не старится? (о. Новая земля)
г) Каким поясом не подпояшешься? ( Часовым)
д) Какой город может парить в воздухе? ( Орёл)
е) Столица Российской Федерации? ( Москва)
ж) Какой город России называют «Северной Венецией»? ( С. Петербург)
з) Ответьте быстро:
бриз- это не город, а…….(ветер)
айсберг- это не вулкан, а…….(отколовшаяся часть ледника)
тундра- это не река, а…….(природная зона)
гейзер- это не растение, а…….(фонтанирующий горячий источник)
и) Назовите реку с притоком, который превышает по длине саму реку (Обь, Иртыш)
к) Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга)
л) Объясните поговорку «Река Ока- Волги правая рука». Что называют левой рукой Волги? (приток, Кама)
м) Я город-герой. Стою над Невой. О каком городе идёт речь? ( С. Петербург)
н) К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал)
о) Назовите древние названия рек Дона и Волги. (Танаис, Ра и Итиль)
2 задание- Реши логическую задачу: что или кто лишний и почему.
1) уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ;
2) Волга, Печёра, Лена, Ангара, Каспий;
3) русские, татары, москвичи, башкиры, коми;
4) Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Урал;
5) Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский;
6) сток, падение, плодородие, уклон, режим питания, межень;
3 задание. Географические загадки на тему « Полезные ископаемые»
1) Тот камень чудесный с Урала
Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут? (малахит)
2) В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и ………(гранит)
3) Найдём в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом -……..(изумруд)
4) Я был когда-то смолою.
Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце порою,
И липкой смолой застывал. (янтарь)
5) В таёжных, диких лесах,
В Сибири, в Якутии дальней.
Найдены россыпи драгоценных камней,
По твёрдости нет им равных.(алмаз)
6) Для лёгкости в сплавы даётся,
Мощь самолёта создал,
Тягуч и пластичен, отлично куётся
Серебряный этот металл.(алюминий)
4 задание: О каком географическом обьекте говорится в литературном произведении?
1)Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
Сколько вёрст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольётся в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдётся кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.
(о реке Волге)
2) ….Родная — как ещё теплее
О тебе сказать смогу?
Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом вся блестя, зимой – белея,
В твёрдом льду и дымчатом снегу.
Знать, не зря кормилицей назвали мы тебя.
Не раз твоею лишь добротой
Мы, ханты, выживали…
И богатства перечтёшь едва ли
Те, что ты за пазухой хранишь.
Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами кажутся плоты….
Города, посёлки и заводы
На себе на север тащишь ты…
(о реке Оби)
3) У тебя, краса- река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.
(о реке Лене)
5 задание. Географическая эстафета.
У доски – конверты с названиями природных зон России. На первых партах – карточки с названиями растений и животных. Ученики каждого ряда по одному подходят к первой парте каждого ряда и берут по одной карточке, читают, какое растение или животное на карточке написано, подходят к доске и опускают карточку в тот конверт (природную зону), который считают правильным по их мнению. Какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием — тот и победит.
6 задание- Ответь на вопросы к отрывку В.М.Сдобникова «Тундра»
1) Почему в тундре много озёр?
2) Почему в тундре не произрастает лес?
3) Чем занимается в тундре население?
III-подведение итогов урока.
1)Достигли ли цели урока?
2) Объявление победителей и выставление оценок.
3)Урок закончить стихотворением Т.Чистяковой «Россия»
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В жёлтом мареве цветов.
И за шепот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина моя!